Роман Андрея Валентинова, харьковского историка и писателя, которого я периодически и с большим интересом читаю, начинается как пародия на "Дон Кихота" Сервантеса, который сам по себе является пародией на средневековые рыцарские романы, но очень скоро выясняется, что он далеко не только и не столько про это, знающий читатель очень быстро поймет, что так любимой автором криптоисторической и мистической составляющей в нем также будет уделено немало места. И тем не менее, "Ола" раскрыла для меня еще одну грань его писательских возможностей и талантов. То, что он умеет лихо закручивать сюжет, хорошо работает со стилем и прекрасно владеет историческим материалом, о чем бы не писал, это я и так знал и все это в этом романе, безусловно присутствует. Но "Ола", в числе прочего еще и достаточно смешная книга и это для меня стало немного неожиданным поворотом. Да, я знал, судя по его интервью и окололитературным публицистическим статьям и выступлениям, он достаточно желчный и саркастический человек, те же Олди, с соавторстве с которыми у него есть несколько романов, в своих публичных высказываниях более добродушные дядьки, но что он еще может быть смешным и остроумным, для меня оказалось сюрпризом и сюрпризом приятным. Нет, это не юмористическая фантастика, как можно было бы подумать после моих слов, но нотка юмора в книге имеется и она имеет достаточно важную роль в повествовании.
Если же говорить о романе подробнее, то действия в нем происходит в самом конце XV века в Испании, точнее пока еще не в Испании, а в государстве Кастилии и Арагона, объединенного за счет брака "католических королей" Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского и крутится вокруг двух сюжетообразующих моментов - создания испанской инвизиции, душой которой стал "великий инквизитор" Торквемада и подготовкой экспедиции Христофора Колумба. Все это сдобрено пресловутым "еврейским вопросом", очень актуальным в тогдашней Испании, разного рода магией, криптоисторическими допущениями, авантюрно-приключенческой составляющей, морскими контрабандистами и много чем еще. Одним словом, Андрей Валентинов изготовил неслабый коктейль, каждая из составляющая само по теме вполне могла тянуть на отдельный роман, но автор решил их смешать вместе. Не могу сказать, что у него прямо все получилось, что это прямо его лучший роман, это не так, но, поспешу добавить, что он и далеко не худший для его творчества тоже, даже если исходить из того, что я у него уже прочитал. "Коктейльность" повествования практически неминуемо вела к двум вещам - моим опасениям, что роман не избежит некоторых сюжетных "провисаний" и к моим же опасениям, что ему не удастся развязать те сюжетные узлы, которые он завязал в первой половине книги. Насчет первого, признаюсь, без этого не обошлось, но необходимо при этом признать, что писатель эти моменты неплохо чувствовал и как-то только подобное начинало происходить, он резко поворачивал сюжет и все вставало на свои места. Со вторым не все так просто, концовка у него получилось уж больно неоднозначной и дающей большое поле для разного рода интерпретаций, чем же все закончилось, что же в конце концов случилось с главными героями романа в финале. Однако поразмышляв на эту тему, я все-таки пришел к выводу, что подобного рода концовка идет скорее в плюс роману, оставляя читателю возможность самому объяснить, что же именно случилось в финале истории. Не всегда, на мой взгляд, это идет на пользу книге, но в этот раз это произошло.