Динамика умственного развития школьника в связи с обучением

May 05, 2020 12:12


(Конспект статьи Л.С. Выготского)

"В этой статье Л.С. Выготский рассматривает связь между умственным развитием и продвижением ребенка в школьных занятиях.

Он пишет от том, что огромный педагогический опыт и эмпирические наблюдения показывают, что обучение должно быть приноровлено к определенным возрастным этапам, которые проходит ребенок в своем ( Read more... )

психология личности, интеллект, Л.С.Выготский, образование, психология

Leave a comment

ex_blau_kra May 6 2010, 05:00:43 UTC
На самом деле очень интересная тема. Я заметила по опыту, что в немецких школах 2й ступени (то есть после начальной) важен не только сам по себе IQ, но и социальные навыки. Коммуникативность, низкая тревожность, отсутствие страха перед учителями и застенчивости, умение вовремя все записать и сообразить, что и как делать, умение задать вопросы, если что-то не понял. СОбственно, и в начальной школе это же очень важно. При наличии таких навыков можно неплохо учиться и с низким IQ. Еще, конечно, важна усидчивость, концентрация, умение работать. То есть нужны, понятно, исследования, но вот так по жизни это кажется даже более важным, чем сам по себе интеллект. "Уровень социального развития", так сказать. По моему сыну (а ему регулярно проводят замеры IQ из-за его аутизма) я вижу, что чем социальное развитие выше - тем чистый интеллект ниже ( ... )

Reply

wolf_kitses May 6 2010, 16:17:33 UTC
вот хороший текст на эту тему, про буржуазную школу как инструмент социализации ( ... )

Reply

kot_kam May 6 2010, 17:43:12 UTC
О да, практики у нас были, я помню! Был у нас мальчик Гриша, с легким ДЦП. Голову этак набок держал, запрокинувши. Конечно, все знали, что он идиот, и затравили бы его насмерть, да учителя предупредили, что кто Гришу тронет, тому голову оторвут. Так его никто и не трогал, ходил Гриша сам по себе. Никто с ним не общался, естественно. Ну, а детей с психологическими проблемами, с проблемами в общении, в обучении травили почем зря, и не только ученики, но и учителя подтравливали весьма активно. Где уж буржуям до таких социализационных практик...

Reply

wolf_kitses May 6 2010, 17:58:50 UTC
Боюсь, тут вы просто в неведении, буржуи сильно перещеголяли наши патриархальные нравы. там именно что в хороших школах и в приличных ун-тах (той же плющевой лиги) такая система дедовщины какая у нас была в некоторых помойных пту разве что. И действует она в отношении всех первокурсников, а не только больных с ДЦП и прочим отклоняющимся поведением. Так что "уровень дна" в образовательной системе у них сильно пониже, также впрочем как и высоты - иначе бы тысячи наших выпускников не устраивались бы там так успешно, обходя в конкуренции местных, которые отнюдь не жаждут им уступать.

ПС. Полагаю, что комментировать чуждой тред вас побудило желание "дать отпор" советско-коммунистическим разговорам про коллективизм. Ведь ни в каком ином случае выставленный вами парадный пример не может быть опровержением общего рассуждения, не так ли? бо из всякого правила есть исключения, и опровергать надо именно правило.

Reply

kot_kam May 6 2010, 18:34:54 UTC
Извините, тут уж личный опыт против личного опыта. Я говорю, что про коллективизационные практики я, а) читал в книжках, б) мне мама рассказывала про то, что да, в ее школах такое было принято (она училась в школе с 39 по 51 год, с перерывом на эвакуацию), в) слышал от вас, г) слышал еще от пары человек, учившихся в ХОРОШИХ школах. То есть да, несомненно, такое было. При этом лично я с таким не сталкивался, и большинство моих знакомых либо не сталкивались, либо такие практики существовали чисто формально. Я считаю, что утверждать на этом основании, что коллективистские практики существовали практически везде, а мне вот так случайно не повезло, что я с ними ни разу не встречался. так же неуместно, как утверждать, что их не было вообще и все это вранье и советская пропаганда. Единственный способ установить, насколько они были распространены, это устроить большой опрос; да и то выборка выйдет нерепрезентативная, даже если каким-то образом устроить опрос по всему интернету, а не только среди читателей вашего (или моего) журнала ( ... )

Reply

ex_blau_kra May 7 2010, 05:22:35 UTC
Травля непохожих детей в школах - повсеместное явление, не зависящее от общественного строя :((

Reply

wolf_kitses May 7 2010, 07:16:40 UTC
как этолог, в Вашем примере с Гришей я вижу одно (но сильное!) несоответствие, именно то, что учителям-таки удалось заставить школьников прекратить издевательства ( ... )

Reply

ex_blau_kra May 7 2010, 05:21:18 UTC
Последнее очень интересно. Но наверное, бесплатно этот текст не достать, если он по-немецки...
Мне еще очень интересны сравнения в этом плане детей ГДР и ФРГ. Ведь в ГДР дети практически поголовно воспитывались на полный день в дет.учреждениях, начиная с яслей, а в ФРГ государственный уход за детьми практически никакой, и общественное мнение (даже феминистки!!) твердо убеждено, что "ребенку необходима мать" круглые сутки и до подросткового возраста.
Насколько я знаю, исследования проводились, и никакой существенной разницы в психике детей ГДР и ФРГ не выявлено. Но вот подробностей не знаю...

Reply

wolf_kitses May 7 2010, 07:21:52 UTC
я буду подробно писать о книжке бауэра, тем более что она вышла и по-русски
http://www.ozon.ru/context/detail/id/4099290/
http://www.ozon.ru/context/detail/id/4262614/
а разницы в психике у здоровых детей и не будет, норма здоровья одинакова для всех представителей человеческого рода, только вот %% людей с проблемами по этой части при капитализме выше,бо психика не переносит избыточного конкурентного напряжения особенно если последнее легитимизируется социобиологией и прочими модными теориями (что бауэр описывает очень хорошо).

Reply


Leave a comment

Up