Youkoso Jitsuryoku Shijou Shugi no Kyoushitsu e

Oct 24, 2019 21:39

ようこそ実力至上主義の教室へ



Жанр: школьная жизнь, заговоры, социальные скачки
Выходил: июль - сентябрь 2017
Английское название: «Classroom of the Elite»
Русское название: “Добро пожаловать в класс превосходства”
12 эпизодов
Оценка: 8 из 10

Школьная жизнь - такая же, как и взрослая.

Старшая школа Кода Икусей - уникальное элитное учебное заведение, известное тем, что 100% его выпускников сразу же находят работу или поступают в ВУЗ. Впрочем, попасть в него можно на общих основаниях, как обычно - серия экзаменов. Но есть нюансы. К примеру, в зависимости от результатов экзаменов абитуриента распределяют в один из классов: кого получше в класс А, а едва-едва прошедших - в D. Впрочем, рейтинг пересчитывается регулярно. А ещё школа стоит на острове, где для учащихся организован замкнутый цикл - выходить с него нельзя, но и все радости жизни на острове доступны. Причём не за нормальные деньги, а за баллы, которые начисляются каждому раз в месяц. По идее - нормально так начисляются, по 100 тысяч на лицо. Вполне неплохая зарплата, по нашим меркам. При учёте отсутствия квартплаты - так вообще красота. Так вот, наш герой, видимо, расслабился на экзаменах, и пройти-то прошёл, но в самый хилый D-класс. Ну и что? Или всё не так просто, как кажется?

Очередное школьное анимэ, да ещё и с очередным безумно длинным названием. Но его мне рекомендовали как весьма неглупое. И в общем-то это оказалось справедливо. К тому же нарисовано симпатично.

Сразу же надо заметить: читая название и официальный анонс (я его намеренно несколько расширила) ожидаешь чего-то вроде противостояния успешных и неуспешных учащихся, какого-нибудь горничные против господ. Между классами или внутри его - не важно. Тема, увы, актуальная, но всё же поднадоевшая. И к большому моему удовольствию - на самом деле здесь практически не раскрытая. Да, определённое отношение свысока здесь обозначено, но довольно слабо. Основной сюжет идёт совсем не в этой плоскости. Однако, по порядку. Сначала - вернёмся к технике, о которой уже было вскользь упомянуто.

Собственно говоря, да. Нарисовано оно действительно весьма симпатично. Немного более утрированно, чем я предпочитаю, но очень близко к оптимуму. Достаточно ярко, в приятном стиле, красиво и разнообразно как в людях, так и в фонах. Это при том, что все фактически заперты в школьную форму. В целом, к картинке у меня нареканий нет.

Сейю - из молодых, но талантливых: практически все начинали в 2014-2015 годах (я говорю о главных ролях), но к данному моменту уже имеют довольно заметное «портфолио». Не могу сказать, что меня кто-то особенно зацепил голосом, но опять же - сыграно очень и очень хорошо. Достойно.

В части технической единственное моё нарекание - это музыка. Понятное дело, что фоновой практически нету, перестали нынче уделять такое внимание этому вопросу, к моему глубочайшему сожалению. А может быть и нет: дело в том, что как раз опенинг и эндинг здесь какие-то на мой взгляд. Пожалуй, если бы фоновая музыка была бы такого же качества - на пользу сериалу это не пошло бы. Так что пусть будет тихим.

А вот по части сюжета у меня нарекания есть. Первое из которых совершенно предсказуемо, коль скоро все видят мою оценку. Хороший сериал. Очень жаль, что он закончился, причём закончился, прямо скажем, с очень открытым финалом. Да, конечно, это вполне завершение главы. Многие поставленные задачи выполнены, вопросы - получили свои ответы. Но глобальная цель ещё далека, да и ответив на какие-то вопросы - мы вышли на целый рад новых, пока что безответных. То есть закончить сезон вот на этой точке - очень грамотная идея. Но требующая следующего (или двух-трёх следующих) сезона.

Второе нарекание - это эпизод в бассейне. Нет, особого разочарования или даже удивления сам факт его наличия, а содержание. Он не смешной (хотя втиснут явно именно для юмора и фансервиса «девушки в купальниках»). Он раздражающий меня, как девушку. И вот об этом безобразии - целый эпизод. Зачем?!

Ну, и третье нарекание - это иногда (особенно по началу) всплывающее скудоумие героев. Ну это же очевидно, что если эти баллы выдаются школой и тратиться они могут только из этих баллов - то это не бесплатный сыр, а эквивалент зарплаты. Что делают школьники? Учатся. Значит, как минимум, они зависят от классических для школы маркеров - успеваемость по предметам и оценок за поведение. Чтобы это сообразить - даже не надо читать свод школьных правил! Но нет, даже наш герой Аянокоджи-кун, который явно умнее, чем пытается казаться, весьма удивляется, когда в первую «зарплату» получает несколько иную сумму.

Надо сказать, что вообще меня очень удивила в этом сериале некая особенность мышления буквально всех героев. Ну, точнее - всех персонажей из класса D, поскольку остальные ученики, показанные хоть немного более, чем мельком - не настолько ярко этой особенностью выделяются. У них совершенно не работают, хи-хи, когнитивные сервисы. В том смысле, что вот они оказываются в некоторой ситуации, явно отличной от того, «где» они были раньше. Но даже желания понять, как оно тут устроено - не возникает. Они, так сказать, не осматриваются, попадая в незнакомую местность. Вообще-то это по меньшей мере странно. А в некоторых аспектах вообще противоестественно: к примеру, когда осмотреться нужно буквально в физическом смысле, попав на «необитаемый» остров - бОльшая часть должна немедленно испытывать желание таки натурально осмотреться. И усилия лидеров поначалу были бы направлены наоборот - удержать весь класс от разбредания в разные стороны. Однако нет, на разведку идти никто не хочет. Ребята, так не бывает, люди устроены иначе.

Собственно говоря, к сожалению, некоторая часть интриг построена именно на том, что герои не желают осматриваться. Безусловно, почти никто не будет досконально вычитывать комплекс школьных правил И никому досконально не понятен принцип работы Системы начисления баллов, но и разобраться с ним хочет один лишь Президент совета учащихся.

Конечно, можно было бы сказать, что если бы не эта странная особенность - не было бы и всего сюжета. Ничуть! Все сюжетные повороты, основанные на ошибках героев, прекрасно реализуются и при нормальном поведении. Судите сами - сюжет с растратой баллов сразу по поступлении построен не только на том, что граждане не задумались есть ли условия, на которых они получают эти баллы. Нормальный человек бы задумался. Но… им выдали по талмуду школьных правил. И обычные люди не стали вдаваться в подробности, за что их дают, за что отбирают. Прочитали бы по диагонали и успокоились бы. Мало кто читает, что в контракте написано на шестьдесят четвёртой странице мелким шрифтом. И результат получился бы тот же: ученики не сообразили, что баллы с них сняли за прогулы. Или ещё чего-нибудь подобное.

Соответственно, практически весь сериал можно было бы раскрутить с куда более внятным поведением героев, но по той же канве. Оба обмана с камерами наблюдения вообще бы не изменились ничуть! И всё было бы совсем хорошо.

А так - хорошо, но не без претензий. Ведь всё равно, очень интересно посмотреть на весь этот замечательный социальный котёл. Не менее интересно поиграть в детективные делишки. Нет, никаких особо убийств не будет, правда сталкеры - неизбежны. И вот смотрите - есть две, даже три линии.

Во-первых, курощение Хорикиты-сан. Да, девочка хочет учиться в классе А, но попала в D. Здесь уже интересно - что же она будет делать. И сериал ожиданий не обманывает: помимо вполне очевидного и явно неприемлемого выхода «Кац предлагает сдаться» - мы сразу же видим одну стратегию, а потом нам подсказывают ещё и вторую. Кстати, что есть вторая (точнее - что она есть и какова она) я лично сообразила раньше, чем это было показано «открытым текстом». Так какую же стратегию изберёт Хорикита-сан - уже интересно. Хотя (если честно) не очень: вполне очевидно, что вторая, менее заметная стратегия её не устроит. Забавно: на самом деле ей-теперешней она подходит больше. Но если вдуматься серьёзно, то… А почему Хорохите-сан вообще настолько важно оказаться в классе А? Потому что там лучше? Нет, выясняется другая причина у неё. И очень здорово, что она идёт именно по первому пути, потому что вторая стратегия хотя и даст ей достигнуть своей формальной, так сказать - официально озвученной цели, но истиной своей цели она не добъётся. Будет очень интересная ситуация формального выигрыша, фактически являющегося ещё большим проигрышем, чем изначальное положение дел. Не хочу спойлерить в чём вторая стратегия, а то можно было бы вместе понаслаждаться красотой психологического выверта.

Но почему же я говорю о «курощении»? На самом деле тут всё понятно: Хорикита-сан принципиальная одиночка, с людьми не ладит, да и вроде как не нуждается в них. Но штука-то в том, что если она хочет вытянуть весь свой класс (а это и есть первая стратегия) в звание «А», то ей нужно с людьми взаимодействовать. А это значит что? Вот здесь и начинается прекрасное: во-первых, доказывание (и не только на словах, но и делом) ей необходимости как-то заставлять людей идти к той же цели. А что из-под палки это не получится, следовательно ей нужны даже не тупо подчинённые, а откровенно соратники - а всякий ли даже очень взрослый и разумный человек вообще помнит о таком? То есть ей надо понять, что она должна завести себе последователей. И тут наш друг Аянокоджи очень неплохо и даже цинично всего этого добивается. С другой стороны - для этого же ей нужен авторитет и уважение этих соратников. И опять Аянокоджи тут выступает просто великолепно. И опять же: много ли кто думает, что быть готовым заводить друзей не значит их иметь, надо, чтобы и они захотели с тобой дружить.

Тут, конечно, вылезает «во-вторых» в лице второй главной героини, Кушиды-сан. Которую Аянокоджи тоже неплохо «раскручивает» в глазах одноклассников. Но с ней ещё интересно (и с другой стороны - печально) то, где у неё проблема. В отличие от вполне честной, но репульсивной Хорикиты-сан, эта девушка как раз наоьборот - образец социально-обусловленного двуличия. Прямо скажем, линия довольно банальная и обозначенная сразу и чётко. Но это в принципе очень здорово, что тема была поднята. Что было ярко показано, насколько общество ожидает от человека вполне определённых характеристик, а человек на самом-то деле может быть совсем другим, а для успеха в обществе надевать маску. Да, мы привыкли к классическому двуличию типа «цундере». А вот насколько мы вообще носим маски и насколько они отличаются - задумываемся не так часто, как стоило бы.

И, раз уж мы заговорили о масках - третий замечательный лейтмотив и персонаж. Это наш Аянокоджи-кун. То, что он далеко не так прост, как кажется - понятно опять же с первого момента: чтобы выдать чётко средний результат везде и всюду - надо на самом деле уметь всё и вся очень и очень хорошо. Более того, средний результат везде (и это его ошибка, которую и мы, и Хорикита-сан замечаем сразу же) - показатель искусственного занижения: не бывает идеально средних людей, всегда человек в чём-то посильнее, а в чём-то послабее. Идеально-средний же результат - гарантированно занижение способностей по каждому измеряемому параметру. Так что же такое Аянокоджи? Мы уже поняли, что в классе D он «засланный казачок». Но кто и по каким причинам его туда заслал? Очень интересно строить версии. И я, по крайней мере, всю картину пока явно не смогла нарисовать. Что, конечно здорово, но и печально. Не потому, что я, де, такая дура. Нет.

Оба раза «печально» в отношении героев я сказала по одной и той же причине: тема обозначена, но не закрыта. Сериал заканчивается на вполне такой жирной точке. Хорикита-сан признаёт необходимость соратников (и не одного), её популярность в классе уже имеет место. Первая победа класса D в какой-то между-классовой деятельности. Но и то - не победа, а неполное поражение. Не всех они даже сейчас «сделали». То есть точка-то она точка, но в конце главы. Вопросов, которые надо закрыть ещё масса (и Аянокоджи с Кушидой - лишь два из них), да и цель - переименование класса D в А - ещё далеко на горизонте. Так что продолжение необходимо. Возможно, исходная новелла более завершена, но всё же хотелось бы и в анимэ.

В-четвёртых, всё-таки детективная составляющая. Впрочем, это не криминальный детектив, и не школьный в том смысле, в котором мы привыкли - бравые ОЯШи не расследуют ни убийств вперёд всех взрослых, ни смехотворных краж линейки. Это школьный детектив в том смысле, что школьники занимаются решением своих собственных проблем. Что в целом не удивительно здесь, поскольку эта школа явно создана с целью хорошенько познакомить детишек с реальной взрослой жизнью. Что особенно интересно - это то, что здесь решено всё очень забавно с точки зрения отношений преступления и эффекта. Попытка изнасилования пресечена в общем-то походя, и эффект от неё был в сущности только для одного человека: Сакура-сан перестала скрываться, стала доверять Аянокоджи-куну и стала работать на класс. Подставная драка - имеет куда более серьёзный эффект, здесь уже становится понятно, что класс D имеет зубки. А самый оглушительный эффект, чуть было не пустивший насмарку все усилия - любимое нихонское довольно безобидное, но крайне противное извращение. Гнусненькая мелочь.

К тому же, помимо расследований - есть ещё целый ряд хитрых интриг, развивающихся «вперёд». Да, тоже с анализом произошедшего, но и продумыванием будущих ходов. Здесь, честно говоря, я попала как раз в целевую аудиторию: без ложной скромности скажу, что не просчитала я только то, что просчитывать ленилась. Например, могла бы сообразить, почему Аянокоджи так беспокоит состояние здоровья Хорикиты-сан, но не стала этого делать, предпочла подождать, пока мне ответ на блюдечке не принесут. А, например, с Ибуки-сан всё было понятно сразу же. Причём не по логике стереотипов, а по факту наличия перевязанного на дереве сучка. И, надо сказать, несколько огорчилась от этого: уж больно топорно всё сделано. Впрочем, в результате наш хитрец на этом сыграл очень красиво. Строго говоря, надо признать, что топорность - это ещё одна причина, почему я сериалом недовольна. Всё, что делают «противники» они делают именно топорно. За одним исключением: интрига Рюена, когда была раскрыта во всех деталях - действительно была хороша. Но ещё больше пошатнула моё уважение к народонаселению класса «А». Что-то они совсем безголовые. Зажрались, наверное. Забронзовели на своём пьедестале.

И ещё мне очень понравился классовый посыл, раскрытый, конечно же, в «островном» комплексе историй. Забавно, что он классовый и в смысле школьном и в смысле социально-экономическом. Поведение и стратегии у всех очень разные - и вполне соответствуют их положению на социальной лестнице. Внимание! Реклама среднего класса - обнаружена! Класс В ведёт себя максимально спокойно и по-человечески.

Плюс - масса небольших приятностей. Довольно забавно, и вполне в тему подобраны эпиграфы из классики философии и экономики. Собственно говоря, они служат названиями серий, но это всё-таки больше эпиграфы. Не могу не похихикать над собой: из-за них у меня просмотр несколько замедлился. Много эпиграфов из французских философов. В результате я стабильно ставила на паузу и пыталась прочитать. Получалось, но плохо - опять я забыла правила чтения, да и словарный запас у меня пока что близок к нулю.

И, другая приятность - это собственно неожиданные решения. Даже когда ты их в общих чертах можешь просчитать - это уже интересно. А когда это что-то похитрее? Нет, вот здесь Рюен просто монстр. Два совершенно неожиданных, причём одно маскирует другое! Силён! Но тем ещё больше хочется дальнейшего развития истории.



Резюмируя вышесказанное: неожиданно, интересно, не без глупостей. И явно требует ещё одного-двух-трёх сезонов. Слишком много «повисло в воздухе». Если вы не женщина - то «при этом совершенно ненапряжно и захватывающе». Если женщина - то «практически целиком ненапряжно и захватывающе». И очень необычные, точнее - не штампованные персонажи. Даже Хорихита-сан - девочка-цундерочка лишь с большой натяжкой и в неожиданном ракурсе. А уж Аянокоджи - какой бы Кён он ни был на первый взгляд, на самом деле - о-о-очень не Кён.

school, seinen, anime

Previous post Next post
Up