Знакомство с этим автором у меня началось еще в конце 1990-х годов, с его большого всех смыслах этого слова цикла "Государи Московские", а эта же небольшая повесть - самое начало его творческого пути, первая небольшое произведение, из которого, если не сюжетно, то концептуально, да и стилистически вырос главный труд всей его жизни. И так получилось, что первое его литературное произведение стало последним, которое я у него прочитал.
Сама эта повесть рассказывает о событиях, предшествующих Раковорской битвы 1268 года, самой битве и ее последствиях. И в ней сразу чувствуется то, что меня так завораживало когда-то в "Государях Московских", его удивительный по красоте язык повествования и виртуозное для автора художественной прозы воссоздание эпохи. Другое дело, что еще заметно, что Дмитрий Балашов только начинал свой путь на писательской стезе, до этого пробовал себя лишь в научных исторических и филологических текстах, поэтому сюжет в "Господине Великом Новгороде" уступает в тексте всему остальному. Местами он тоже очень хорош, но далеко не везде. В дальнейшем, насколько я могу доверять своим воспоминаниям 20+ летней давности, он и сюжет научился писать так, что не оторваться, здесь же он только пробовал это делать, правда уже в этой книге виден большой потенциал автора в этом смысле. Удивительно, но в следующем его художественном тексте, в романе "Марфа-посадница", много из того, что уже получилось в дебютной своей повести и что потом расцвело в самом цикле, не обнаружилось, в этом плане плане он получился не только слабее романов цикла, но самой первой повести. Хотя возможно, когда я его читал, просто не попал в настроение книги и она мне поэтому тогда не слишком понравилась, читал то я ее тоже несколько лет назад, какие-то впечатления уже подзабылись и вспомнилось только общее ощущение от текста. Ну это ладно, все познается в сравнении, тем более, что не совсем корректно сравнивать свои впечатления о прочитанных книгах, между которыми прошли многие годы и не только автор менялся за свою писательскую карьеру, но и я сам изменился за то время, что я читал другие его произведения. Скажу лишь еще, что "Господин Великий Новгород" мне понравился, я даже задумался, я не взяться ли мне заново за "Государей Московских", сравнить свои впечатления о прочитанном 20 с лишним лет назад.
А еще я понял, что если сейчас читать исторические романы, то мне в них больше всего интересно не описание "большой истории", что как происходило и чем что закончилось, я и так это все знаю, а искать неточности авторов в плане исторической достоверности мне давно уже стало не интересно, что в художественной литературе, что в кино. Мне же сейчас интересна судьба вымышленных персонажей, которых автор, умело или нет, вплетает в ткань истории. У Балашова это получается хорошо, мне, в частности, хотелось бы узнать, что стало дальше с героями повести, когда она закончилась, но автор вместо этого начал придумывать других персонажей в последующих своих книгах, делая это не менее успешно.