Youkoso Jitsuryoku Shijou Shugi no Kyoushitsu e 2nd Season

Jul 16, 2023 12:34

ようこそ実力至上主義の教室へ 2nd Season



Жанр: школьная жизнь, интриги, насилие, социальные скачки, сейнен
Выходил: июль - сентябрь 2022
Английское название: «Classroom of the Elite II»
Русское название: «Элитный класс, 2й сезон»
13 эпизодов
Оценка: 8 из 10

Невинная детская игра в генерала Карбышева?!

Не прошло и декады… а точнее - всего пять лет, как мы возвращаемся в крайне своеобразную школу Кода Икусей. Впрочем, для учеников школы, кажется, не прошло и пары дней, поскольку действие начинается на круизном лайнере, каковой, насколько я понимаю, везёт их с того самого «необитаемого» острова. Но учсостав не дремлет и задумывает очередной спец-экзамен. На сей раз - поделив учащихся на смешанные группы с участием в каждой равного числа учеников из всех классов устраивают серию игр, напоминающих классическую «мафию». Правда - дооснастив правила игры дополнительными условиями, завазанными на всё те же личные и классные очки. А значит - в очередной раз начинается жестокое противостояние, в котором Хорикита-сан и Аянокоджи-куну надо постараться снова приподнять свой класс, а остальным… ну, хотя бы не вляпаться в какую-нибудь поганую историю.

История просмотра

Первый «Добро пожаловать в класс превосходства» (который теперь для западных людей с потерей смысла, но с выигрышем в удобстве адресаии сократили до «Элитного класса») я посмотрела с задержкой в два года. На сей раз - уже в год. И хотя на мой взгляд второй сезон вышел несколько более слабым, есть подозрение, что с третьим сезоном, анонсированным на январь 2024 задержка будет ещё меньше. Потому что лучше или хуже, но сериал продолжает и будоражить интригами, и просто играть на нервах. И, как и в прошлый раз - точка в конце сериала поставлена вполне жирная, но и новая тема заявлена, и старые далеко не полностью раскрыты… Так что анонс третьего сезона в конце второго был не просто отрадным, но и крайне уместным. Однако, по порядку.



Техническое исполнение

Честно говоря, хотя я и смотрела первый сезон не с пять, а четыре года назад - всё равно давно и ничего не помню. Но пересматривать поленилась, хотя в общем-то имеет смысл (в первую очередь ради сюжета, чтобы мучительно не вспоминать «кто на ком стоял»). Но так же и подзабылось, как он был нарисован. И, конечно, можно списать это на то, что я изрядно разбаловалась на недавно просмотренных «Совах», «Хэйке» и «86», но как-то в данном случае была опечалена. То есть нет, самое главное в любой истории - это люди. И люди-то здесь нарисованы вполне хорошо. То есть вполне нормальные (для анимэ) фигуры и лица, отдельно приятно - что в глазах вполне по-человечески прорисованы зрачки и радужки… То есть всё как я люблю. Но вот с остальным - как-то тускло.

Впрочем, нет. Слово «тускло» здесь неприменимо, поскольку вся картинка здесь хотя и не настолько неоново-кислотная как в уже помянутых «Совах», но тоже весьма и весьма яркая. Но если яркость красок в изображении персонажей меня вполне устраивает, то вот со всякими фонами беда. Потому что это очень яркая и главное - заметная CG. Просто бич современности: CG, разительно отличающаяся по качеству, проработке, натуральности и даже расцветке от нарисованного условно руками. «Условно» потому, что явно же, персонажей тоже рисуют не без помощи компьютеров. Но здесь, как, увы, довольно часто в последнее время, фоновая CG бьёт по глазам постоянно. Да, это, конечно, хорошо, и в общем-то даже требуется сюжетом, что у нас довольно много всяких локаций, а их, естественно, рисовать на компьютере полегче будет… Но когда они настолько резко отличается от стиля изображения героев - это не есть хорошо.

И откровенно, чудовищно ленились режиссёры с операторами. Весь сериал представляет из себя практически статичные ростовые, поясные и портретные кадры в совершенно банальных решениях. Практически полное отсутствие визуальных акцентов - если нам показывают какое-то здание, то это не потому, что оно как-то отражает происходящее, а просто говорит нам: дальше действие происходит здесь. Падающий снег не задаёт настроения, а является предлогом для фразы героини (или героя). И так далее. Хотя, конечно, при учёте того, что как раз люди здесь нарисованы весьма симпатично это вроде бы и не плохо. Но как-то очень уж печально.

Намного лучше ситуация с аудио-дорожкой. Пожалуй, меня не особо вдохновили ни опенинг, ни эндинг, хотя на мой опять же субъективный вкус - это одни из лучших опенингов и эндингов недавних (по времени выхода) сериалов, какие я смотрела. Но всё же они просто хорошие для меня, а не так, чтобы «прямо ах!» Другое дело - музыка в фоне. Вообще, есть подозрение, что где-то в начале-середине десятых годов этого века на неё как-то подзабили, а на рубеже десятых и двадцатых - где-то услышали мои стенания и вдруг вспомнили про такой замечательный инструмент подчеркивания, оттенения происходящего на экране. В конце-концов, это нужно быть Серджио Леоне, чтобы запузырить фильм, в котором аж восемь минут прямо от начала нет никаких звуков, кроме шума ветра и скрипа ставень. Это уметь надо! (Я, конечно же, про великий «Хороший, Плохой, Злой»). Так что не надо пренебрегать фоновой музыкой. И здесь не пренебрегают. Более того, фоновая музыка тут просто отличная. И сама по себе, и как настроение передаёт! Вот здесь действительно «прямо ах!» Даже задумываюсь, не скачать ли саундтрек?

Сейю… И они тоже, как и в первом сезоне - не подвели. И если к моменту просмотра первого сезона я более-менее выделяла классную руководительницу класса D (ибо Сато Рина-сан мне встречалась неоднократно, хотя бы в роли Наги в гениальном «Eve no Jikаn» или Мисаки в «Рельсе»), да Такецу Аяна-сан (тоже не раз, например как Азу-нян в «К-Он!», а здесь - героическая Каруизава Кей), то к теперешнему моменту я уже познакомилась и с Кито Акари, которая здесь играет замечательную Хорикиту Сузуне, а мне запомнилась ещё и как милейшая Усагихара-сан в «Матроске Акеби-тян». Не подвели и парни. Чиба Шое-сану, судя по всему, очень хорошо удаются безэмоциональные парни. Что здесь он Аянокоджи-кун, что в 86 он прекрасно Шина сыграл… А Музинака Маски очень мощно сыграл вызывающего просто волны злости Рюэна, хотя в других ролях, где я его встречала - впечатления не производил совсем. На самом деле поработали отлично все.

А вот перевод… С переводом всё очень печально. В принципе, он выполнен на вполне обычном для современности уровне. Перевели как смогли, через спелл-чекер прогнали, вычитывать поленились. И обычно такой уровень можно считать вполне удовлетворительным. Ну, пропавшая буква «а» в слове «она», превратившая девочку в мальчика - это скорее повод посмеяться. Но… всё это как-то допустимо лишь для сериалов, где по сути мы понимаем, что было сказано из происходящего на экране. Здесь - такой уровень недопустим. В этом сериале сплошные интриги, коварство, игра оттенками смыслов как минимум на уровне «»I said it couldn’t fly, I never said it couldn’t taxi!» (Цитата из великолепной игрушки прошлого века «Full Throttle»). Здесь просто нельзя переводить левой пяткой. Но именно ею и переводили. Да, рано или поздно таки становится понятно, что было на самом деле сказано. Но возможность думать вместе с героями страдает драматически. И это очень обидно. Надеюсь, третий сезон переведут лучше.

В результате в целом техника не сказать, чтобы прямо вся замечательная, очень много неприятностей, но много и хорошего. Однако всё же это, скорее даже 6-7 баллов, а не 8. Хотя и сюжет не лишён проблем.



Проблемы в сюжете

И опять можно сказать, что все проблемы в сюжете делятся на несколько групп. То есть постоянно возникают идентичные по принципу неприятности. Классический пример, и здесь, к сожалению, этого «добра» просто навалом, - это приём типа «внезапноштирлиц». То есть когда люди собираются произнести какие-то важные слова, или сделать что-то… и тут, внезапно, звонит телефон, в комнату врывается ещё один участник, ну и тому подобное. Ровно в ту самую секунду, не раньше и не позже. В результате - слово не сказано, дело не сделано. Да, подобные случайности бывают. Более того, в некоторых сериалах я с огромным удовольствием наблюдала ситуации, когда вот это вроде бы случайное совпадение было на самом деле тщательно спланировано одним из участников действа. Здесь такая ситуация происходит лишь один раз. Все остальные, происходящие с унылой регулярностью - именно случайности. Дурацкие рояли в кустах.

Вторая группа проблем - это довольно странная мотивация поступков героев. Конечно, можно это списать на то, что некоторые герои ещё сами в себе не разобрались. Как, например, сам Аянокоджи-кун в общем-то пока ещё понимает, чего хочет лишь в общих, весьма размытых чертах. Но вот замечательный поворот Сузуне-тян, которая вроде бы прекрасно осознаёт, что её стремление вытащить рейтинг своего класса из D в А есть лишь результат её стремления быть признанной братом как достойной младшей сестрой… Но почему-то в некий момент она заявляет, что не уверена, чем ей поможет членство в школьном совете. Хорошо, предположим, она, что вполне, кстати, справедливо было обсуждено ещё в первом сезоне воспринимает личный переход в класс А как не самую интересную перспективу. Даже не только потому, что это будет её чисто личной победой, а скорее потому, что она не справилась с окружающими условиями и в некотором смысле сбежала. В этом есть логика. Однако в случае со школьным советом - она не «сдаёт» класс, а получает ещё один рычаг влияния, причём он действует и на одноклассников. Я в данном случае даже не про формальные вещи, а про некоторые психологические аспекты. В том смысле, что если у вас сатароста ещё и в школьном совете, то это как-то… стимулирует и обязывает. Да, конечно, для этого старосту должны уважать. А с коммуникациями у Сузуне-тян проблемы. Но, как раз именно во втором сезоне она (не без помощи Аянокоджи-куна, естественно), наконец осознаёт эту свою проблему и видимо, то есть наблюдаемо начинает над этим работать. Так что в ближайшей перспективе ей вход в школьный совет будет довольно выгоден. И, простите, кем-кем, а вот дурой Сузуне-тян не является. С мозгами у неё всё более чем хорошо. Она прекрасно должна понимать этот момент. Но, тем не менее - выдаёт подобные заявления.

Это был лишь один, но, возможно, самый наглядный (и самый «бесспойлерный») пример довольно странного поведения. На самом деле странности здесь выдают многие. Что, естественно, печалит.

И третий класс проблем - это когда непонятно, что происходит. В большой, но всё же не «большей» степени она происходит из-за того самого почти что халтурного перевода, на который я ругалась выше. В некоторых случаях - это вообще какая-то непонятка. Например, в самом начале нам показывают, что группа «Земля» единственная вышла на «первый сценарий». То есть когда все отвечают точно в срок (а не раньше) и отвечают правильно. Однако… с какого-то перепугу Аянокоджи и Сунуе-тян рассуждают о том, что в этой группе был предатель. Там не было предателя. Или это была не группа «Земля». Вот это что, перевод или недомыслие авторов? А в других случаях герои начали вести себя как-то странно, но потом, когда вся интрига уже практически расплелась - я понимала: «ах вот что на самом-то деле было сказано (а не то, что нам перевели)! Тогда понятно, логично действовали граждане.» Ещё раз повторюсь: в этой своеобразной школе очень многое построено именно на нюансах формулировок. Правил школы, правил экзаменов, заключённых договорённостей. То есть юридичское крючкотворство цветёт пышным цветом. А переведено это… ну, как обычное анимэ.

Однако, далеко не все проблемы «непонятно что происходит» касаются перевода, чуть выше я приводила пример, когда не понятно, кто там на самом деле виноват: авторы или переводчики. Много примеров и того, когда оно непонятно в принципе, когда вина именно на авторах. Причём этот вариант разваливается на два подвида:

Во-первых, авторам не всегда удаётся красиво показать интригу. Да, в некоторых случаях (как, например, в интриге с передачей экзаменационных вопросов) если сразу же раскрыть всю последовательность событий - то для зрителя никакой интриги и не будет. Однако этим приёмом авторы откровенно злоупотребляют и, образно говоря, в расследовании зритель не участвует. Он видет пакет событий без ключевых точек, затем финал интриги… и после этого нам рассказывают, а что за ключевые точки тут были. Да, конечно, можно просто наслаждаться хитрым и коварным ходом тех или иных героев. Но хотелось бы как-то… соучаствовать. Здесь такое удаётся не всегда.

И второй под-тип - это непонятное, которое даже пост-фактум не получило никакого объяснения. Вот, например, жуткий эпизод, послуживший толчком для выбора эпиграфа. В сцене с Казуихарой, вынужденной играть то ли Зою Космодемьянскую, то ли генерала Карбышева - Аянокоджи появляется в самый последний момент. Причём далее он сам, обдумывая сложившуюся ситуацию, утверждает, что и запланировал появиться в тот момент, когда Казуихара будет готова сломаться и сдать его. Кстати, просчитался, скотина. Казуихара его так и не сдала и более того - уже не сдала бы никогда, но об этом я расскажу позже. Нарекание же здесь в другом: у нас имеется явно показанный факт: Рюэн обезвреживает камеру видеонаблюдения. То есть ни Аянокоджи-кун, ни Чибашира-сенсей, ни брательник Сузуне-тян не имеют ни малейшего понимания, что происходит на складе. Однако Аянокоджи подходит именно тогда, когда собирался, а Чибишира и Хорикита каким-то неведомым способом таки фиксируют, кто первым начал драку. Опять же - не единственный пример загадочных нескладушек, изрядно портящих впечатление.

Ну и напоследок. «Печально я гляжу на наше поколение». Точнее - не на наше, а на их. В одном из сюжетов граждане авторы крепко испортили репутацию. Правда не себе, а японской образовательной системе. Но это и глупость авторов. Вот что им стоило написать, что Сузуне-тян и Кикю устроили «дуэль» на оценках по японской литературе, скажем? Которую никто не знает. Нет же, они не только устроили дуэль на математике, так ещё и задания на экране показали. А, ёлки-палки, математика - она универсальна для всех народов. И, дорогие мои! Задачу «решить уравнение sqrt(4a^2-4a+1)+abs(a+4)=a+7» я решаю в уме. В советской\российской программе модули проходят в пятом классе, формулу квадратов суммы и разности - в седьмом. У нас же здесь элитная школа. И экзамен проходит в десятом классе. И, напоминаю, половина учеников с него стонет, а традиционно на этом экзамене некоторые люди вообще вылетают из школы. М-да… Печально я гляжу на это поколение.

Впрочем, есть и…



Хорошее в сюжете

Честно говоря, очень многое, что я отношу в этом сюжете к хорошему, имеет довольно своеобразный «привкус». И начать здесь можно с уже упомянутого сюжета с генералом Карбышевым. Прямо скажем, тот факт, что эта школа - отнюдь не подарочек, мы уже знали давно. И более того, в анимэ я не раз встречала истории и про психологическое давление, и про откровенно физическое насилие. Но тут нам регулярно демонстрируют такую чернуху, что это… Ну, знаете, это, конечно, круто, но как-то перебор. Перебор именно в том, что это уже именно чернуха, если говорить про атмосферу в классе С. И просто запредельщина - в той самой истории с Казуихарой. Извините, но то, что её пытали две серии подряд, поливая холодной водой на морозильном складе, то есть в прямом смысле как нацисты генерала Карбышева… и это всем сошло с рук, потому что Казуихара не настучала, а камера была отключена? При том, что на склад в результате вошли двое сторонних свидетелей (помимо Аянокоджи-куна)? Вы вот серьёзно хотите нас убедить в том, что такое показывать - это нормально, и что такое развитие событий - тоже нормально?

Но с другой стороны, это и прекрасный сюжет. Именно потому, что Казуихара не просто вела себя по-настоящему героически. Как и надо перед лицом такой сволоты. Но вдвойне прекрасно имено то, что она и правда не только вплотную подошла к тому, чтобы сломаться - но вместо этого, как это и бывает у настоящих людей, вот добравшись до этого пика… она изменилась. Окончательно поняла, какой перед ней стоит выбор. Увидела это «и с тех пор тянутся передо мной пыльные окольные тропы» сломанного труса и предателя. И… решила остаться человеком. Честно говоря, не могу сказать, чтобы она мне особо нравилась с самого начала, скорее ближе к «нет». Ну, при всём моём сочувствии её предыстории, Казуихара всё-таки не слишком умная девушка с не слишком симпатичным поведением. Однако вот за этот переломный момент я зауважала её… наверное, как никого другого в этом сериале. Натурально же, человек.

Что выводит нас и ещё на один пласт сюжетов. Да, нам опять же не раскрыли в полной мере предысторию гражданина Аянокоджи (а там, кстати, тоже своеобразные штуки угадываются), но сам он - весьма интересный субъект. Ну, в принципе мне довольно импонирует его безэмоциональность, временами до полного восторга. Если уж продолжать вспоминать эту жуткую историю, то когда он молотит лежащего Рюэна по морде, я просто восторгалась ответом на вопрос, мол чувствует ли он удовольствие от власти над врагом, радость от его унижения? «Отчего я должен испытывать удовольствие от повторяющихся механических движений?»

Но с другой стороны, это и хорошо и плохо, но Аянокоджи в основном совершает довольно добрые и этичные дела, но абсолютно недобрыми и неэтичными методами. При этом совершенно не задумываясь о таких категориях. Он всё ещё воспринимает остальных людей как пешки, а если его цели и в какой-то мере добры и этичны, то это лишь совпадение. Он, повторюсь, вообще не оперирует такими категориями. Даже не задумывается. Есть цель, он к ней идёт. Цель оказалась доброй? Ну, ОК. Причём, насколько я помню, в первом сезоне он тоже был весьма своеобразен, но настолько аэтичен всё же не был. Да, конечно, тут можно бы сказать, что просто необходимости в таком не возникало. Но опять же, в этом сезоне как-то уж слишком начали давить именно на этот аспект. И получилась чернуха. Хотя… и опять же, в этом есть своеобразная хорошая черта: благодаря таким целям и таким средствам получаются весьма неплохие «качели», когда гражданин Аянокоджи то вызывает чуть ли не отвращение, то наоборот, как-то дмже и симпатичен. А мне всё-таки нравится, когда отношение к происходящему меняется в ходе развития сюжета. Когда новые и новые детали ставят всё с ног на голову и с головы обратно.

Так же мне довольно неплохо понравился тлеющий ещё с первого сезона конфликт между «искуственным» гением Аянокоджи и «натуральным» некоторых других учеников. Хотя на мой взгляд - конфликт не стоит выеденного яйца, поскольку гений это всегда и талант, и труд. Собственно, в этом сезоне как раз «папаша» Аянокоджи это конкретно подтвердил: Аянокоджи-кун у него получился такой только один. Потому что как бы он не тренировал других подопытных - таланта у них было поменьше и результат получался тоже хуже. Соответственно, и другие, «натуральные» гении… они тоже не только лишь талантливы, но гениальны именно потому, что работали со страшной силой. Но, и это тоже хороший аспект сюжета - они просто пока ещё не дошли до этой мысли сами. В какой-то мере - недооценивают свой собственный труд по саморазвитию. Это они зря, но то, что проблема такая есть - хорошо, что показали.

Плюс - всё же было очень интересно наблюдать и за интригами, и вообще думать вместе с героями, что делать с конкретной входящей ситуацией. В особенности - когда нам дают таки всю информацию к размышлению. Как в случае с тем же экзаменом (в частьи которого Сузуне-тян «дуэлировала»). Я, например, не пропустила мимо ушей фразу Чибашира-сенсея, что на нём каждый год вылетает «одна-две» пары. И сделала тот же вывод о методике формирования пар, что и Сузуне-тян с Аянокоджи-куном ещё до того, как его озвучили прямым текстом. Это всегда приятно.

Ну, и наспоследок, всё же мне очень симпатична Сузуне-тян. И то, что её тут было довольно много (а в первой половине она вообще вторая главная героиня… то есть героинЯ главная вообще одна) - мне было крайне приятно.



В общем и целом, пожалуй, второй сезон мне понравился немного меньше первого, хотя я и поставила ему ту же оценку. Очасти из-за нескладушек, отчасти из-за чернухи, и откровенной мерзости, причём остающейся не просто безнаказанной, а ещё и допустимой. Но много и красивого по-настоящему. Плюс заявленные в результате этого сезона два основных конфликта для третьего - весьма интересны. Так что буду ждать его. Но слабонервным личностям с хорошей эмпатией я бы этот сериал не очень рекомендовала.

school, seinen, detective, anime

Previous post Next post
Up