Юкагирские заметки

May 28, 2017 02:08

Юкагирские заметкиОдна из постоянных тем в юкагирском фольклоре - человек, живущий один или со своей семьей отдельно от всех, отселившийся от своего стойбища. Иногда это одобряется, иногда осуждается - в зависимости от мотива. Например, некий богатырь, родич алайского вождя Эдилвея, стал жить отдельно от всех, чтобы уменьшить риск возникновения ( Read more... )

Leave a comment

Comments 93

semonsemenich May 28 2017, 05:41:01 UTC
(Интересно, где "вченые" 19 - 20 веков брали своих первобытных людей?)
=========================
А что они...?

Reply

wyradhe May 28 2017, 09:36:09 UTC
Первобытный человек мэйнстрима представлений 19-20 веков - это человек без личностного сознания, без рационального сознания и т.д. Ничего общего с реальностью это не имеет, зато определенные переклички с качествами самой гуманитарной интеллигенции 19-20 веков и ширнармасс того же времени имеются ( ... )

Reply

semonsemenich May 28 2017, 10:52:27 UTC
хм... Весьма забавно..
Но действительно, если я леплю своего бога по образу самого себя (как в архаике), почему же такая лепка должна называться "нерациональной"? "Мистической"? Как умею, так и играю. На основании того, что дано нам в ощущениях (материя по Ленину) Возможно, сам по себе результат ошибочный. Но вполне "научный". И чем же он "отсталее" по сравнению с догматом веры? Понятно, что попы его ставят ниже. Но ученые атеистического-то мировозрения чем не довольны?

Reply

stierliz May 28 2017, 12:18:48 UTC
Понятно, что попы его ставят ниже. - основания для подобных выводов?

Reply


nedovolny May 28 2017, 06:25:23 UTC
Почему в родоплеменных обществах люди так легко переходили к убийствам? Какова была ценность человеческой жизни? Сознавалась ли она как в плане этическом, так и в практическом - дополнительные "рабочие руки"?

Reply

wyradhe May 28 2017, 11:02:40 UTC
А в них очень по-разному переходят к убийству - где легко, а где, наоборот, очень нелегко. Намного реже и тяжелее, чем в современном развитом обществе. Это зависит от ( ... )

Reply

yu_sinilga May 28 2017, 11:38:26 UTC
Но это же одичание:

Современный человек Европы пойдет на безнаказанное убийство легче, чем человек 1880 года (в среднем).

Reply

stierliz May 28 2017, 12:21:38 UTC
Химера религиозной морали уходит. Радоваться надо. За что боролись,собственно...

Reply


nedovolny May 28 2017, 06:30:32 UTC
Осознавали юкагиры себя как общность? Имелись ли конфедерации родов/вождеств? Было ли глобальное противостояние юкагирского мира неюкагирскому?

Reply

wyradhe May 28 2017, 11:50:10 UTC
Противостояния юкагирского мира неюкагирскому не было, поскольку этническая вражда по тому факту, что это чужаки по этносу, вообще не в нравах первобытности и архаики. До очень позднего времени круг своих / чужих определяется так ( ... )

Reply

wyradhe May 28 2017, 11:50:36 UTC
Кроме того, у юкагиров считалось, что никакого человека или человекоподобное разумное двуногое существо нельзя убивать "просто так", будь оно совершенно незнакомым и чужим. Убивать чужака-человека, нападать на него можно, только если с ним или его группой ведется вражда, или по сильной необходимости, или если он представляет группу, о которой заранее известно, что это какая-то очень злая и опасная группа, или если есть основания видеть в нем угрозу. Но просто тот факт, что это чужак из ниоткуда, не делает его убийство и нападение на него этически допустимым ( ... )

Reply

nedovolny June 3 2017, 11:33:08 UTC
Интересный вопрос - было ли речевое взаимопонимание между Homo neanderthalensis и Homo sapiens?

Reply


nedovolny May 28 2017, 06:37:48 UTC
И третий вопрос с вашего позволения. Каковы были шансы одиночки, покинувшего стойбище, прибиться к другому стойбищу, роду, племени (тут уже неюкагирскому)? Приняли бы его/ее? Я почему спрашиваю -как мне кажется, одиночка выпадал из-под зашиты стойбища/законов/морали и мог считаться допустимой жертвой, плюс априорная враждебность к чужакам. У Кука в дневниках первого путешествия передан рассказ маори о том, что к ним за несколько лет до Кука приплыли на пироге двое чужаков (возможно, полинезийцы из коренной Полинезии), и их тут же убили. Просто так.

Reply

wyradhe May 28 2017, 12:09:19 UTC
Вот на эту тему - можно или нельзя убивать человека просто потому, что он чужак, - у разных племен были совершенно разные мнения. В юкагирском фольклоре фигурируют люди и общины (либо чужеплеменные, иногда - юкагирские, подающиеся при этом как совершенно аномальные и скверные), считающие допустимым убивать чужаков просто так, - и это по юкагирским меркам плохо. У многих племен Сибири убивать чужака просто так нельзя, у некоторых - можно ( ... )

Reply


thrasymedes May 28 2017, 08:12:28 UTC
А насколько можно верить записям фольклора ?
Представление, что фольклор интересен именно своей подлинностью, как антропологический материал, не так уж давно стало общепринятым, когда культура первобытных народов уже потеряла всякую первобытность.

Reply

stierliz May 28 2017, 12:27:26 UTC
мериканы на луне не были, говорят. верить нельзя никому. вам можно.

Reply

wyradhe May 28 2017, 12:33:36 UTC
Так а что такое "первобытность ( ... )

Reply

nedovolny May 28 2017, 16:32:03 UTC
А почему австралийцы - мезолит? Вроде бы всегда писали - палеолит. Нет луков, нет мелкой обработки камня. Типичный ориньяк-мадлен.

Reply


Leave a comment

Up