В нескольких постах в ЖЖ Сообщества в последние дни разгорелась дискуссия о судьбе волгоградских СМИ. В основном - со стороны журналистов и близкой по духу и смыслу этой профессии братии. Не безразлична эта тема и мне. Поскольку с 92-го вынужден был читать, и довольно много, волгоградскую прессу. Но в последний десяток лет интерес к ней стал затухать и сейчас скатился до чтения двух еженедельников. Из дискуссии уяснил, что кризис моего интереса к волгоградским СМИ есть лишь отражение общего. Настолько серьезного, что он выплеснулся в блогосферу. Поэтому позволю себе, ничтоже сумняшемуся, вплеснуть и своего керосинчика в эту дискуссию.
1. В начале 90-х интенсивные преобразования в экономике страны и жизни общества, а также действия региональных и местных властей, интересовали большинство волгоградских обывателей. Журналистам волгоградских СМИ было о чем интересно писать. Тиражи были приличными, рекламная активность предприятий - еще довольно низкой, большую часть доходов местные газеты получали от подписки.
2. В конце 90-х - начале 00-х поток интересных обывателю местных новостей (за вычетом скандальных) резко оскудел. Реальная причина - в резком ускорении процессов превращения федеративной России в унитарную. В предельном варианте которой местных новостей, за вычетом некрологов, быть не должно. Вакуум реальных новостей стали заполнять региональные и местные власти материалами о своей сверхполезной обществу деятельности. В которых абсолютно преобладал контент о благих намерениях властей, но не о результатах их деятельности. Обывателям подобный контент был не интересен. И тиражи начали резко убывать. Но власть за это платила. И довольно щедро.
Дополнительно в этот период проявился достаточно интенсивный поток платежеспособных рекламодателей. Волгоградские СМИ в значительной мере это использовали. В результате многие волгоградские газеты сели на бюджетно-рекламную "иглу". При сидении на которой значительное уменьшение интереса читателей стало не очень заметным.
3. К концу 00-х проявились еще два мощных фактора: возможность читать многие газеты в интернет-версиях и расцвет блогосферы. Лично я использую их на полную катушку. И лишь два местных еженедельника (ДП и ОВ) читаю в бумажном варианте. Почему? По двум причинам. В них - минимум, хоть и не абсолютный, контента от местных властей и есть не только журналистский контент, но и внешний. К последнему я отношу колонки (зачастую - миниколонки) не являющихся журналистами экспертов и републикации постов из блогосферы.
4. Привычка рассматривать любую информацию о свойствах товаров и услуг как рекламу сыграла с газетами злую шутку. Вот пример. Власти уже не первый год призывают всех подряд повышать финансовую грамотность населения. Но в газетах мне практически не приходилось видеть подобные аналитические материалы. Поскольку любой материал, написанный на эту тему специалистом из банка, страховой организации, НПФ, кредитного кооператива будет сочтен редактором как рекламный и, следовательно, платный. В приложении к моей нынешней профессии хочу задать читателям этого поста 2 вопроса - кто знает о социальном налоговом вычете на негосударственное пенсионное обеспечение в размере 120 тысяч рублей в год и кто его использует? Сильно удивлюсь, если знающих окажется больше 1-2, а использующих - больше нуля.
Что делать волгоградским газетам - решать им. Я лишь показал взгляд частного лица со стороны.