Будущее волгоградских СМИ. Каким ему быть?

Jan 15, 2011 00:47

Данная обзорка была написана ещё 10 января, до по определённым причинам я её не вывешивал ни в собственном ЖЖ, ни где либо ещё. Здесь я изложил своё видение ситуации, сложившейся в системе волгоградских периодических изданий.Предложенная концепция развития, конечно, не уникальна, и она, возможно, не совпадает с точкой зрения людей, имеющих большой опыт работы в местных СМИ. Оценка была сделана, исходя из моего общего видения ситуации и основываясь на той информации, которая доступна рядовому жителю города, интересующегося, что происходит в медиа-пространстве Волгограда.


В свете последних событий, особенно после создания холдинга «Волга-Медиа», каждому человеку, так или иначе связанных с масс-медиа, стало ясно, что вся система волгоградских СМИ сильно преобразится.  В лучшую ли сторону, в худшую ли, но она станет другой. Успех мероприятия будет зависеть, прежде всего, от того, насколько ясно вовлечённые в процесс люди представляют себе конечную цель этого проекта.

Конечно, в редакциях волгоградских изданий (я буду говорить, в первую очередь, о газетной периодике) работают, в большинстве своём, профессиональные журналисты.

Но тогда возникает вопрос: если газету делают профессионалы, почему сегодня наша региональная журналистика, по всеобщему признанию, находится в упадке?

СМИ часто называют четвёртой властью. Для этого у них имеется ряд признаков. Но высшие структуры трёх других ветвей власти определены достаточно чётко: глава исполнительной власти - Президент, судебной - суды высших инстанций, законодательной - Государственная Дума. А какой же руководящий орган курирует СМИ? Дело в том, что «четвёртая власть» - это власть идеологическая. Она сродни Интернету или виртуальной реальности. Её как бы нет физически, но она проявляет себя в текстах на страницах газет и журналов, на радио и телевидении. В конечном счёте, она выражается в определённых поведенческих реакциях людей на сюжет или публикацию, пусть даже они не выражены или самим человеком отрицаются. Каждое СМИ обязательно содержит в себе некий идеологический вектор, направленный в сторону точки цели.

Если точки целей находятся близко, либо же совпадают, то можно говорить об общности идеологических векторов таких СМИ, т.е. об общности их идеологий.

Особенность идеологической власти, как ветви власти, в том, что государство не обладает на неё монополией. Оно и не может обладать, поскольку официальной идеологии на сегодняшний день в России нет (Ст. 13 Конституции РФ: 1. В Российской Федерации признаётся идеологическое многообразие; 2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или официальной). Есть декларации намерений и есть имитации процессов. Имитация технологического развития, имитация модернизации, имитация развития спорта, имитация молодёжной политики и т.д. После распада Советского Союза Россия так и не смогла выработать некую национальную идеологию, которая явилась бы цементирующим составом для нового российского общества. Не была создана и принята общая концепция развития нового государства, и, как следствие, не выработана программа действий. В конечном счёте, это привело к общей разбалансировке в государственном управлении и идеологическому калейдоскопу, который выразился в существующей в настоящее время борьбе всех против всех.

Что же касается СМИ, то они, обретя после распада СССР свободу, не обрели независимости. Избавившись от жёсткого идеологического контроля правящей партии, они оказались заложниками не менее жёстких законов рынка. Тиражи практически всех печатных изданий в начале 90-х годов 20-го века буквально рухнули. Кроме негативных экономических факторов большое влияние здесь имел и фактор психологический: в те годы людей занимали не высокие материи, а вопросы физического выживания в непростое время. Как следствие, вырос интерес к жёлтой прессе. Появился спрос на издания, специализирующиеся на скандалах, интригах, публикующие криминальную и светскую хронику. Дешёвая сенсация стала более востребована, чем  серьёзная аналитическая статья. С тех пор и до сегодняшнего момента в нашей розничной торговле преобладают издания бульварного типа.

Но почему даже с последующий стабилизацией экономической обстановки в стране ситуация в системе печатных изданий не изменилась? Дело в том, что более качественные издания в условиях рынка оказались неконкурентоспособными. С начала 90-х годов у читателя сильно снизились требования к качеству печатных материалов, а затраты на создание серьёзного информационного продукта (в т.ч. и на интеллектуальный труд автора) намного выше, чем на лёгкую развлекательную статью. Большую роль здесь сыграл и чисто маркетинговый приём, типичный для бульварной прессы: цветные фотографии и кричащие заголовки больше мотивируют  читателя на покупку, чем строгие, правильные формы качественных изданий. В этом печатные издания схожи с товаром на магазинной полке: покупатель чаще выберет товар в более яркой упаковке, хотя тот будет и не самый лучший с точки зрения полезности. Поэтому мелкие региональные издания, имеющие доходы только от реализации тиража и рекламы, постоянно находятся на грани выживания. Фактически единственное, что они могут предложить своему читателю - это качественный (в идеале - уникальный) контент. В современных условиях этот фактор является решающим для успешной деятельности всех без исключения СМИ. Дело в том, что с распространением Интернета и развитием коммуникационных технологий, количество информации, приходящейся на одного городского жителя, стало многократно выше, чем двадцать лет назад. Избыток информации образует «белый шум», который ненамного лучше информационного вакуума. В этом случае важно уметь выделять действительно важные события и формировать их в тематические блоки, в соответствии  с концепцией издания.

Не только в провинции, но  даже в целых районах мегаполисов, удалённых от центра, жизнь протекает в ином ритме. Здесь не происходит значительных общественных и политических  событий, светская и культурная жизнь не бьёт ключом. Отсюда и проблемы с наполнением номера. Единственный выход для небольшого провинциального издания, претендующего на независимость - это писать интересно даже о незначительных событиях будничной жизни. А для этого требуется определённый уровень мастерства. В настоящее время информационные сообщения даже с важных заседаний руководства города или области строятся по схеме «состоялось то-то - обсудили - порешили». Язык прессы в большинстве своём довольно однообразен и журналисты со сколь-нибудь выраженным индивидуальным стилем востребованы всегда. Поэтому талантливый журналист, даже начинающий, вряд ли надолго задержится в скромной «районке». Прежде всего, из-за низкой заработной платы. Т.е. происходит такой же процесс «вымывания» талантливых кадров, как и в науке, и в спорте. Сохранить же по-настоящему профессиональный состав только за счёт резервов отдельного издания невозможно.

Выходом может стать тот случай, когда издание принадлежит органу местной власти.

Но даже если районная, городская или областная администрация может позволить себе полностью содержать печатное издание, то и такая поддержка не гарантирует последнему успех у читателей.

Ангажированность прессы не является чем-то необычным. Если одно издание выражает точку зрения мэра города и защищает интересы городской администрации, а другое - областной, то ничего плохого в этом нет. Другое дело, когда издание превращается в сборник хвалеб, славящих своё начальство (владельцев издания) за заслуги настоящие, либо фиктивные. Действительно, подобные газеты часто представляют собой отчёты о благих деяниях местного руководителя, не особо заботясь о том, как это будет воспринято читателем. В этом случае подобное СМИ, едва обозначив своё появление, быстро себя дискредитирует  и не пользуется у целевой аудитории доверием. Как результат - низкое доверие к местным руководителям в целом. Другое дело, когда местная власть на страницах принадлежащего ей издания, наряду с публикациями об успехах, открыто признаёт ошибки и недочёты в своей работе, налаживает и поддерживает обратную связь с читателями. В этом случае читатель начинает доверять изданию и, как следствие, растёт доверие к местной власти. Повторюсь: в ангажированности СМИ нет ничего плохого, если она не превышает разумных пределов.


Выводы.

1. Качественная журналистика в региональных издательствах, осуществляя свою деятельность по рыночной схеме «спрос-предложение» самостоятельно, без поддержки, жить и развиваться не способна. Максимум, она может находиться на неком среднем уровне, в «плавающем» состоянии.

2. В каждом регионе (районе города) должна быть своя концепция развития, своя идеология. Свой бренд. В данном случае это не означает, что должно быть противостояние по религиозным вопросам, по убеждениям и  т.д. Концепция развития - это, в данном случае, конечная цель, т.е. то, чего планируется достичь. Способы же достижения цели могут различаться. Борьбу идей нужно заменить Борьбой за Идею. Например, Волгоград - центр российского патриотизма. На этот образ должны в той или иной степени работать все издания региона.

3. Для сохранения доверия к региональным изданиям, им не нужно идеализировать образ той власти, на содержании у которой они, по сути, находятся. Сильное руководство способно открыто признавать свои ошибки. При подведении итогов это положительно скажется на имидже региональных руководителей.

4. Идеология - не виртуальная реальность, а инструмент для достижения конечной цели. Идеологическая болтанка, а так же замалчивание и умаление существующих проблем, способны привести к дестабилизации управления общественными процессами на всех уровнях, даже к социальным взрывам. В последнем случае страдают все.

5. Формирование кадрового состава журналистов в соответствии с требованием времени и технического развития СМИ должно стать одним из приоритетных направлений работы власти в сфере массовых коммуникаций.

Previous post Next post
Up