Парад саней в Нюрнберге зимой 1640 года, Часть III

Jan 07, 2022 15:44

В честь снежного Рождества, начала Святок и красот зимы после долгого перерыва возвращаюсь к манускрипту конца 16 - середины 17 веков, Album of Tournaments and Parades in Nuremberg, что хранится в музее Метрополитен в Нью-Йорке.

Первые три раздела рукописи скопированы из более старых источников и изображают участников турниров, проведенных в Нюрнберге между 1446 и 1561 годами, а также костюмированный парад для рыцарской карусели, состоявшийся в конце шестнадцатого века. Остальные два раздела посвящены параду саней, проведенному зимой 1640 года. Для более подробного ознакомления рекомендуется прочесть предыдущие статьи по теме. Мы добрались до пятого раздела.



Plate 100, manuscript page 163

Если уносите материал целиком или частично, пожалуйста, ссылайтесь на журнал.


Напомню, что парады на санях были зимним развлечением, горожане любили как посмотреть пышное зрелище, так и проехаться перед изумленными зрителями на причудливо оформленных повозках. Предлагаю вам полюбоваться и позабавиться, рассматривая варианты оформления подобных парадных саней. Многие сюжеты взяты из классической мифологии и легко узнаваемы, некоторые живописуют различные страны и континенты, иные же представляют собой мотивы, взятые из всех сфер жизни, с акцентом на юмористические, фривольные и даже грубоватые её стороны, как и подобает атмосфере Фастнахта, Масленичных торжеств перед Великим постом (вероятно, парад был проведен именно в это время).

РАЗДЕЛ V - Парад саней, проведенный зимой 1640 г. [1]

В надписи сказано, что «мудрый городской совет во время господствовавшей в то время зимы разрешил благородным семьям провести парад саней, который не проводился уже много лет, но помните, что он должен быть завершен, когда большой колокол пробьёт два часа». Кроме того, было указано, что находившиеся в то время в Нюрнберге австрийские изгнанники хорошо повеселились и «участвовали в параде со своими дамами».

Хотя точная дата в тексте отсутствует (небольшой фрагмент страницы, который ее содержал, был вырван), это особое мероприятие, «которое не проводилось уже много лет», скорее всего, имело место зимой 1640 года, поскольку известно, что группа австрийских протестантов, изгнанных контрреформацией, прибыла в Нюрнберг в 1636 году.

Уличная сценка

Толпа тепло одетых горожан наблюдает, как сани проезжают по городской площади, магазины закрыты и их ставни заколочены на время праздника. Распорядитель с жезлом дирижирует зрелищем. Некоторые из зрителей облачены в меха и одежды с декоративной застежкой из орнаментальной тесьмы, хорошо знакомой нам, к примеру, по гусарскому доломану.



Plate 65, manuscript page 95

Вероятно, это те самые австрийские изгнанники - протестанты, хотя ни одной из их спутниц не видно. Позади изображены два человека в простой одежде - один в меховой шапке и венгерских ботинках, а другой опирается на длинный меч - должно быть, это слуги. На переднем плане двое мальчиков-подмастерьев борются за хорошее место, чтобы посмотреть шоу. Однако их веселье, похоже, подходит к концу, поскольку к ним гневно приближается пожилой мужчина, вероятно, хозяин. Живой и реалистичный штрих - маленькая собачка, восторженно облаивающая кружащиеся сани.



Plate 65, manuscript page 95

Царство птиц

Сани стандартной формы разрисованы птицами, такими как петух, журавль, лебедь, орел, аист, сокол, попугай и множеством более мелких певчих птиц. Пара совокупляющихся пернатых являет собой непристойный немецкий каламбур о внебрачных отношениях (см. Plate 65, manuscript page 95 в посте «Рыцарская карусель»), что подчеркнуто её расположением непосредственно перед промежностью возницы.



Plate 99, manuscript page 161

Гордый павлин (скорее всего, это чучело в полном оперении), известный символ тщеславия, расположился непосредственно перед зеркалом, закрепленным на хомуте лошади. Не может наглядеться на свою красоту!



Plate 99, manuscript page 161

Сфинкс

Сани сделаны в форме сфинкса, но не загадочного хранителя древнеегипетских пирамид и храмов, а очаровательного чудовища женского пола из греческой мифологии, подстерегавшего странников по дороге в Фивы и убивавшего их, если они не могли разгадать ее загадку:
«Кто ходит утром на четырёх ногах, в полдень - на двух, а вечером - на трёх?». Чудовище покончило с собой, бросившись в пропасть, когда Эдип разгадал ее загадку: «Это человек, который младенцем ползает на четвереньках, в расцвете сил ходит на двух ногах, а в старости опирается на трость».



Plate 100, manuscript page 163

У нашего сфинкса торс красивой женщины, её длинные, светлые волосы распущены по плечам, она обнажена и обладает телом крылатой львицы.



Plate 100, manuscript page 163

Венеция

Сани имеют форму венецианской гондолы, под навесом которой сидит возница. Лошадь замаскирована подо льва Святого Марка: львиная шкура с пышной гривой и трогательными кисточками на когтях, прикрепленные к хомуту крылья и золотой нимб на голове.



Plate 101, manuscript page 165



Plate 101, manuscript page 165

Охотник за сердцами

Немецкий фольклор изобилует образами влюбленного, преследующего свою сердечную мечту, в виде преследующего дичь охотника. Именно мотив Herzensjäger (охотник за сердцами) является темой этих саней, сплошь украшенных пылающими сердцами.



Plate 102, manuscript page 167

В роли возницы выступает несколько задумчивый и суровый охотник. Любовная тематика саней подчеркнута Амуром с завязанными глазами, луком и стрелами, направленными в сердце, закрепленное на хомуте лошади. Это сердце уже пронзено стрелой и горит пламенем, указующим на горячее желание и сладкую боль любви. Парадная попона лошади состоит из элементов в форме сердца, а к оголовью уздечки и хвосту прикреплены пышные венки той же формы.



Plate 102, manuscript page 167

Верные сердца

Число 3 и тройка червей как на игральных картах (drei Herzen) - каламбур, означающий в Германии «верные сердца»: drei и treu являются омофонами. Мы уже видели этот мотив в одном из прошлых выпусков в санях «Трое мужчин и ванна» (Plate 88, manuscript page 139), где обитатели ванны делали ставки в карточной игре. Опоры этих саней представляют собой пары сцепленных рук, выходящие из облаков.



Plate 103, manuscript page 169

Фигурка юноши на облучке указывает рукой на его обнаженное сердце с надписью «leben - tod» (жизнь - смерть), а на его лбу начертано - «nachet - fern» (близко - далеко). Символами истинной любви и вечной надежды являются пеликан, кормящий своих птенцов собственной кровью на верхушке полозов саней, и феникс, поднимающийся из огня и пепла на хомуте лошади.



Plate 103, manuscript page 169

Мне кажется, что возница-вдовец, тема саней - вечная любовь к усопшей супруге.

Коварные ловцы птиц



Plate 104, manuscript page 171

Обнаружив пернатого хищника, птицы ведут себя по отношению к нему агрессивно и тревожно. Их тревожные сигналы привлекают много других особей. Для отлова чаще всего использовали сов, особенно мохноногих сычей (см. Plate 68, manuscript page 98 в посте «Рыцарская карусель»). Сову в качестве приманки сажали на специальный шест там, где она будет хорошо заметна другим птицам. Жердочки-шесты пониже залиты птичьим клеем, дабы заманить в ловушку неосторожных пернатых.



Plate 104, manuscript page 171

В медальоне на боковой стенке саней изображена женщина, наблюдающая из-за прикрытия листвы, как «птицы» с человеческими лицами в шутовских колпаках стекаются в ее соблазнительно расставленные сети.



Plate 104, manuscript page 171

Эти сани запряжены не одной лошадью, а парой. На хомуте закреплена фигурка банщика, держащего на плече лопату для угля, а к лошадиному хвосту прикреплено «зеркало», из которого выглядывает женское лицо. Зеркала и имитирующие водопои приманки были еще одним способом, используемым для ловли птиц, но эти мотивы также полны пикантных намеков, поскольку общественные бани рассматривались как места разврата.



Plate 104, manuscript page 171

Аполлон и Дафна

Скульптурная группа на облучке саней иллюстрирует классический миф об Аполлоне и Дафне. Спутница Артемиды, прекрасная нимфа Дафна, дала обет целомудрия. Стрела любви поразила сердце Аполлона, он отчаянно преследовал девушку. Дафна взмолилась о защите и была превращена в лавровое дерево.



Plate 105, manuscript page 173

Мы видим собственно процесс метаморфоза. С тех пор лавр стал священным деревом Аполлона, считается, что дерево остается вечнозеленым именно по воле бога.



Plate 105, manuscript page 173

Царство Нептуна

Опоры саней представляют собой переплетенных морских змей, повозка украшена изображением резных дельфинов и огромных ракушек.



Plate 106, manuscript page 175

На облучке мы видим стоящую на коленях статуэтку Нептуна, одной рукой он сжимает трезубец, а другой - управляет поводьями гарцующего морского конька, причудливо расположившегося на верхушке полозьев. Попона с прорезями усыпана ракушками, а соблазнительная русалка на хомуте играет на лире свою песнь сирены.



Plate 106, manuscript page 175

Королева русалок



Plate 107, manuscript page 177

Играющая на лире русалка с золотой короной на голове является главным элементом этих саней, украшенных многочисленными атрибутами водной стихии, среди которых ракушки, дельфины, морские улитки и крохотный морской змей, сидящий на двух улитках.



Plate 107, manuscript page 177

На расписанных боковых панелях изображены резвящиеся в волнах тритоны, гиппокампы и нереиды.



Plate 107, manuscript page 177

За исключением дополнительной детали в виде лиры, коронованная русалка идентична изображению на гербе семьи Ретер фон Корнбург (см. Plate 49, manuscript page 79 в посте «Рыцарская карусель»).

Орион

Тема этих саней - еще одно изображение легенды о знаменитом охотнике (см. Plate 93, manuscript page 149 в посте «Парад саней, Часть II»). Орион прицелился своим охотничьим копьем; его закрытые глаза указывают на слепоту: наказание за высокомерное хвастовство, назначенное Артемидой или Геей, по другой версии мифа его ослепил Энопион, мстя за бесчестие своей дочери Меропы. Перед хозяином сидит его терпеливый пес.



Plate 108, manuscript page 179

В кустах, прикрепленных к хомуту лошади, изображена фигурка Кедалиона, мальчика, служившего ослепленному охотнику провожатым. Орион нес его на плечах к месту, где восходит солнце. Лучи Гелиоса вернули герою зрение.



Plate 108, manuscript page 179

Фама (Молва, Слава)

На облучке расположена трубящая во все трубы крылатая статуя Фамы в лавровом венке. Сани разрисованы многочисленными изображениями глаз.



Plate 109, manuscript page 181



Plate 109, manuscript page 181

Согласно «Энеиде» Вергилия:

«Зла проворней Молвы не найти на свете иного:
Крепнет в движенье она, набирает силы в полете,
Жмется робко сперва, но потом вырастает до неба,
Ходит сама по земле, голова же прячется в тучах.
Мать-Земля, на богов разгневавшись, следом за Кеем
И Энкеладом Молву, как преданья гласят, породила,
Ног быстротой ее наделив и резвостью крыльев.
Сколько перьев на ней, чудовищной, страшной, огромной:
Столько же глаз из-под них глядят неусыпно и столько ж
Чутких ушей у нее, языков и уст говорливых.
С шумом летает Молва меж землей и небом во мраке
Ночи, и сладостный сон никогда ей век не смежает;
Днем, словно стражник, сидит на верхушке кровли высокой
Или на башне она, города устрашая большие,
Алчна до кривды и лжи, но подчас и вестница правды.
Разные толки в те дни средь народов она рассыпала,
Радостно быль наравне с небылицей всем возвещая».[2]

Негативные коннотации уравновешивает орел, птица Юпитера.

Постоянные читатели журнала помнят, как в конце VII - начале VIII в.в. Молва по забавному недоразумению попала в Liber Monstrorum в качестве ужасного ночного чудовища, пугающего всех своим шипением и имеющего «одинаковое число глаз, ушей, перьев и ртов».

Флора

Статуэтка Флоры, римской богини цветов и растений, облачена в струящееся платье, в правой руке она держит похожий на скипетр ирис на длинном стебле, а левой рукой прижимает к себе рог изобилия, переполненный цветами. На верхушке полозьев установлена ваза с розой и двумя тюльпанами; на хомуте коня закреплена большая геральдическая лилия.



Plate 110, manuscript page 183

На боковой панеле витиевато расписанных саней расположен овальный медальон с монограммой: переплетенными буквами CR. Скорее всего, это инициалы владельца саней.

Меркурий

Покровитель торговцев (и воров) идеально подходил для присутствия на параде, проводимом в Нюрнберге, одном из центров мировой торговли того времени.



Plate 111, manuscript page 185

На его голове мы видим крылатый шлем, увенчанный головой петуха, священной птицы Меркурия, бог держит свой жезл кадуцей, обвитый парой змей. Посланник богов, летающий быстрее мысли, обут в крылатые сандалии и стоит на одной ноге, готовый взлететь. Крылышки также украшают сани. Остаются загадкой рога лося на хомуте, они не имеют очевидной связи с Меркурием.



Plate 111, manuscript page 185

У нас парады саней популярны и сейчас, правда, в основном среди детей, вот вам несколько участников, все снимки взяты из сети:

















Продолжение следует…
В прошлых сериях:

Album of Tournaments and Parades in Nuremberg - Рыцарская Карусель

Парад саней в Нюрнберге зимой 1640 года, Часть I

Парад саней в Нюрнберге зимой 1640 года, Часть II

1 - При написании данного поста я использовала работу Dirk H. Breiding and Helmut Nickel, "A Book of Tournaments and Parades from Nuremberg": Metropolitan Museum Journal, v. 45 (2010).

2 - Вергилий. Энеида. IV, 175-190 по изданию: Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. Художественная литература, Москва, 1979. Перевод с латинского С. А. Ошерова под ред. Ф. А. Петровского. Комментарий Н. А. Старостиной.

all the king's men, bizarre, Совы не то_чем кажутся, de monstris marinis, Чудо-юдо Рыба-кит, all the king's horses, rock me amadeus, birds, speke parrot, Pas bête_la chouette!, tournaments and parades, за окном идут молодые львы, come on dover!, lors fut ouy ce mot trinch, heraldry, snails and puppy-dogs' tails, dare to wear the foolish clown face, always look on the bright side of life

Previous post Next post
Up