Итак, выходные закончились, пришел понедельник, а вместе с ним и бюрократические и бытовые вопросы. Прежде всего необходимо найти жилье. Гостиницу я забронировал на неделю, рассчитывая найти квартиру за это время. Однако задача оказалась нетривиальной.
Утро понедельника началось с того, что за мной в 8 утра, по дороге на работу заехал шеф. Офис действительно оказался буквально в 5 минутах езды от отеля и в следующие дни я туда уже добирался сам, на автобусе.
Офис находился в промзоне и соседствовал с одной стороны с небольшим издательством, специализирующимся по малотиражному изданию книг и складами китайско-немецкого интернет-магазина с другой. Надо сказать, что этот магазин, а точнее его посетители, приезжавшие с возвратом или обменом товара, основательно портили нам жизнь. Все дело в том, что вывеска этого самого магазина висела напротив парадного входа, в то время, как реальный вход к ним на склад находился за углом. И эти самые посетители начинали жать на все кнопки, даже на те, на которых было явно написано название нашей фирмы. В итоге мне это все надоело и я распечатал большой плакат формата А3. «Фирма {соседи} - ТАМ!» и стрелку с указанием направления для поиска двери на склад и наклеил на дверь парадного входа. Это, конечно, снизило количество ложных звонков, но не свело их к нулю. А еще через несколько месяцев, ближе к новому году мы переехали в другой офис. Но это уже совсем другая история.
В офис я приехал со своей клавиатурой и ноутом, на месте мне выдали монитор и мышку. Таким образом я быстро соорудил привычную мне двух-экранную систему и был готов к работе. А также начал поиск жилья.
Надо сказать, что еще до переезда я наметил себе план действий: непосредственно после переезда пожить неделю-другую в гостинице, за это время присмотреть однокомнатную меблированную квартиру. Ее снять на срок около года, а за это время осмотреться в округе и найти в хорошем месте большую не-меблированную квартиру уже для проживания всей семьей. Этот план позволял относительно комфортно решить вопрос первого времени проживания, когда у меня не было ничего кроме чемодана одежды и рюкзака электроники. Конечно меблированные квартиры стоят дороже, но это стоит того, чтобы не покупать единовременно все необходимые для относительно комфортного существования вещи. А также, не хотелось связывать себя долгосрочным договором аренды не познакомившись с окрестностями и не выбрав наиболее удобное место.
Меблированные квартиры в терминах местного риэлтерства называется «квартира на время» или «Wohnung auf Zeit» и многие порталы недвижимости и риэлторские конторы имеют такие разделы. Однако я не учел двух моментов: во-первых, меблированных квартир сдается довольно мало, люди предпочитают сдавать их пустыми и надолго. А, во-вторых, как и в случае поиска работы, арендодатель начинает поиск новых жильцов за несколько месяцев до срока окончания аренды. И это в порядке вещей, когда дата поселения отстоит от текущего момента на 2-3 месяца. А мне то надо поселиться прямо сейчас.
Перспектива прожить 2-3 месяца в гостинице меня совсем не радовала, прежде всего с финансовой точки зрения. Поэтому, первый совет: заранее, еще из-за границы свяжитесь с арендодателем, объясните ситуацию и попросите придержать квартиру. Не факт что поможет, при наличии другого арендатора, но все же... Несомненно, смотреть варианты и связываться с арендодателем имеет смысл за неделю до переезда, не ранее. Так как хорошие варианты расходятся очень быстро и держать их для кого бы то ни было больше нескольких дней никто не будет.
Здесь надо высказать слова благодарности нашему директору и моему непосредственному начальнику. Я подыскивал варианты, а он созванивался с агентствами, получал координаты арендодателей, назначал встречи и даже свозил меня на машине на несколько объектов. В больших компаниях этими вопросами помогают заниматься сотрудники HR-отдела, но наша фирма маленькая, отдела HR у нас нет и мой шеф совершенно не обязан был это делать. Однако же делал, за что ему искренняя благодарность.
Первая квартира была довольно близко от офиса и недорогая, но на поверку оказалась в совершенно убитом состоянии. Кроме того, окна выходили на отдел доставки местной пиццерии. А это значит ароматы свежей пиццы и постоянный шум машин доставки были обеспечены. В общем, это вариант был безжалостно отвергнут.
Второй вариант, который показался интересным находился в самом Гамбурге, в его северной части, недалеко от зоопарка и аэропорта. Квартира оказалась весьма уютной, хоть и очень старомодной, со всем необходимым, но меня остановили два факта. Во-первых, достаточно далеко до офиса, да еще и с несколькими пересадками. А во-вторых, это был один из нескольких трехэтажных домов в большом районе частной застройки. И вокруг, в радиусе нескольких километров не оказалось ни одного магазина. А ездить за продуктами пять остановок на автобусе - это, согласитесь, занятие очень на любителя.
Третий вариант, просмотренный мной, находился в Фольксдорфе. Это тоже пригород Гамбурга, только северо-восточный. Сдаваемая квартира оказалась вторым этажом частного дома с отдельным входом, санузлом и кухней. Все в отличном состоянии, после ремонта. А сам дом стоит среди вековых деревьев в лесу. Это вариант мне очень понравился, но у него было два недостатка: довольно высокая стоимость аренды и расстояние до офиса. Это только по карте расстояние казалось небольшим. А на самом деле дорога на транспорте занимала больше часа в один конец.
Все эти смотрины уже заняли неделю и у меня закончилось бронирование в отеле. Продлить не удалось, так как отель маленький, с хорошим соотношением цена/качество, и, в связи с этим, имевший высокую наполняемость. Пришлось перебраться в другой отель. Он был чуть дешевле, но качество оставляло желать лучшего. У меня создалось впечатление, что ремонт там не делали с 70-х годов. В тумбочку, возле кровати, был вмонтирован действующий средневолновый радиоприемник! Холодильник светил лампочкой, но совершенно не охлаждал. На мою просьбу поменять номер или холодильник администратор заявил, что я должен сказать спасибо, что холодильник вообще есть, так как они сейчас в процессе исключения холодильников из состава номеров.
Забегая вперед скажу, что еще один сюрприз неприятного характера я получил несколько дней спустя. Под окнами коммунальные службы начали какие-то ремонтные работы, которые начинались в 6 утра и основательно мешали спать. Это было последней каплей и я, уходя на работу, предупредил администратора, что завтра утром съеду. Предупредил накануне, чтобы у них не было проблем. Дело в том что я бронировал отель через booking.com с оплатой уже в отеле. Предоплата конечно дешевле, но я не знал как много времени займет поиск жилья, и поэтому выбрал вариант оплаты по факту. И каково же было мое удивление, когда администратор заявил. Ок, съезжайте, но мы с вас возьмем штраф. В размере ДЕВЯНОСТА ПРОЦЕНТОВ от стоимости оставшегося времени проживания! Благо, я бронировал тогда всего на неделю и мне оставалось еще два дня. Ни до, ни после я ни разу не сталкивался с такой наглостью администраций отеля. Местные сказали, что я мог честно их посылать подальше, так как в бронировании указана оплата по факту, но два дня особой роли уже не играли. Тем более, что в этот же день я наткнулся на новое объявление о сдаче квартиры с мебелью как раз недалеко от офиса.
Быстренько договорившись о просмотре мы поехали на место. Квартира оказалась на первом этаже пятиэтажного дома. Довольно просторная, хорошо обставленная и по вполне вменяемой цене. Поэтому, не долго думая, мы договорились о том что вечером хозяйка с мужем приедут в офис для составления договора и улаживания всех формальностей.
Подписание договора оказалось тоже не простой задачей. Дело в том, что арендодатель был не сильно рад сдавать квартиру человеку "без истории". Мотивируя тем, что у нее уже был "негативный опыт". Опять же, благодарность шефу - он согласился оформить аренду на фирму, с условием оплаты мной. Договор аренды - это тоже то еще чудо бюрократической мысли. Привыкли к одно- или даже полу-страничным договорам? Забудьте. Договор аренды представлял собой 15-ти страничный документ, описывающий всю возможную информацию о квартире, правилах поведения в ней и прочие детали. Так например, я узнал, что крайне не рекомендуется принимать душ после 10 вечера, так как шум воды, падающей на поддон может помешать покою соседей. Благо фирма, которая выступала в роли маклера, специализируется на работе с экспатами, а поэтому договор сразу имел перевод на английский.
Отдельным документом, на трех листах был перечень вещей, имеющихся в квартире. В нем было перечислено все, вплоть до пластиковых подставок под стаканы. Надеюсь, что там все в порядке, так как сличать список с реальным состоянием у меня не хватило терпения и знаний языка. Крупные объекты на месте, ну и ладно.
Еще один момент, связанный с оформлением аренды - это комиссия маклера (prоvision). В случае краткосрочной аренды эта сумма зависит от срока аренды. Но вся проблема была в том, что я не знал, как долго я буду снимать квартиру и когда найду долгосрочную аренду. Поэтому в ходе обсуждения с маклером мы пришли к такому решению: сначала мы оформляем договор на пол года, а затем, по обоюдному согласию мы можем его продлить. В этом случае комиссия за продление будет считаться не как по новому договору, а как разница между фактической стоимостью продленного срока и уже оплаченной комиссией за предыдущий период.
Наконец все формальности были улажены. Мы договорились с хозяйкой о залоге (kaution) в размере 2-х месячных оплат, также она разъяснила, что в стоимость входят все коммунальные услуги, включая воду, отопление и электричество. Однако в случае значительного перерасхода по отношению к предыдущим жильцам она предоставит квитанции и сделает перерасчет. Пока вроде все в порядке, требований доплатить что-либо не поступало. При выезде надо будет уточнить.
Итак, договор был подписан, расчет произведен, я заполучил в руки экземпляр договора и ключи от квартиры и отбыл в гостиницу собирать вещи, чтобы на следующий день переехать со своим не хитрым скарбом в новый дом, который будет моим домом на следующие пол года, как минимум.
Впереди меня ожидали бюрократические квесты по регистрации места жительства, прописке, страховке и открытию расчетного счета. Но это уже совсем другая история.
Переезд Мой личный опыт получения национальной визы (для последующего обмена на Blue Card) Удаленный поиск работы в Германии Что такое Синяя Карта ( Blue Card, Blau Kard) и с чем её едят Как все начиналось