С творчеством Ромена Гари (на самом деле Романа Кацева), французского автора с российскими корнями, я познакомился, прочитав его автобиографический роман "Обещание на рассвете", который мне в свое время очень понравился и я решил, что при случае обязательно продолжу знакомство с ним и дальше. Вот только автором он был достаточно плодовитым и выбрать, что же дальше у него читать, оказалось не очень просто, поэтому фактически выбирал рандомно ("фактически", т.к. изначально откинул первые два его произведения, которые, судя по отзывам, оказались самыми слабыми в его творчестве, а дальше уже выбирал на удачу) и выбор пал также на его достаточно ранний роман, на "Большую барахолку".
Этот небольшой роман, состоящий их 3-х неравномерных частей, у меня распался на 2 части, также неравномерных. Первая, занимающая больше 2/3 произведения, мне в целом понравилась, но чего-то при этом не хватило. По факту там шло описание жизни Парижа, далеко не самой респектабельной его части, с элементами даже криминала, в первые годы после изгнания немцев из Франции в конце II Мировой войны и возвращения парижан к мирной жизни со всеми ее проблемами. Было такое ощущение, что автор поставил камеру и снимал на нее то, что видел, тем более, что роман писался примерно в те же годы, в 1947-1948 годах. В итоге получилась в некотором роде панорама жизни послевоенного Парижа, оформленная в художественный текст со своим сюжетом (повествование идет от лица 15-ти летнего сироты, сына погибшего героя Сопротивления). Получилось все очень хорошо, язык, интересная история, много полудокументальных деталей и т.п. Но вот меня не оставлял вопрос, который можно озвучить как "И что?" Т.е. все вроде хорошо, но оставался вопрос, ради чего текст писался, просто чтобы описать Париж 1945-1947 годов, или автор хотел чего-то большего. В принципе, уже первого вполне достаточно, т.к. это все очень качественно и вдумчиво описано, но мне хотелось большего и когда я уже почти смирился, что большего не будет, сюжет внезапно развернулся и развернулся так, что последняя треть романа дала мне то, на что я уже и не смел надеяться. В ней действительно было не просто полудокументальное описание действительности, я получил то самое "большее", на которое рассчитывал. Если стараться избегать спойлеров, то можно сказать, что у Ромена Гари получилась своя вариация на тему Выбора, Выбора с большой буквы, который делают не только главный герой книги, но и вся Франция, совпадает ли этот выбор с Выбором главного персонажа "Большой барахолки", или нет.
Однозначно с этим автором я не закончил, пусть этот роман и произвел на меня чуть менее сильное впечатление, чем "Обещание на рассвете", но я не сомневаюсь, что в своих мыслях я еще неоднократно буду обращаться к данному произведению, а значит уже по этой причине и другие книги Ромена Гари стоит прочитать.