Дела орлиные

Sep 08, 2014 00:06


Каким был нынешний гнездовой сезон для крайне малочисленной предбайкальской гнездовой группировки орла-могильника? Ниже, буду называть его «императорским», вслед за носителями всех европейских языков. Для ответа на поставленный выше вопрос мы провели 2 выезда (15 июля и 2 августа) в лесостепи Лено-Ангарского междуречья ( Read more... )

орёл-могильник, охрана птиц, Предбайкалье

Leave a comment

Comments 19

artur_murzahan September 7 2014, 18:25:21 UTC
Когда уезжал с Ольхона, просил Юру с метео вам передать, мы дважды видели императорского орла.со стороны Большого моря. Хотели весной пройти там, радовались, что они вкрнулись.

Reply

vryabtsev September 8 2014, 03:41:02 UTC
В 2011 я довольно хорошо поработал на Ольхоне. Нашел лишь двух одиночных могильников - 1 на севере, другой на юге острова. Вероятно, птицы многие годы держатся вблизи старых гнездовых участков, ждут появления новых партнеров, взамен погибшим на зимовках. Вероятно в 2013 вы видели какого-то из них. Хотя со стороны Б. Моря больше шансов увидеть беркута. 1-2 их пары на Ольхоне еще гнездятся. А спутать этих двух орлов очень легко, в литературе таких ошибок масса. В 2014 на юге могильника встретить не удалось (а на север я заезжал лишь на пару часов).
С Юрием я нынче разговаривал, на пароме.

Reply


volkov_serge September 7 2014, 20:12:31 UTC
радостные вести!
...а мне могильник больше нравится! Традиция всё-таки!

Reply

vryabtsev September 8 2014, 03:45:12 UTC
Сергей, традиция европейского имени уходит ко временам Римской империи. А нашего - к академическим экспедициям 18-го века. Немецкие академики подгадили - дали орлу столь некрасивое (и незаслуженное) имя.
Поэтому я - за несравненно более древнюю, общеевропейскую традицию.

Reply

konstmikh September 12 2014, 07:21:41 UTC
Виталий, а я вот не понимаю, почему оно некрасивое и незаслуженное. У меня "могильник" ассоциируется с могильниками Хакасии и Тувы. Эти могильники, со стеллами, - удивительно красивый и характерный ландшафт некой огромной скифской страны. И это 2культурное наследие" России и мира (Wrold Heritage Sites). Могильник, сидящий на этих стеллах, - также характерный художественный элемент этого ландшафта. Так что традиция здесь не тупо-формальная - она отражает живые исторические (и зрительные, ландшафтные) ассоциации. И думаю что "немецкие академики" 18 века, которые были не кабинетными учеными, а путешественниками-натуралистами, и собственно и вырастили в своих путешествиях первую плеяду "отечественных зоологов-натуралистов", он имели те же самые ассоциации, тем более что ландшафт могильников был распространен тогда несомненно шире (эта традиция - героическая традиция, кстати), как матрица" воспроизводила себя на сменяющих друг друга народах и языках). А "императорский" у нас скорее ассоциируется с двуглавым орлом на шпиле Снкт Петербурга ( ... )

Reply

vryabtsev September 12 2014, 11:04:16 UTC
Константин, я это воспринимаю иначе. Да, кое-где в Казахстане могильник раньше гнездился на деревьях, высаженных в степи у каменных или глинобитных могил, а в Южной Сибири местами любит сидеть на курганах. Но для большей части его ареала, включая Байкальский регион, это не характерно. НЕ хочу обидеть немцев-академиков. Но по мне - лучше бы в 18 веке, они ввели в наш оборот общеевропейское название. Гордое, мощное. Тем более, что орел, как правило, вовсе не связан с местами упокоения (могильниками) людей. А падалью кормится не больше, чем скажем степной орел ( ... )

Reply


zavjazhu September 8 2014, 03:49:58 UTC
В Вашем журнале, если нет новостей - уже хорошие новости, как говорят англичаны (ну и шотландцы))
А хорошие новости - это вдвойне прекрасно!!!

З.Ы.
Птичкам побольше сусликов, местным жителям поменьше водки)

Reply

vryabtsev September 8 2014, 05:59:05 UTC
Ну в природе хороших новостей немало. Хотя - негативных больше (в моем регионе).
Как местный житель, выскажу свое мнение: без водки нам здесь не выжить.
Без пива - можно. Без традиционного напитка - нет.

Reply

zavjazhu September 8 2014, 22:14:23 UTC
Не спорю, полезный напиток.
Я имела в виду в меру, чтобы не скорбь топить, а для жизни)
А то всё говорят деревня спивается, а ей ведь жить нужно. Я драматизирую?

Reply

vryabtsev September 9 2014, 02:00:04 UTC
Да, в целом так и есть. Меры не знают.

Reply


artur_murzahan September 8 2014, 05:09:41 UTC
Спутать не мог, этот вид мне очень интересен. Видели в районе Хатки.

Reply

vryabtsev September 8 2014, 05:55:19 UTC
Да, интересно.

Reply


vlad_pankov September 8 2014, 09:59:03 UTC
Могильник, подорлик, черный аист... пока мечта. Хотя теоретически бывают на пролете... могильник может и гнездится где-то в полупустыне.
А вот зимняков скоро будет полно, ваши прилетят к нам :)

Reply

vryabtsev September 8 2014, 12:22:46 UTC
Нет, это будут зимняки из европейских тундр. А сибирские на юг дальше северной Монголии не идут. Почему европейские долетают до столь теплых краев - не пониманию. Примерно до 2000 г. зимняк у нас был сугубо пролетным видом. И вдруг встал зимующим. Спасибо обыкновенной полевке, завезенной в 1980-х с сеном. Размножилась - теперь дает жить другим (единственный у нас грызун, размножающийся под снегом). Меня такие изменения фауны радуют.

Reply

vlad_pankov September 8 2014, 12:29:58 UTC
Интересно, до этой полевки ниша пустовала получается???

Reply

vryabtsev September 8 2014, 13:04:33 UTC
В суровой Сибири немало ниш пустует. Много одних и тех же (либо очень схожих) видов птиц обитает западнее Урала (или Оби) и на Дальнем Востоке, но отсутствует в Восточной Сибири (например крапивник, обык. зимородок, белый аист). Ледник в свое время разорвал их ареалы. Это и млекопитающих касается.
Поэтому ареалы многих видов на наших глазах продвинулись на юге Сибири либо к западу, либо к востоку. Воспользовались прорубленным в тайге (а затем трансформированным в поля) коридором вдоль Трансиба, либо климатическими изменениями.

Reply


Leave a comment

Up