Великаны и гномы

Mar 16, 2017 15:02

Мануэль Серда (Manuel Cerdá, с ударением на последний слог) - современный испанский писатель и историк. Автор многочисленных и разноплановых книг по истории и археологии, а в последние годы - художественных романов на историческую тему. Последний - "Прощай, черный дрозд" (по названию популярной песни Рея Хендерсона 20-30-х годов) охватывает период от окончания Первой Мировой войны до падения Берлинской стены). Отрывки из своих книг Мануэль иногда публикует в своем блоге, который он ведет на платформе WordPress и который, в основном, посвящает другой своей страсти: истории мюзикла и музыкального кино. Каждый его пост на эту тему очень содержателен и снабжен отличной видеоподборкой. Мне очень радостно, что мне удалось его найти в вордпрессовском сообществе, и очень приятно, что он тоже читает мои скромные заметки о российских городах, культуре и традициях. Недавно Мануэль опубликовал в своем блоге коротенькую сказку собственного сочинения, которая сначала показалась мне похожей на народную легенду, потому что речь в ней шла о хорошо известных по народным праздникам великанах и большеголовых карликах, gigantes y cabezudos.


С любезного разрешения Мануэля, публикую свой перевод этой сказки.




"Когда я был маленьким, то частенько ходил с Лео и его отцом на их террасные участки, что раскинулись на склоне горы. Отец Лео рассказывал нам истории о том, что когда-то здесь обитали гномы, которые боролись с великанами и ухитрились их победить. Это были такие времена, говорил он нам, когда все люди были одного роста, но некоторые больше развивали свою физическую силу и не прекращали расти, пока не стали великанами. Другие, напротив, развивали свой ум и не росли ввысь. Однако их голова достигла - с точки зрения первых - чрезмерных пропорций относительно туловища, и из-за этого их прозвали большеголовыми.

Великаны завладели всем и всеми. Они ощущали себя полноправными хозяевами и владельцами земель и заставляли большеголовых работать на них. Они жили в окружении всевозможной роскоши и совершали всё меньше и меньше дел. Время они проводили в праздности, лежа, поедая и выпивая всё то, что приносили им гномы. Мало-помалу, сами того не замечая, они утратили свою силу, и не столько физическую, сколько умственную, ведь они перестали читать, слушать музыку, писать, - вплоть до того, что их память начала забывать даже то, как ею распоряжаться.

Доведенные до крайности притеснениями со стороны великанов, большеголовые начали изучать их привычки, способы правления, их пристрастия и, разумеется, их слабости. Кроме того, они лучше знали территорию, ведь это они обрабатывали ее. И вот однажды они решили, что отныне ничего не станут приносить великанам. Те разозлились и пошли на поиски гномов, чтобы наказать их и заставить по-прежнему исполнять свои обязанности. Но великаны постепенно становились всё более неуклюжими тугодумами, а гномы прорыли туннели, по которым пришли в их поселок, обнесенный высоченной стеной. Они понемногу подкапывали фундаменты зданий, так чтобы великаны, считающие себя неуязвимыми, не могли этого заметить. И в один прекрасный день поселок великанов полностью разрушился. А так как они умудрились забыть даже то, как они его построили, то впали в отчаяние и затем убрались восвояси. Память к ним так и не вернулась, и в конце концов они исчезли.

"А где теперь большеголовые гномы?" - поинтересовался я. "Появились мы, и они пропали", - ответил мне отец Лео. "Они ушли?" - снова спросил я. "А вот этого я не знаю. Возможно, они снова роют туннели". Заинтригованный, я усомнился, зачем бы им продолжать копать туннели, если великаны уже давно исчезли. "На случай, если вдруг мы тоже станем великанами", - ответил он. "И тогда они вернутся?" - настаивал я. "Не знаю. Это зависит от того, как и насколько мы вырастем", - так закончился разговор".

Вот и сказке конец. От себя добавлю, что в дни традиционных праздников шествия гигантов и большеголовых карликов - очень давняя традиция в Арагоне, а также в Каталонии и Валенсийском сообществе. Сарагосские великаны представляют известных исторических и литературных персонажей, а карлики - определенные, всем хорошо известные и узнаваемые городские типажи прошлого и настоящего. Во время праздников в честь Богоматери дель Пилар шествия гигантов и карликов проходят ежедневно (и порой и дважды в день) - каждый раз в разных районах города, чтобы все могли поучаствовать. По традиции, карлики бегают за мальчишками (и не только, вот за мной один собрался побежать), стараясь догнать и отхлестать плеткой (символически или не очень).


Вероятно, эта традиция повелась со Средневековья, когда настоящие лилипуты участвовали в процессиях, а детвора бежала следом, дразня и уворачиваясь.




И вот теперь есть сказочная версия о происхождении столь разных существ, которую и поведал нам Мануэль Серда.

сказка, Испания, Легенды, мои переводы, Традиции, Гиганты и карлики

Previous post Next post
Up