Про народную песню

Sep 06, 2016 15:47

В очередной раз обращусь к "культурной" теме и попробую рассмотреть понятие народной песни. Не той, имени калинки-малинки, сиречь эрзац народной культуры, а песне, распространяемой и исполняемой самим народом. Хотя на смежные темы писал не раз, всё равно есть что сказать.

Первое важное замечание - под "народной песней" большинство обывателей подразумевает калинку-малинку, но это в корне неверно, и по сути мы имеем дело с очередным сбитым смыслом; термин "русская народная песня" родом из середины 20-го века, и по сути является суррогатом культуры, в котором ложны два из трёх составляющих - она и не русская, и не народная. Народная песня - это песня самого народа, а не песня для народа; я про это писал, например, тут.

Второе важное замечание - под народной песней буду подразумевать не только традиционную песню, но и вообще творчество масс для собственных нужд. Хотя википедия подсказывает, что народная песня это часть фольклора в его традиционном смысле, буду рассматривать её и как часть повседневности. В моём смысле народными песнями являются и песни Цоя, и песни Летова, и военные песни и "Изгиб гитары жёлтой" - в живом исполнении народа. Вот об этом сегодня и поговорим.

В давней статье про элитарность культуры уже поднимал тему различия принципов масс-культуры (культуры развлечения масс), и культуры этих самих масс. В первой своей " видеолекции" показывал, что между искусством (то есть "элитарной" культурой) и культурой (масс) сейчас практически пропала связь, и от этого большинство наших проблем. На всякий случай тут ещё раз повторю основные различия между "той" культурой и "этой".

По большому счёту, любая песня (статья же про песню, верно?) это общение. Даже когда мы слушаем запись, это всё равно своего рода общение - "творец" сообщает нам то и сё; более того, без нашего зрительско-слушательского участия любое творчество бессмысленно. Вот так вот я хитро вывел разговор про песню на свою любимую накатанную дорожку копания в смыслах.

"Элитарная" песня, исполняемая творцом перед залом (камерой, микрофоном) - это так или иначе общение со зрителем, но общение одностороннее в плане действия. Творец - это субъект, а зрители - объекты (см. статью про субъектность); одно без другого бессмысленно, и тем не менее зрители тут выступают просто как барашки, которые слушают, кричат, машут ручками, но ничего собственно творческого не приносят, они - реквизит и мебель для творчества.

А вот народная песня - это творчество самих людей, зрителей не подразумевающее (в общем случае), и приглашающее всех к со-творчеству. По сути песня - это разновидность общения, на музыкальном уровне; причём общения полноценного, двухстороннего.

Да, народная песня подразумевает некую примитивизацию относительно "элитарной", но у этих двух разновидностей принципиально разные смыслы, и сравнивать их между собой - что сравнивать кита и слона, а ещё вернее - как сравнивать паровоз и истребитель; каждый нужен на своём месте и в своё время. Но у нас сейчас массово происходит вымывание народной песни из жизни общества (из-за урбанизации, атомизации, дисквалификации и кучи других умных слов), умирает повседневная культура в целом. В прошлой статье упоминал, что маразм современного законотворчества вызван именно этим, отмиранием культурных норм и заменой их костылями законов, что по сути делает нас менее человечными (как тут не вспомнить тему ИИ).

По сути мы как Общество утеряли целый уровень общения, музыкальный. Отдав культуру на пропитание "творцам", Общество лишило большинство людей возможности музыкально взаимодействовать на уровне пения. А ведь такой запрос есть до сих пор - недаром пьяные поют песни, ведь то, что у них на языке, у трезового на уме, или где-то в подсознании.

Не могу сказать, что "всё пропало, шэф" - после утраты подлинно народной, традиционной, песни, народ принялся потреблять суррогаты - ухватывать понравившееся и воспроизводить это в своём кругу. Песни из кинофильмов, полюбившиеся творения творцов - тот же Цой разлетелся по народной культуре от Кореи до Карелии - изначально предназначены для "элитарного" исполнения, берутся и исполняются в кругу семьи, друзей и собутыльников. Целое движение самодеятельной песни возникло, и до сих пор ещё трепыхается где-то в народных массах - там есть зачатки "элитарной" культуры, но в целом эти песни фактически являются народными, для двухстороннего общения и совместного исполнения.

Запрос в обществе на простонародную культуру есть, но его надо культивировать, иначе всё так и останется на уровне энтузиастов-одиночек. Скажем, в Китае простонародная культура сохранилась и на низовом уровне, и культивируется в массах - и практически каждый китаец умеет петь. А теперь попробуйте чего-нибудь исполнить с коллегами по работе, или просто для себя - что из этого получится?

У нас, к сожалению, целое министерство культуры занимается именно элитарной культурой, окучивая массы творениями творцов, но не культивируя повседневную культуру. Это - прямое следствие атомизации общества, и тут наивно предъявлять что-то министрам и работникам культуры; какие им задачи ставят, те они и исполняют. Тут выше надо брать. И я тут намекаю не на Темнейшего, а на всё Общество - оно само должно понять, что оно хочет. Как в 2000-е годы произошло переосмысление роли псевдо-либералов в происходящем, так и с другими смысловыми конструкциями должно произойти.

А когда поймём, что для нас является песня, тогда и переосмысление всего понятия "культура" можно ждать. Пока что мы оцениваем друг друга и целые страны по тому, как мы одеваемся, сколько зарабатываем, что мы слушаем - а разве это главное? Главное - что мы можем и умеем, и насколько мы умеем учиться. То, что мы массово не умеем совместно петь, показывает, что мы теряем человеческие формы общения. Скорость наступления эпохи гаджетов показывает, что так скоро мы и говорить разучимся, только строчим в чаты. Начинается ведь с малого.

Я уже не говорю за то, что традиционная народная песня - это полноценное творчество народа, культура сохраняется фактически без необходимости содержать Творцов, совместно- соборно. Простор для манипуляций сокращается радикально; видимо, в этом и проблема. Но про это - уже в следующих сериях.

размышления, народничество, культура, фольклор

Previous post Next post
Up