Таганцевский заговор

Jun 07, 2008 09:06

Действительно существовал, слава Богу. Дважды уничтожить этих людей чекистам и прокурорам не удалось.

Read more... )

Leave a comment

Comments 66

el_d June 7 2008, 10:17:13 UTC
Есть у меня соображение, почему отстаивали версию о невиновности. Если антисоветская деятельность была, так получится, что его правильно расстреляли (ну, по известной выморочной логике)? А это уже не дело...

С уважением,
Антрекот

Reply

wiradhe June 7 2008, 17:11:40 UTC
Это совершенно верно! Но ведь такая логика для чего единственное могла годиться? 1) Для разговоров с советским начальством о том, что Гумилева надо все-таки издать. 2) Еще - если человек _сам_ искренне одобряет большевиков и в то же время симпатизирует Гумилеву - то ему легче верить, что имело место недоразумение, и на самом деле Гумилев против большевиков не боролся ( ... )

Reply

morreth June 7 2008, 19:09:37 UTC
***Ахматова не могла бы смириться с тем, что она, получается, проглядела всамделишного натурального героя, считая его каким-то пародийным Пьеро-гимназистиком с охотничьим антуражем. А она ведь хотела всю жизнь быть Музой при Истинном Герое***

Кто там кого прогглядел - это еще ба-а-альшой вопрос...

Reply

wiradhe June 7 2008, 19:37:46 UTC
Там, собственно, как поэта скорее Гумилев ее проглядел, чем она - Гумилева. Но Гумилев-то совершенно не мечтал быть Мужем Великой Необыкновенной Женщины. А Ахматова мечтала быть Женой Великого Необыкновенного Героя. Поэтому тот факт, что Гумилев очень долго не оценивал Ахматову адекватно как поэта, ему нисколько не досаждал, когда он стал оценивать ее более адекватно. Его не дергало то, что от него ушла Большой Поэт. Его дергало то, что от него ушла вот именно эта женщина Анна Горенко, а является ли она при этом Большим Поэтом или вовсе не поэтом, уже ничего не добавляло ни на каком этапе. А вот для Ахматовой осознать, что она сама ушла не просто от вот именно этого человека, а от Необыкновенного Героя, которым он, оказывается, был, а она не поняла - было бы тяжелейшим ударом. Все ее воспоминания о Гумилеве носят маниакально целеустремленный характер (бессознательно, скорее всего): показать, что он от их разрыва потерял и всю жись по ей страдал, а она вот - нет; и последовательно изображать его "обыкновенным", в ее понимании " ( ... )

Reply


Если не ошибаюсь, 200 тыс. руб. farnabaz June 7 2008, 21:26:49 UTC
тогда-жалкие гроши ? Да и миллион тоже ?
И речь, в сущности, о весьма неопределённых намерениях-прокламаций-то он так и не писал,не желал" быть простым исполнителем директив.. независимость"
Так что называть Гумилёва боевым заговорщиком, имхо-преувеличение.

Reply

Просоветская ориентация Мандельштама farnabaz June 7 2008, 21:34:05 UTC
по-моему , довольно сомнительна :

"B черном бархате советской ночи,
В бархате всемирной пустоты,
Все поют блаженных жен родные очи,
Bсе цветут бессмертные цветы.

Дикой кошкой горбится столица,
На мосту патруль стоит,
Только злой мотор во мгле промчится
И кукушкой прокричит.
Мне не надо пропуска ночного,
Часовых я не боюсь:
За блаженное, бессмысленное слово
Я в ночи советской помолюсь"

Напоминает зоргенфреевское-"чтоб всё глуше ещё было и черней, чтобы души не щемило у людей"

Reply

Re: Просоветская ориентация Мандельштама wiradhe June 7 2008, 22:47:53 UTC
В те времена всякий, кто в ответ на предложение вступить в заговор по меньшей мере не шарахался в ужасе и не отвечал: "Я-вас-не-слышал-и-не-видел", - а давал согласие на участие в деле (когда оно разразится) и принимал от заговорщика поручение как соучастник - хоть на копейку принимал, - становился смертником и хорошо это знал. Он становился и боевым заговорщиком, потому что "подписаться" на такое, хотя бы и устно - это обходилось человеку в ту же, точнее, в куда большую угрозу жизни,чем вступление добровольцем в армию во время войны. Представим себе добровольца, поступившего в армию; его еще не успели отправить на фронт, поручение по службе ему дали совсем грошовое, - но тут враг уже ударил, схватил и его, и прочих в/с армии, находящихся здесь, и всех их расстрелял. Причем такое намерение и возможность врага были заранее всем известны, когда тот еловек только вступал добровольцем в армию ( ... )

Reply

В рамках Вашей аналогии farnabaz June 7 2008, 23:39:29 UTC
Гумилёв-записавшийся в ополчение, но так и не одевший формы и не присягнувший("не желая быть простым исполнителем директив неизвестных мне людей, и сохранить мою независимость"-это заговорщик ? какой от него прок ?)

"давал согласие на участие в деле (когда оно разразится) и принимал от заговорщика поручение как соучастник - хоть на копейку принимал, - становился смертником и хорошо это знал"
Да !Смертником -но не боевым заговорщиком.
Смертником много за что можно было стать.

Reply


eugend June 10 2008, 02:37:37 UTC
А знакомы Вам кстати стаья Измозика, ЕМНИП "Миф или реальность Петроградской боевой организации"?

Reply

Уточню, с Вашего позволения : farnabaz June 10 2008, 03:17:35 UTC
Измозик В.С. Петроградская боевая организация (ПБО) - чекистский миф или реальность?

Reply

Re: Уточню, с Вашего позволения : eugend June 10 2008, 12:51:03 UTC
Да, она самая

Reply

wiradhe June 10 2008, 09:07:03 UTC
Нет, я знал только о докладе Измозика на эту тему на 10-х “Исторических чтениях на Лубянке” в 2006 по следующему резюме: "Профессор из Петербурга В.С. Измозик рассказал об ошибочной реабилитации в 1992 г. участников "Петроградской боевой организации", дело о которой, по мнению некоторых недостаточно компетентных исследователей, было якобы фальсифицировано в июне 1921 г. Г.Е.Мироновым этим событиям даже посвящены 2 книги: "Начальник террора"(М., 1993) и "Заговор, которого не было"(М., 2003). Однако, как показало изучение зарубежных архивов, реальный "заговор", связанный не только с разведкой Врангеля, но и Финским генеральным штабом и британской СИС существовал. Равно как и его связи с лондонской монархической организацией "О.К.", образованной российскими эмигрантами еще в мае 1917 года ( ... )

Reply


ivan_der_yans April 21 2015, 07:24:46 UTC
Доброе утро, Александр Аркадьевич ( ... )

Reply

wyradhe April 21 2015, 09:16:58 UTC
Это "дописывание за" - хотя сначала Струве решил, что это Гумилев. Тем не менее даже на слух видно, что - нет.
Скорее всего, это Сергей Колбасьев.

См. подробно историю публикаций и интерпретаций
http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_show_archives.php?subaction=showfull&id=1195564668&archive=1195597215&start_from=&ucat=&

При первом появлении этих стихов ничего про "нацарапанное" не было. Нацарапано там было совершенно другое: "Господи, прости мои прегрешения, иду в последний путь. Н. Гумилев"

( «Эту надпись на стене общей камеры № 7 в ДПЗ на Шпалерной навсегда запомнил Георгий Андреевич Стратановский (1901 - 1986), арестованный осенью 1921 г. по «делу», к которому не имел никакого отношения. Впоследствии, он занимался переводами, преподавал в Университете (был доцентом). <...> По вполне объяснимым причинам Г. А. Стратановский предпочитал не делать общественным ( ... )

Reply

ivan_der_yans April 21 2015, 10:16:32 UTC
Спасибо!
А насчёт мужества Гумилёва перед расстрелом сомнений действительно нет.

Reply


Leave a comment

Up