Динамика умственного развития школьника в связи с обучением

May 05, 2020 12:12


(Конспект статьи Л.С. Выготского)

"В этой статье Л.С. Выготский рассматривает связь между умственным развитием и продвижением ребенка в школьных занятиях.

Он пишет от том, что огромный педагогический опыт и эмпирические наблюдения показывают, что обучение должно быть приноровлено к определенным возрастным этапам, которые проходит ребенок в своем ( Read more... )

психология личности, интеллект, Л.С.Выготский, образование, психология

Leave a comment

Comments 18

kot_kam May 5 2010, 08:48:53 UTC
Спасибо большое, это очень интересно. Есть только одна проблема: сделать это без существенной перестройки всей системы школьного образования все же не удастся. Потому что на данный момент вся система образования (я говорю про Россию) строится именно на том, чтобы все усваивали положенный материал в положенные сроки. Единственным способом дать отстающим возможность потратить больше времени на усвоение материала было оставление на второй год, и то оно воспринималось как наказание, и второгодники на следующий год учились еще хуже, потому что они себя и все окружающие их воспринимали как "отпетых" и "пропащих". Сейчас это, по-моему, вообще не практикуется.

Reply

wolf_kitses May 6 2010, 16:07:39 UTC
организация взаимопомощи между школьниками, то самое советское "подтягивание отстающих" сильно индивидуализирует изучение материала и повышает успешность и первых и вторых. Первые улучшают своё понимание, когда объясняют другому непонимающему, вторые получают нужную социальную поддержку, поскольку учитель - это начальник,особенно для отстающего, у которого отношения с учёбой плохие, а когда помогают свои, усвоение улучшается ( ... )

Reply

kot_kam May 6 2010, 17:32:48 UTC
Общаясь с друзьями и знакомыми, я выяснил, что школы в Союзе были, мягко говоря, разные. Не знаю, в какой школе учились вы, я успел поучиться в трех школах (ну, положим, в первой я был еще мал, а третья была уже в перестройку и не считается). Но во второй школе, где я учился с 80 по 87 год, ни о каком товарищеском подтягивании отстающих речи не только не шло, но и идти не могло в принципе. И вообще обо всех этих штучках типа "товарищества", "взаимной поддержки", "пионерской солидарности" и что там было еще, я только в книжках читал. Все советские дети, кого я только знал лично, и в школе, и в пионерлагере, к таким вещам относились с иронией и презрением - дескать, это нарочно выдумали, про это только учителя очки втирают на всяких там сборах и классных часах, еще чего не хватало, "товарищам помогать"! А ты дурак, что в такую фигню веришь. Вот единственное, что: стучать на одноклассников принято не было, это да. Даже когда учителя очень настаивали, и, в общем, виновный был действительно виноват. В числе моих знакомых - все люди, ( ... )

Reply

wolf_kitses May 6 2010, 17:51:09 UTC
"Все советские дети" - явное преувеличение: по моим прикидкам, 10-15%. Хотя, конечно, я закончил школу до перестройки, когда разложение ещё не началось. Я уж не говорю о всяких кружках с коллективистскими традициями, идущими ещё от 20-х гг., которые сохранились по сей день (таких только биологических в москве в 80-е гг. было 7); всё это переносилось в школу в усиленном виде ( ... )

Reply


colorwood May 5 2010, 12:13:26 UTC
Тут интересный поворот в образовании намечается: предлагают детей с синдромом дауна учить в обычных школах:
см. анонс вечернего ток-шоу 5-го канала:
http://www.youtube.com/watch?v=OMtIrobtUfk

спорить там собираются горячо...

Reply


ex_blau_kra May 6 2010, 05:00:43 UTC
На самом деле очень интересная тема. Я заметила по опыту, что в немецких школах 2й ступени (то есть после начальной) важен не только сам по себе IQ, но и социальные навыки. Коммуникативность, низкая тревожность, отсутствие страха перед учителями и застенчивости, умение вовремя все записать и сообразить, что и как делать, умение задать вопросы, если что-то не понял. СОбственно, и в начальной школе это же очень важно. При наличии таких навыков можно неплохо учиться и с низким IQ. Еще, конечно, важна усидчивость, концентрация, умение работать. То есть нужны, понятно, исследования, но вот так по жизни это кажется даже более важным, чем сам по себе интеллект. "Уровень социального развития", так сказать. По моему сыну (а ему регулярно проводят замеры IQ из-за его аутизма) я вижу, что чем социальное развитие выше - тем чистый интеллект ниже ( ... )

Reply

wolf_kitses May 6 2010, 16:17:33 UTC
вот хороший текст на эту тему, про буржуазную школу как инструмент социализации ( ... )

Reply

kot_kam May 6 2010, 17:43:12 UTC
О да, практики у нас были, я помню! Был у нас мальчик Гриша, с легким ДЦП. Голову этак набок держал, запрокинувши. Конечно, все знали, что он идиот, и затравили бы его насмерть, да учителя предупредили, что кто Гришу тронет, тому голову оторвут. Так его никто и не трогал, ходил Гриша сам по себе. Никто с ним не общался, естественно. Ну, а детей с психологическими проблемами, с проблемами в общении, в обучении травили почем зря, и не только ученики, но и учителя подтравливали весьма активно. Где уж буржуям до таких социализационных практик...

Reply

wolf_kitses May 6 2010, 17:58:50 UTC
Боюсь, тут вы просто в неведении, буржуи сильно перещеголяли наши патриархальные нравы. там именно что в хороших школах и в приличных ун-тах (той же плющевой лиги) такая система дедовщины какая у нас была в некоторых помойных пту разве что. И действует она в отношении всех первокурсников, а не только больных с ДЦП и прочим отклоняющимся поведением. Так что "уровень дна" в образовательной системе у них сильно пониже, также впрочем как и высоты - иначе бы тысячи наших выпускников не устраивались бы там так успешно, обходя в конкуренции местных, которые отнюдь не жаждут им уступать.

ПС. Полагаю, что комментировать чуждой тред вас побудило желание "дать отпор" советско-коммунистическим разговорам про коллективизм. Ведь ни в каком ином случае выставленный вами парадный пример не может быть опровержением общего рассуждения, не так ли? бо из всякого правила есть исключения, и опровергать надо именно правило.

Reply


anny_key May 9 2010, 18:34:25 UTC
Я за последние пару лет посмотрела кучу японских аниме-сериалов и просто фильмов. И одной из самых удивительных практик, постоянно присутствующих почти во всех сериалах про школу(а среди них масса чисто бытовых сериалов, без фантастического элемента, полностью реалистичных и романтических) была как раз практика дружеского подтягивания неуспевающих силами одноклассников. Не знаю, насколько адекватно сериалы описывают реальность, но уже одно то, что это подтягивание как минимум рекламируется и декларируется как существующее, поразило мое воображение. В реальности я никогда с таким не встречалась, училась в трех разных школах в глубинке(одна была сельская, где три класса сидели в одном помещении, одна - лучшая школа в моем закрытом атомном городке, и одна - обычная гопотическая школа рядом с домом, где я проучилась с 4 по 11 класс).

Reply


Leave a comment

Up