Забавный парадокс эвристик доступности.

Jan 23, 2025 18:54



Когда требуется сложное рассуждение, сознание пробует облегчить себе работу использованием т.н. эвристик - вместо сложного вопроса, требующего напрячься и подумать, оно подставляет простой, ответ на который известен или требует не мыслить, а распознавать характерные образы в прошлом опыте, ближайшем окружении и пр. Такое бывает даже с профессионалами: скажем, инвестор объясняет вложение денег в компанию NN не оценками, что сейчас их курс акций ниже себестоимости, а насколько он любить их машины и пр. продукцию.

Эвристика доступности возникает при оценке распространённости неких явлений в обществе, особенно эмоционально трогающих, вроде преступности, заболеваемости, образованности, совести, любви и пр. качеств по которым люди оценивают себя и других. Настоящий ответ требует обращения к специальным исследованиям, цифрам, оценке их состоятельности и пр. Сознание же, чтобы не париться, оценивает распространённость проще - по тому, насколько мы легко вспоминаем соответствующие "случаи из жизни". Чем легче вспоминаем, тем явление кажется распространённым.

Но так продолжается лишь 2-3 вспомненных случая. Если просить вспоминать больше, то оценки распространённости начнут снижаться с увеличением числа приводимых подтверждений. Почему? Вспоминающий чем дальше, тем больше напрягается, шаря в памяти, и следующая отсюда усталость автоматически интерпретируется как довод в пользу редкости явления - хотя примеров приводится всё больше и больше.
Вообще эвристика - это такой способ "быстрого решения", когда вместо сложной задачи, требующей сосредоточения, напряжения, и всех ресурсов произвольного внимания (мозг очень это не любит), подставляет удобную задачу попрощу, после чего наслаждается приятным ощущением сброшенной с плеч ноши. См. сравнительную таблицу двух подсистем мозга, противопоставляющихся друг другу по способам работы и одновременно взаимодействующих между собой - "быстрый решатель", система 1 и "медленный думатель", система 2.
Подсистемы работы мозга при суждениях и действиях

Вид работы
Его исполнение

Системой 1
Системой 2

Что делает
Решает быстро, автоматически, неостановимо (изоморфно срабатыванию инстинкта). Ответственно за ассоциативное, метафорическое, каузальное мышление, исходящее из «что видишь, то и есть" (игнорирование истории, контекста и оставшегося за кадром).
Думает медленно, с напряжением не только ума, но и тела (зрачки, давление), всегда можно прекратить. Уточняет и корректирует ассоциации, метафоры и причины системы 1 в сторону наибольшего соответствия всей совокупности относящихся к делу фактов.

Что порождает
Распознаёт лиц, классифицирует ситуации, создаёт впечатление, определяет обстоятельства и выдаёт прогнозы, немедленно придавая всему этому эмоциональную окраску
Доказательные суждения: решает примеры, подсчитывает шансы, делает выводы из силлогизмов, оценивает, не заблокировать ли систему 1 в особо важной ситуации

Как работает
Использует типологический  подход, более точное соответствие стереотипу лица или ситуации оценивается как «более частный и/или значимый"» вопреки реальной встречаемости в выборке. Срабатывает в ответ на ключевые образы, характеристики и ситуации
Использует аналитический подход: строит полный спектр возможностей, соотносит с ними оцениваемые, подсчитывает вероятности и пр. Думает сразу о многом; напрягаясь, способна оценить роль нашего незнания и роль случая в событиях (несуществующих для системы 1).

Как «делает выводы»
В зависимости от обстановки много больше чем от анализируемой задачи. Существенно зависит от контекста. Подвержена
- праймингу (эффекту предшествующих или одновременных обстоятельств, с которыми образуется ассоциация), особенно эмоциональному;
- разнообразным эвристикам (уходу от решения трудной задачи, требующей напряжения, через её подмену простой и решаемой автоматически), в том числе:
а) эвристике доступности [1];
б) эвристике аффекта;
в) эвристике привязки;
г) эвристике репрезентивности
д) закону малых чисел. См. иллюстрации.
е) фундаментальной ошибке атрибуции - предрасположенности описывать поведение других людей как обусловленное их собственными (прирождёнными) характеристиками, а своё собственное - как навязанное внешними обстоятельствами.
Концентрация внимания на задаче, с отключением от окружающей обстановки. Отвлечение внимания ведёт к неспособности решить задачу, как и физические неудобства, мешающие телесному напряжению.
Отслеживает и контролирует мысли и действия, «предлагаемые» Системой 1, позволяя некоторым из них напрямую выражаться в поведении и подавляя или меняя другие. В нужных обстоятельствах перехватывает контроль, ограничивая свободные ассоциации системы 1.

Телесные ощущения от работы
Не требует или почти не требует усилий, и не создаёт ощущения намеренного контроля
Выделяет внимание, необходимое для сознательных усилий, в том числе и для сложных вычислений. Её действия связаны с субъективным ощущением деятельности, выбора и концентрации

Что умеет
- Определить, какой из двух объектов ближе [2].
- Сориентироваться в сторону источника резкого звука.
- Закончить фразу «Хлеб с …».
- Изобразить гримасу отвращения при виде мерзкой картинки.
- Определить враждебность в голосе.
- Решить пример 2 + 2 =?
- Прочитать слова на больших рекламных билбордах.
- Вести машину по пустой дороге.
- Сделать сильный шахматный ход (если вы - гроссмейстер).
-  Понять простое предложение.
- Определить, что описание «тихий, аккуратный чело век, уделяющий много внимания деталям» похоже на стереотип, связанный с некоей профессией.
- Готовиться к сигналу старта в забеге.
- Наблюдать за клоунами в цирке.
- Услышать в переполненной шумной комнате голос нужного человека.
- Заметить седую женщину (и вообще, изменить работу системы 1, перепрограммировав обычные автоматические функции внимания и памяти).
- Идентифицировать удививший звук, порывшись в памяти.
- Намеренно ускорить шаг.
- Следить за уместностью поведения в определенной социальной ситуации.
-  - Считать количество букв «а» в тексте.
- Продиктовать собеседнику свой номер телефона.
- Припарковаться там, где мало места (если только вы не профессиональный парковщик).
-  Сравнить две стиральные машины по цене и функциям.
- Заполнить налоговую декларацию.
- Проверить состоятельность сложных логических аргументов.

[1] Событие или явление считают тем более часто встречающимся (и более уверены в его обычности-всюдности), чем легче вспомнить примеры этого. Однако когда испытуемых просят вспоминать всё новые примеры в подтверждение их уверенность падает - именно в тот момент, вспоминание следующих пойдёт с большими затруднениями, чем до этого.
[2] Примеры ранжированы по возрастанию сложностииз Даниэла Канемана "Думай медленно, решай быстро" - тут, п.15.

Важно подчеркнуть, что систему 1 часто интерпретируют как "биологическую, врождённую" - это не верно. "В неё передаются" все культурные стереотипы, которые стали настолько автоматическими и необсуждаемыми, что входят в " социальное бессознательное", вроде закона Филлипса, смертельных для негров стереотипов американской полиции, свидетелей и прочих добрых граждан, каковые к тому же  быстрее относят тот или иной объект к категории оружия, а не просто инструмента, если при этом показывается черное, а не белое лицо. Одновременные измерения активности головного мозга, вроде метода связанных с событием вызванных потенциалов (ССВП), показывают, что имплицитная реакция происходит в течение 100 миллисекунд. На сознательном уровне те же самые WASPы  могут демонстрировать недифференцированную реакцию на членов «другой» группы и часто вообще не осознают "особость" своего отношения к "чёрным".

поведенческая экономика, прайминг, социальная психология, угнетение, эвристики, стереотипы, принятие решений, США, предрассудки, книги, атрибуция, Л.С.Выготский, нейробиология, массовые явления

Previous post Next post
Up