Книги Александра Мазина я впервые увидел в магазине в далеком уже 2002 году, они меня в некоторой степени заинтересовали своими аннотациями, но не настолько, чтобы взять их и купить. Это были книги в столь популярном сейчас жанре романов про "попаданцев", начальные книги его так называемых римского и варяжского циклов. Так с этих пор я периодически подумываю о том, чтобы с ними ознакомиться, тем более, что в этом жанре Мазин считается авторитетом и не его вина, что в имеющемся сейчас практически бездонном море литературы о "попаданцах" достаточно непросто найти что-то приличное по качеству написания. Однако вернусь к автору. Недавно в очередной раз я про него вспомнил и решил, что уже пора брать и читать. Тем не менее, для знакомства я выбрал не что-то из этих его циклов, а с его чисто фэнтезийную дилогию. Во-первых, повторю, книги в них всего две и если вдруг бы мне не понравилось, то не пришлось бы ни бросать недочитанным цикл, чего я делать не люблю, ни долго мучиться, читая его дальше. А во-вторых, сейчас мне как-то больше хочется прочитать именно фэнтези, а если уж браться за что-то историческое, то без примеси "попаданчества".
"Путь императора", 1-й роман дилогии, но написан он вторым, через 7 лет после формально 2-й книги, т.е. другими словами мы имеем дело с приквелом. По жанру это скорее героическое фэнтези, которое я не особо люблю, но и не имею какого-то отторжения к подобного роду фэнтезийной литературы. События здесь развиваются в вымышленном, понятное дело, мире, в некоем симбиозе рабовладельчески-древневосточных и феодально-средневековых элементов мира, если проводить аналогии с реальной историей, которую как правило и берут за основу авторы фэнтезийных книг, но древневосточных особенностей все-таки в ней побольше, о чем говорит даже имя главного божества выдуманного мира, Ашшура, который, как известно, является божеством и вполне исторической Ассирии.
Если честно, я не знал, что меня на самом деле ожидает, учитывая, что российское фэнтези в большей или меньшей степени уступает зарубежному, в первую очередь англо-американскому фэнтези, лучшим его образцам, так точно. Надо сказать, что реальность превзошла все мои ожидания. Первые главы еще оставляли некоторые вопросы и порождали определенные опасения, но очень скоро это все ушло и в целом роман если и уступает лучшим книгам признанных мастеров этого жанра, то тому самому среднему уровню качества, по которому и стоит судить об общем состоянии жанра, не уступает нисколько, а кого-то из подобного рода авторов вполне превосходит, причем без всяких оговорок типа "неплохо для российского фэнтези, но мы понимаем, что если брать в целом, то сравнивать бессмысленно". Нет, этого здесь и в помине не наблюдается, читать было очень интересно и ни разу не приходило на ум, что это хорошо лишь для российского фэнтези. Да, в книге есть некоторые слабые стороны, главным образом связанные с тем, что иногда сюжет начинал топтаться на месте и в определенной степени повторяться, однако я склонен это относить к "родовым травмам" героического фэнтези как такого, без разделения на российское и иностранное, тем более, что Мазин, как только подобное начинало происходить, достаточно быстро это понимал и разворачивал сюжет, возвращая мой интерес к повествованию. Во всем остальном же все хорошо, и мир и персонажи и язык и сама рассказываемая история, все на очень приличном уровне, которого я даже не ожидал. Повторюсь, роман не уступает западным аналогам, если за скобки взять самых топовых авторов зарубежного фэнтези, которых, на самом деле не так уж много, не надо думать, что на Западе все сплошь Толкиены, Мартины и иже с ними.
Одно меня немного настораживает, что 2-я книга на самом деле писалась задолго до 1-й и какого уровня она окажется, мне пока не известно. Я не знаю, Мазин уже тогда так умел писать, или мастерство пришло к нему позже. Пока не прочитаю, не узнаю...