Динамика умственного развития школьника в связи с обучением

May 05, 2020 12:12


(Конспект статьи Л.С. Выготского)

"В этой статье Л.С. Выготский рассматривает связь между умственным развитием и продвижением ребенка в школьных занятиях.

Он пишет от том, что огромный педагогический опыт и эмпирические наблюдения показывают, что обучение должно быть приноровлено к определенным возрастным этапам, которые проходит ребенок в своем ( Read more... )

психология личности, интеллект, Л.С.Выготский, образование, психология

Leave a comment

kot_kam May 5 2010, 08:48:53 UTC
Спасибо большое, это очень интересно. Есть только одна проблема: сделать это без существенной перестройки всей системы школьного образования все же не удастся. Потому что на данный момент вся система образования (я говорю про Россию) строится именно на том, чтобы все усваивали положенный материал в положенные сроки. Единственным способом дать отстающим возможность потратить больше времени на усвоение материала было оставление на второй год, и то оно воспринималось как наказание, и второгодники на следующий год учились еще хуже, потому что они себя и все окружающие их воспринимали как "отпетых" и "пропащих". Сейчас это, по-моему, вообще не практикуется.

Reply

wolf_kitses May 6 2010, 16:07:39 UTC
организация взаимопомощи между школьниками, то самое советское "подтягивание отстающих" сильно индивидуализирует изучение материала и повышает успешность и первых и вторых. Первые улучшают своё понимание, когда объясняют другому непонимающему, вторые получают нужную социальную поддержку, поскольку учитель - это начальник,особенно для отстающего, у которого отношения с учёбой плохие, а когда помогают свои, усвоение улучшается ( ... )

Reply

kot_kam May 6 2010, 17:32:48 UTC
Общаясь с друзьями и знакомыми, я выяснил, что школы в Союзе были, мягко говоря, разные. Не знаю, в какой школе учились вы, я успел поучиться в трех школах (ну, положим, в первой я был еще мал, а третья была уже в перестройку и не считается). Но во второй школе, где я учился с 80 по 87 год, ни о каком товарищеском подтягивании отстающих речи не только не шло, но и идти не могло в принципе. И вообще обо всех этих штучках типа "товарищества", "взаимной поддержки", "пионерской солидарности" и что там было еще, я только в книжках читал. Все советские дети, кого я только знал лично, и в школе, и в пионерлагере, к таким вещам относились с иронией и презрением - дескать, это нарочно выдумали, про это только учителя очки втирают на всяких там сборах и классных часах, еще чего не хватало, "товарищам помогать"! А ты дурак, что в такую фигню веришь. Вот единственное, что: стучать на одноклассников принято не было, это да. Даже когда учителя очень настаивали, и, в общем, виновный был действительно виноват. В числе моих знакомых - все люди, ( ... )

Reply

wolf_kitses May 6 2010, 17:51:09 UTC
"Все советские дети" - явное преувеличение: по моим прикидкам, 10-15%. Хотя, конечно, я закончил школу до перестройки, когда разложение ещё не началось. Я уж не говорю о всяких кружках с коллективистскими традициями, идущими ещё от 20-х гг., которые сохранились по сей день (таких только биологических в москве в 80-е гг. было 7); всё это переносилось в школу в усиленном виде ( ... )

Reply

kot_kam May 6 2010, 18:18:16 UTC
Тю, я разве сказал "все советские дети"? Я сказал - "все советские дети, кого я знал лично", это таки разные вещи. Потом уже, во взрослом состоянии, я познакомился с людьми, которые в детстве такими вроде бы не были, но и они в своих школах, как правило, были в меньшинстве. Да, были другие дети, были другие школы - вот, вы же в такой учились, насколько я понимаю (кстати, какая это школа-то была? Не 57-я, часом? ;-) ). Я не отрицаю вашего опыта, но мне хотелось бы возразить насчет того, что "ваше утверждение типа в советских школах ничего такого не было, это всё коммунистические выдумки, потому такое резко-отрицательное, что окрашено вашим собственным плохим отношением к советскому опыту и советским ценностям". Я не говорил, что ничего такого не было, я говорил, что ни мне, ни большинству моих знакомых с таким сталкиваться не доводилось ( ... )

Reply

kot_kam May 7 2010, 21:13:24 UTC
Прошу прощения, я понял, где я ошибся. Вы сказали, что для того, чтобы помогать отстающим осваивать материал, можно использовать взаимопомощь учащихся (речь шла о методике), я же возразил вам, что на моей памяти эта методика не использовалась (частный случай), и дальше уперся в этот факт, который, естественно, не может служить доказательством того, что методика вообще не работает. Это у меня в мозгах перемкнуло, жаль, что вы мне на это не указали. Собственно, имеем следующую картину ( ... )

Reply

pronzus May 11 2010, 19:50:44 UTC
> уж не говорю о всяких кружках с коллективистскими традициями, идущими ещё от 20-х гг., которые сохранились по сей день (таких только биологических в москве в 80-е гг. было 7)

Это какие? КЮБЗ знаю, ВООП знаю, ЦентроСЮН знаю, МосГорСЮН знаю, а ещё?

Кстати, коллективистские традиции свойствены не только этим "старым" кружкам. Слышал же, наверное, про Полуэктова и клуб "Эколог"? Там, судя по рассказам тамошних воспитанников, с коллективизмом было налажено. Правда, к сожалению, держалось там всё главным образом на личности основателя, а после его ухода довольно быстро сгнило. :(

Reply


Leave a comment

Up