1. История расизма (фильм ВВС). Серии
1-
2-
3. Спасибо caliban_upon
2.
“Зловещая долина”, интеллект и эмоции, via fregimus
3. Ляпики и Злохвосты
В продолжение темы,
лучше ли бедный Лазарь богатого - детская сказка известного австралийского писателя С.А.Уэйкфилда «Ляпики и Злохвосты».
http://www.kinder.ru/zlohvost/z01.htmlwww.kinder.ru/zlohvost/z02.htmlwww.kinder.ru/zlohvost/z03.htmlwww.kinder.ru/zlohvost/z04.htmlwww.kinder.ru/zlohvost/z05.htmlwww.kinder.ru/zlohvost/z06.htmlwww.kinder.ru/zlohvost/z07.htmlwww.kinder.ru/zlohvost/z08.htmlОтлично объясняет, что такое угнетение, как оно связано с эксплуатацией, и как коллективные действия угнетённых могут это дело прекратить. Годна для первого шага в коммунистическом воспитании.
4. Добыл и распространяю интереснейшую книгу п/р Фредерика Барта
"
Этнические группы и социальные границы. Социальнкая организация культурных различий" (М.: 2006).
Там разные авторы, на примере разных народностей пытаются ждать ответ на вопрос - почему этнические границы остаются дискретными, и связанное с ними деление на "мы"-"они" не размывается всё более широкой зоной промежуточной и неопределённой самоидентификации, если даже в традиционном обществе масса людей пересекает эти границы в обе стороны. Почему идентификация при таком пересечении или стабильно сохраняется, или скачком сменяется на противоположную, но почему не ослабляется сама необходимость противопоставлять? Авторами реконструированы социальные механизмы, которые поддерживают это обособление и разделение.
5. Ещё книги
- А.Г.Козинцев.
Человек и смех-
Сад демонов - Hortus daemonium. Словарь инфернальной мифологии.
-
Когнитивные исследования. Проблема развития. Вып.3-
Социология безработицы. Сравнительный взгляд на долговременную безработицу и городскую бедность.
- Антропология власти, сборник п/р В.В.Бочарова. Тома
1 и
2- С.Ю.Абрамова.
Африка. Четыре столетия работорговли.
-
Еврейские колонисты на Украине и в Крыму: 1924-1941- М.Л.Бутовская.
Язык тела. Природа и культура-
Динамика человеческих популяций в предыстории и ранней истории человечества (2012, открытый доступ)
- Бен Голдакр.
Обман в науке.
- Ю.Б.Циркин.
Карфаген и его культура- М.Ф.Альдебиль.
Забытая цивилизация в долине Инда6. Атеистическое
1. Я - за религиозные обряды и традиции, в них мудрость народа. А вот идея бога и вера в него - социальное зло, поддерживающее угнетение; заслуживающее иссечения просветительскими методами. А обрядам и традициям - почётное место в Музее народной культуры, также как иконам, древним свиткам и храмовым зданиям.
2. Я против религии как формы связей между людьми, поскольку она затуманивает мозги и вяжет руки, пресекая возможность строительства лучшего будущего здесь, на земле. Но всячески за веру тех людей, которые, как о.
Эрнесто Карденаль, настоятель
Кентерберийского собора Хьюлетт Джонсон и «
красные священники» в революционной России, участвуют в классовой борьбе на стороне угнетённых. Ибо вера без добрых дел мертва, а только они и показали делом.
7.
АхимсаДжайнизм - религиозное течение, одной из особенностей которого является ахимса - отказ не только от убийства, но даже от причинения малейшего вреда любому живому существу. Ревностные джайны даже одевают на рот особые повязки, чтобы с воздухом случайно не вдохнуть мелкое насекомое, и не выходят на улицу с наступлением сумерек, опасаясь наступить в темноте на живое существо.
М.Оссовская: Маэл, американский писатель, который, путешествуя по Индии, внимательно наблюдал разительные проявления экономической эксплуатации, находит джайнов в роли банкиров в соответствии с описанием Вебера. Обходя деревни Катхиявара [Катхиявар - полуостров на западе Индии, в штате Гуджарат], он имел случай убедиться (а затем наблюдал это и в других местностях), что пиявками, высасывающими кровь из сельского населения, являются здесь банья - купцы, но прежде всего ростовщики, принадлежащие, как правило, к секте джайнов. По утверждениям местных жителей, в их руках находится все сколько-нибудь ценное в округе, и всех они опутали долгами, беря 40% на ссуду и описывая имущество неплатежеспособных должников. Доходов крестьян, которых нужда заставляет прибегать к займам, едва хватает на выплату этих процентов. Если они не в состоянии их заплатить, то бесплатно работают в каменоломнях, принадлежащих банья, получая нищенское пропитание. Банья также соблазняют крестьян, открывая лавочки с украшениями; побуждают их жить не по средствам, поощряют бессмысленное соревнование в том, кто больше истратит денег на свадьбу. Забота о жизни мельчайшей букашки сочетается у них с неслыханной жестокостью по отношению к людям. Они нанимают людей из низших каст, чтобы те подметали улицу на их пути. Правда, подметальщики эти, несомненно, способствуют смерти разных мелких существ, но для джайна важно не столько то, чтобы букашки не гибли, сколько то, чтобы их смерть не отягощала его совести. Одетые в белое (ибо некоторые красители - животного происхождения), джайны рассыпают перед своими домами сахар и зерно для муравьев, причем смотрят в оба, чтобы того и другого не крали дети с раздутыми от голода животами. По мнению местных жителей, брамины по сравнению с банья ничего не значат. Банья позволяют им жить, потому что решили, что им выгоднее купить их, чем уничтожить.
8.
Аватары и настоящие лица их носителей - геймеров9.
Популяризаторам на заметку, via nature_wonder
10. Что такое настоящий экуменизм? это когда самые разные религии, в том числе готовые перегрызть друг другу глотки, радостно заимствуют друг у друга аргументы против теории эволюции, за сотворение мира, или способы борьбы с современностью, стаскивания нас в средневековье. Мусульманские фундаменталисты - у протестантских, православные - у исламистов, иудейские ортодоксы - у всех подряд, кто сгодится. Индуизм с буддизмом, впрочем, в процессе тоже участвуют.
См.
один из примеров этой культурной передачи.
11.
Стёбная социологическая статья про "типовых читателей» ксенофобских книг Тилло Сарацина12.
Проблемы недоразвития коллективной инфраструктуры13.
Капитализм и ксенофобия, via wsf1917
14. Влиятельность и переимчивость в Фейсбуке
"
Выяснилось, что люди старше 30 лет более влиятельны, что сверстники активнее других влияют друг на друга и что женщины влияют больше на мужчин, чем на своих товарок.Но самое удивительное заключается в том, что способность влиять и повышенная восприимчивость практически не встречаются в одном и том же человеке. Людей (или по крайней мере пользователей «Фейсбука») можно разделить на законодателей моды и их последователей". [
оригинал]
Вот-то и самое интересное. У животных - наоборот, согласно принципу стимуляции подобного подобным М.Е.Гольцмана, действенность собственной социальной стимуляции коррелирует с восприимчивостью к однотипной стимуляции от партнёров позитивно, а не негативно. Чем сильнее животное корректирует поведение других особей в сообществе собственными демонстрациями, тем более оно отзывчиво к стимуляции того же рода от потенциальных партнёров. А у людей эта связь воздействия на других с собственной рецептивностью/реактивностью к чужой стимуляции разорвана.
15. Замечательный
результат. Свободный рынок, из-за присущих ему правил самоорганизации на выходе даёт ровно такой же результат, какой бы дал самые злобный и злонамеренный картельный сговор. [
оригинал]
16.
Человеческая речь произошла от обезьяньего чмоканья? [
оригинал]. Очень интересно мнение ув.br_an_d
17.
Древнейшее искусство наконец-то датировали 18. С.А.Бурлак.
Линвистическая компаративистика +
Эволюция языка19. Пол Локхард.
Плач математика. Перевод и via fregimus
20. Боги жаждут
У земледельческого народа кхондов [в Индии - В.К.] главным божеством является Тари, богиня земли и плодородия, которую сравнительно недавно умилостивляли человеческими жертвоприношениями. Жертва («мериа») обязательно должна быть куплена, и за неё уплачивалось серебром. Жрец старался убедить мерию добровольно принять смерть, но обыкновенно ей давали одуряющее питьё и уводили в лес, где она подвергалась страшным мучениям; чем больше слёз она прольёт, тем обильнее будут дожди и лучше урожай. Жрец наносил священным ножом первую рану, и затем бросалась толпа и живьём резала жертву на куски. Часть трупа сжигалась, и пепел смешивался с глиной, которой кхонды натирали пороги и столбы своих житниц. Каждый глава семьи получал кусок жертвенного мяса и зарывал его в своём саду. Для уничтожения ужасного обычая англичане несколько раз совершали в область кхондов вооружённые экспедиции и в один год освободили 550 мериа. После упорного сопротивления кхонды согласились подчиниться, если англичане возьмут гнев богини на себя. Англичане обещали уплатить убытки, если случится неурожай. К великому удивлению кхондов, урожай превзошёл все ожидания, и страшный обычай исчез; в жертву стали приносить животных, а теперь ограничиваются растениями.
Я.И.Руднев. Народы мира. Этнографические очерки. Изд-во «П.П.Сойкин». Ленинград, 1928. С.447.
21. Bad Science
"
Among biomedical research trainees at University of California Sam Diego 81% said they would modify or fabricate results to win a grant or publish a paper."), via Нина Опарина на ФБ
22.
Разговор про соотношение классового сознания и индивидуального выбора в современном мире23.
Маленькая Индия под Тулой (Друг-линвист в соавторстве с женой-фотографом написали интересное про жизнь цыган-котляров)
24.
Дзен уборки, via aridmoors
25.
Забавная игрушка (про калькулятор долгов), via san4es
26.
Рекламные постеры западных фильмов в Гане27. Торговля кармой
Недавно узнал из "Истории Востока", т.4.1 что буддисты Сиама самостоятельно выдумали концепцию индульгенций.
С началом развития капитализма в стране "накопление богатства в общественном сознании буддистов не осуждалось, но это богатство должно было направляться не на расширение производства, а подноситься в качестве дара буддийскому монастырю-вату в обмен на тхаму (религиозную заслугу), обеспечивающую улучшение статуса при последующих перерождениях". (с.212).
28. Comparative Tests On A Human And A Chimpanzee Infant Of Approximately The Same Age, Part 2 (1932) from Miss Labores on Vimeo.
http://vimeo.com/8289858 http://vimeo.com/user1453340Эксперимент прекратили, когда человеческий младенец начал подражать шимпанзе вместо того, чтобы учиться говорить, подражая взрослым людям (via ygam).
Один из выводов по результатам опыта - у нас нет биологической предрасположенности к обучению именно человеческой речи /невербальным реакциям. В то время как у ряда видов певчих птиц (где видовая песня не врождённая, а выучивается молодым самцом во взаимодействии со взрослым «учителем») в условиях выбора есть явное, хотя и вероятностное, неполное, предпочтение к выучиванию собственной песни. Хотя у видов с наиболее сложной и «бесконечной» песней, насыщенной имитонами, такого предпочтения тоже нет. Хотя они ни разу не люди, у них в этом аспекте «социальное» тоже взяло под своё управление «биологическое». Но только в этом аспекте - а не во всех как у нас (кроме разве распознавания по запаху - последнее биологическое в человеке). + человеческие дети больше доверяют чужим жестам, чем своим глазам [оригинал].
29.
Реакция людей на визуальные стимулы c сексуальным содержанием, via az
30.
Насколько сложным было изготовление первых лука и стрел? [
оригинал]
31.
Природохранное законодательство империи инков 32. Умерла
Элинор Острём - первая женщина-лауреат Нобелевской премии по экономике.
Ею показано, что коллективная собственность и коллегиальное управление ресурсами способствуют их устойчивому использованию, тогда как приватизация и индивидуальная ответственность каждого за свой "кус" ведёт к коллапсу. Причём, если речь идёт о традиционном обществе, о сельских общинах развивающихся стран, то способны они к этому или нет (тогда повторяется "трагедия общих владений"), зависит от наличия или отсутствия в их истории традиций коллективного сотрудничества по поводу использования данных ресурсов. Если нет, то сотрудничеству надо учить
до использования (скажем до строительства оросительного канала).
А это её книга про сабж: "
Управляя общим. Эволюция институтов коллективной деятельности".
Светлая память.
Читать далее