До этой поездки я был в Берлине несколько раз проездом и один раз, 14 лет назад с обзорным походом по городу. И как-то так получалось каждый раз, что у нас с этим городом отношения не складывались. В 2001 году он мне показался суетным, шумным. Напрягало большое количество строительства, особенно в центре. В общем не складывалось. И вот мне предоставилась вторая попытка подружиться с разноцветными медведями, разгуливающими по улицам столицы. Нет, у меня не было и нет антипатии к этому городу, я его просто не могу понять и услышать. Видимо мы говорим на каких то разных языках и находимся в близких, для того чтобы видеть друг друга, но все же параллельных мирах.
Надо ли говорить, что эта поездка выдалась еще более абсурдной, чем все предыдущие вместе взятые? Все началось с того, что поездка организовалась внезапно и неожиданно. Мне надо было передать документы в Украину, и тут подвернулась оказия. В Берлин приезжал на выставку один из моих знакомых и я упал ему на хвост с просьбой забрать документы с собой. Все дело в том, что первый звоночек абсурда проявился тогда, когда я прикинул, что прокатиться в Берлин и обратно на скоростном экспрессе стоит дешевле, чем отправить конверт с 10 листиками курьерской почтой в Украину. 50 и 70 евро соответственно. А так, кроме скидк,и в полюсе остается день в Берлине, который можно провести с камерой, заново знакомясь с городом.
Итак, встречи назначены, билеты куплены, в 7 утра подъем! От Гамбурга до Берлина около 350 км и я не рассматривал его в качестве цели для однодневных прогулок. Как оказалось - зря. Оказывается между этими городами курсирует специальный скоростной экспресс, который, ни разу не останавливаясь, проходит это расстояние всего за 1 час 40 минут. Так что однодневная поездка получается более чем полноценной. 8-9 часов вполне достаточно чтобы находиться, отснять кучу материала и как следует устать.
О встрече мы договорились в аэропорту, куда добираться на автобусе еще минут 20. Рейс немного задержался, и вот наконец все деловые вопросы были решены и мы решили направится все вместе в центр, там пообедать и потом уже разойтись по своим делам. Наш пилот и штурман, который был за рулем авто, как оказалось тоже не был в Берлине уже лет 15 и был очень удивлен изменениями в городе. В итоге мы немного покрутились в центре, сбившись с маршрута, да еще оказалось, что улица, куда нам надо было попасть сейчас перекрыта. Там были какие-то гуляния, как впоследствии выяснилось - там проходил забег то ли барменов, то ли барист. В общем по улице бегали туда-сюда какие-то мужики с подносами и жонглировали стаканами. Здравого смысла эти соревнования в мое мироощущение не добавили…
Весьма вкусно пообедав в маленьком ресторанчике с немецко-итальянской кухней мы разошлись по своим делам. Сориентировавшись на местности я понял что тут букваольно за углом находится церковь Вильгельма I. Туда и направился. Это достаточно интересная церковь, построенная в 18 веке и не восстановленная полностью после войны. Она до сих пор стоит напоминанием о тех страшных событиях.
14 лет назад тут был парк
Внутри можно увидеть очень интересные фрески:
Качество прорисовки и деталировка поражают
Двигаемся дальше в сторону центра. Вот еще одна скульптурная визитная карточка Берлина:
За 14 лет мало, что изменилось.
На дорогах встречаются вот такие экземпляры:
Местная концептуальная скульптура обычно вгоняет меня в состояние глубокого ступора. Вот эта к примеру:
На фоне нынешней заполитизированности воображение многое дорисовывает и додумывает… Хотя возможно я и не прав. В общем, оставим эти вопросы специалистам-искусствоведам.
Буквально через 50 метров можно увидеть вполне классический ростовой скульптурный портрет Александра фон Гумбольта:
Прогулявшись вдоль каналов, отходящих от Шпрее
попадаем в огромный парк, разбыитый в центре города. Он пронизан нескольким шоссе
А в центре, на пересечении магистралей называемом большой звездой находится колонна победы:
Здесь уже начинается центральная и официальная часть Берлина. К примеру вот это здание с ухоженным газоном - резиденция президента Германии.
Народ по нему бегает, лежит, фотографируется на фоне. За порядком следит один (!) полицейский в парадной форме.
А вот этот более современный и авангардный комплекс - это бундесканцелярия.
Надо отметить что гулять в округе также никому не воспрещается. За порядком следит еще один полицейский наряд. Не абсурд ли?
День был очень теплым, поэтому местные и туристы активно катались на разнокалиберных катерах и грелись на солнышке.
Тут же находится центральный вокзал. Весьма большое и запутанное здание из стекла, где на трех разных уровнях пересекаются маршруты поездов дальнего следования и электричек.
Еще один момент, добавивший непонимания - от вокзала к Рейхстагу протоптана грунтовая (!) дорожка.
Скажу честно - за этот год я впервые вижу такого рода грунтовую дорожку находящуюся в зоне активного движения. Обычно или газон, по которому ходить в общем то не возбраняется, но не до полного же вытаптывания, или нормальная дорожка выложенная брусчаткой или асфальтрованная… Но не такое.
Здание Рейхстага
Перед самым зданием Рейхстага расположилась какая-то группа, довольно активно жестикулирующая. Присмотревшись обнаружил немецкий и российский флаги, а также флаг из георгиевской ленты. Май, 70-летие с момента окончания войны. Но подойдя ближе несколько удивился. Позади группы, на растяжках из тележек-кравчучек висит плакат: «Германию так и не освободили от фашизма. А вот мы придем и освободим». И адрес сайта.
Не в моих правилах вступать в дискуссии с такого рода контингентом. Но впоследствии я зашел посмотреть на их сайт… Обнаружил там какой-то конспирологический бред написанный с огромным количеством грамматических ошибок (по крайней мере русский и английский варианты) и активное попрошайничество на поддержку через пейпал. В общем очередная секта свидетелей мирового заговора. Местные смотрят на них с легким удивлением, но толерантность, видимо, не позволяет вызвать психушку. А полиция состава преступления не находит.
Вот наконец, Бранденбургские ворота
Во время моего прошлошл визита они были на реставрации и пришлось довольствоваться копией:
А за ними - очередной удар по здравому смыслу: групповая инсталляция, представляющая собой лодки (а точнее шпангоуты лодок), стоящие на шпалах, а внутри - лошадиные запчасти… Головы, ноги, ребра, позвоночники. В разной степени фрагментации. Кроме того шпалы явно б\у-шные и на ярком солнце сильно воняющие креозотом.
Как оказалось, эта скульптурная композиция, авторства итальянского скурьптора мексиканского происхождения Gustavo Aceves, называется Lapidarium и посвящена Второй мировой войне.
Весь центр, как и 14 лет назад, строится или перестраивается.
Все очень чисто и аккуратно, никакого строительного мусора вокруг. Но почти в любом кадре можно заметить или башенный кран, или строительный забор или какие-то временные трубопроводы.
Кафедральный собор за последние годы мало изменился:
Музейный остров, поражает античным величием:
Но и тут не обошлось без доли абсурда. На фоне ухоженного римского сада вот такой пепелац, выходящий из крутого виража, очень сильно освежает ощущение окружающей реальности:
Выходим с музейного остраова и углубляемся в восточную половину Берлина:
Старая ратуша тоже огорожена забором и там ведется какое-то строительство, так что приходится использовать фонтан в качестве маскировки заборов:
Эти районы восточного Берлина до боли напоминают однообразный кубизм развитого социализма, который можно было увидеть в любом крупном советском городе. Многоэтажки, как из инкубатора, отсутствие фантазии архитектора, серые цвета. Главное не выделяться, главное быть частью системы.
Таким образом, забрел я достаточно далеко от центра и возвращался уже на трамвае.
Последним аккордом, в симфонии абсурда этого дня была спокойно плывущая по Шпрее баня. Да-да, именно баня на борту небольшого катера.
Так закончилось мое второе более близкое знакомство с Берлином. Не могу сказать, что я стал его больше понимать, но по крайней мере было весело.