Юкагирские заметки

May 28, 2017 02:08

Юкагирские заметкиОдна из постоянных тем в юкагирском фольклоре - человек, живущий один или со своей семьей отдельно от всех, отселившийся от своего стойбища. Иногда это одобряется, иногда осуждается - в зависимости от мотива. Например, некий богатырь, родич алайского вождя Эдилвея, стал жить отдельно от всех, чтобы уменьшить риск возникновения ( Read more... )

Leave a comment

nedovolny May 28 2017, 06:30:32 UTC
Осознавали юкагиры себя как общность? Имелись ли конфедерации родов/вождеств? Было ли глобальное противостояние юкагирского мира неюкагирскому?

Reply

wyradhe May 28 2017, 11:50:10 UTC
Противостояния юкагирского мира неюкагирскому не было, поскольку этническая вражда по тому факту, что это чужаки по этносу, вообще не в нравах первобытности и архаики. До очень позднего времени круг своих / чужих определяется так ( ... )

Reply

wyradhe May 28 2017, 11:50:36 UTC
Кроме того, у юкагиров считалось, что никакого человека или человекоподобное разумное двуногое существо нельзя убивать "просто так", будь оно совершенно незнакомым и чужим. Убивать чужака-человека, нападать на него можно, только если с ним или его группой ведется вражда, или по сильной необходимости, или если он представляет группу, о которой заранее известно, что это какая-то очень злая и опасная группа, или если есть основания видеть в нем угрозу. Но просто тот факт, что это чужак из ниоткуда, не делает его убийство и нападение на него этически допустимым ( ... )

Reply

nedovolny June 3 2017, 11:33:08 UTC
Интересный вопрос - было ли речевое взаимопонимание между Homo neanderthalensis и Homo sapiens?

Reply

wyradhe June 3 2017, 15:14:27 UTC
Не могло не быть. Языки неандертальцев от языков сапиенсов не могли отличаться существенно больше, чем сами языки сапиенсов друг от друга. У неандертальцев совершенно точно (независимо от спорных цветочков) были погребальные обряды, а значит, и базовые понятия были те же самые.

Кроме того, межвидовое смешение сапиенсов и неандертальцев, хоть и небольшое, твердо установлено генетически. Между тем затруднительно представить себе такое смешение без взаимного понимания языков.

Собственно, речевое взаимпонимание у нас возможно даже с шимпанзе. Оно требует очень серьезного уровня обучения и познания, причем идущего именно с одной стороны, нашей, - но тем не менее и шимпанзе в состоянии, если его этому активно учит человек, выучить и оперировать некоторым количеством человеческих слов и понятий (иное дело - каков будет способ коммуницирования), и человек в принципе в состоянии был бы понимать часть коммуникации шимпанзе, имей он иной слух.

Reply


Leave a comment

Up