Регистрационно-бюрократический квест

Mar 30, 2015 17:33

Как только был решен вопрос с жильем и я получил адрес проживания в Германии, возникла необходимость сделать еще несколько обязательных шагов. В принципе я знал о них из статей и форумных постов, поэтому последовательность действий была известна.




Каждый новоприбывший из-за границы или переехавший в пределах страны должен в течение 1-2 недель зарегистрироваться по новому адресу. Эта процедура далека от привычной нам прописки со штампом в паспорте. Для того чтобы зарегистрироваться необходимо обратиться в ратушу того населенного пункта, к которому относится адрес проживания. Прийти надо с паспортом и документом, разрешающим долгосрочное пребывание в Германии. Сама регистрация нужна не столько жителю, сколько муниципалитету. Все дело в том, что с момента регистрации человека по новому месту жительства, его налоги перестают перечисляться муниципалитету того населенного пункта, где он жил ранее, и начинают зачисляться на счета нового населенного пункта.


Вот он пример децентрализации. Община получает средства из бюджета не как-то «в среднем», даже не по количеству «голов», а персонально налоги каждого жителя. Это стимулирует градоначальство заниматься благоустройством вверенной территории, привлекая тем самым не просто население, а по возможности состоятельных людей. А у людей есть повод поинтересоваться, на что же израсходованы их налоги. Также существует довольно активная обратная связь. Не знаю как в крупных городах, но в Нордерштедте (его население около 75 тыс человек) проводят опросы населения на улицах и на сайте, присылают письма с вопросами о том что нравится, а что нет, на что следует обратить внимание городских служб, даже голосования по поводу перспективных проектов: на что община захочет потратить средства.

Отдел регистрации проживающих работает каждый день, в первой половине дня. Большинство немецких государственных структур работает в 8 утра. По-видимому, чтобы дать возможность посетителям прийти пораньше и не сильно опаздывать на работу. Для моего совиного режима сна это форменное издевательство. В итоге я опоздал на 10 минут к открытию и обнаружил довольно большую группу посетителей. Очередь формируется через систему отрывных талончиков, получаемых у входа. Глядя на 25+ человек, уже получивших талоны до меня и ориентировочное время приема 10:30 стало грустно. Но делать нечего, выпил кофе в соседней кафешке, вернулся и сел ждать. Тут стоит сказать несколько слов об организации работы: отдел по регистрации населения выполняет схожие функции с паспортными столами ЖЭКов. То есть, фиксирует прибытие/убытие жителей и решает паспортные вопросы (выдача, замена, восстановление паспортов). Отдел представляет собой довольно большой зал ожидания с большим количеством сидений, похожих на зал ожидания в аэропорту. От зала отделено перегородкой помещение с 10 кабинками сотрудников. Над каждой кабинкой табло с текущим номером. Навскидку зал рассчитан человек на 100. Прямо в зале хитрый аппарат, в котором можно сделать фото на паспорт. Конечно, никаких очередей в коридорах, под дверями.

На удивление, 25 человек, находящихся в очереди передо мной были приняты буквально за час. На будущее буду приезжать часам к 10 туда. В это время первая волна посетителей, пришедших к открытию уже прошла, а остальные подтягиваются уже гораздо реже. Уже в 9-30 на табло я увидел свой номерок. Наученный советами, что в гос. организациях клерки сильно не любят говорить на других языках, крутил в голове объяснение чего мне от них надо. Увидев мои проблемы с языком, сотрудница сама сразу предложила перейти на английский и мы быстро и без проблем прошли процедуру регистрации. То есть она просто вбила мои паспортные данные в компьютер, одним глазом глянула на договор аренды, спросила на счет семьи - сказал, что пока не переезжает, и выдала справку о том, что я принят на учет по месту проживания. Надо сказать, что при первичной регистрации она перепутала дату моего рождения. Ошиблась на 1 день. Я это заметил только через пару недель, заехал туда же, попросил исправить. Другая сотрудница долго извинялась, внесла исправление и поблагодарила за внимательность. Никаких наездов, типа «а чего не проверили сразу».

При первичной регистрации на территории Германии ратуша сама передает данные во все нужные службы и в течение месяца мне пришли письма с налоговым номером, номером соц страхования и прочей полезной информацией.

Следующим шагом было открытие текущего счета в банке. Текущий счет или Girokonto - основа повседневной финансовой деятельности любого жителя Германии. На этот счет поступают заработанные средства, с него происходит оплата аренды жилья, коммунальных услуг, связи и всех прочих регулярных затрат. В большинстве случаев клиент дает право на прямое списание средств по договорам с коммунальными предприятиями и все эти оплаты происходят автоматически. Поэтому, не имея текущего счета, я не мог, к примеру, заключить договор на подключение к интернету.

В связи с тем, что через такие текущие счета клиентов перемещается большая масса средств, банки из кожи вон лезут, чтобы заполучить нового клиента. И бесплатное обслуживание предлагают, и даже доплачивают, если человек не просто открыл счет, но и ведет по нему достаточно активную деятельность. Но при этом рынок очень плотный и условия у всех примерно схожие. Поэтому я не мудрствуя, спросил у шефа, в каком банке у нас счет фирмы, в нем и решил открыть счет.

Офис отделения банка оказался практически около дома, поэтому я туда следующим утром и направился. Рассказал менеджеру зала о том, что мне нужно. Она, заметив, что немецкий у меня слабоват спросила, на каком языке мне было бы удобнее и предложила подождать 10 минут, пока не освободится англо-говорящий сотрудник. Молодой человек, которого я ждал быстро и на безупречном английском рассказал мне основные моменты, касающиеся тарифов и правил банка, распечатал договора и прочие документы и через пол часа я уже ехал на работу, покончив и с этим вопросом. Как обычно, в течение пары недель по почте пришли документы, карточка и прочие бумаги. С тех пор в офис банка я не заходил.

Следующим пунктом моего плана было заключение договора медицинской страховки. Больничных касс в Германии множество и выбор был довольно сложен. В итоге я поступил проще: сначала спросил у знакомой, работающей в одной из клиник Саарланда, какие больничные кассы стоит избегать, а потом спросил у шефа, с какой кассой он заключил договор. Туда и направил запрос. Сотрудник больничной кассы перезвонил на следующий день, но к сожалению, он не говорил по-английски. Поэтому мы перешли на письменное общение через электронную почту и в течение пары часов уточнили все детали и я подписал с ними договор. Бумажные экземпляры договоров, чип-карточку с данными обо мне и рекламные буклеты я в течение 2-х недель обнаружил в почтовом ящике.

И наконец, последним этапом бюрократического квеста стала замена визы в паспорте на синюю карту. Для этого необходимо посетить ведомство по делам иностранцев, предъявить им трудовой контракт, справку о регистрации по адресу, а также налоговый и социальный номера. Все документы были готовы, но выяснилось, что офис ведомства по делам иностранцев, к которому прикреплен Нордерштедт, находится в Бад Сегеберге. Это соседний город, находящийся на расстоянии 50-60 км. Шеф предложил съездить вместе на случай, если будут какие-то вопросы. Для него это тоже был первый опыт оформления сотрудника по синей карте. Мы созвонились с сотрудницей управления и она назначила посещение через 2 недели. Этот факт несколько нервировал, так как виза действует всего 3 месяца, два из которых уже прошло. А, как я знал, оформление синей карты занимает обычно еще около месяца. Я озвучил вопрос, но сотрудница сказала не переживать, что все вопросы будут решаться по мере поступления.

В назначенный день мы поехали в Бад Сегеберг. Так как мы были по согласованному ранее термину ждать в очереди не пришлось. Сотрудница просмотрела документы, обнаружила опечатку в личных данных в контракте, но заворачивать на переделку не стала, попросила просто исправить и при следующем посещении заменить копию, которая остается у них. Затем с меня сняли данные биометрии - рост, цвет глаз и отпечатки пальцев. Обнаружив мои затруднения с разговорным немецким она сразу предложила перейти на английский. Однако внезапно возникла проблема: по какой-то причине у них не оказалось моих данных об образовании и всех остальных документов, которые я подавал в посольство. Т.е. в компьютерной системе данные обо мне были, а личного дела - нет. Возможно мое дело передали по месту регистрации головного офиса фирмы в Гессен. Я предложил завезти им недостающие документы - они у меня были в наличии, но не с собой. Однако сотрудница сказала, что не следует беспокоиться и они сами все сделают и найдут данные и она сама перезвонит, когда синяя карта будет готова. Проверив срок действия визы, сказала, что за 2 недели они конечно не успеют все сделать и предложила сразу продлить визу еще на 3 месяца. Я согласился, так как ехать сюда еще раз через две недели не было никакого смысла.

Ожидание продлилось полтора месяца, и наконец, сотрудница перезвонила и сказала, что можно приезжать и получать Синюю Карту. С собой иметь паспорт, продление визы, которое необходимо сдать и 110 евро за оформление. На этот раз я поехал сам, на автобусе. На этот раз никаких проблем не возникло. При получении мне предложили активировать чип на карте. Его теоретически можно использовать в качестве цифровой подписи при электронном оформлении договоров и прочих документов. Я, конечно, согласился, однако на практике опробовать эту функцию пока не успел - случая не подворачивалось.

В связи с тем, что мой контракт бессрочный, синюю карту выдали на максимально возможный срок - 4 года, предупредив, что через 3 года уже можно начинать оформление постоянного вида на жительство. Либо даже через 2 года, при условии сдачи языкового экзамена.

Так закончилась история документального оформления переезда. Нельзя сказать, что быстро и просто, однако на всех этапах ощущалось благожелательное отношение со стороны сотрудников организаций, также не возникло проблем языкового плана. На этом официальная часть пока закончена и можно перейти к бытовым зарисовкам.

Продолжение следует....

Поиск временного жилья в Германии
Переезд
Мой личный опыт получения национальной визы (для последующего обмена на Blue Card)
Удаленный поиск работы в Германии
Что такое Синяя Карта ( Blue Card, Blau Kard) и с чем её едят
Как все начиналось

Гамбург, страннология, работа, Германия

Previous post Next post
Up