1. Отсутствие видимых результатов труда, отчужденный труд, бредовая работа.
По результатам исследования Дэвида Грэбера почти половина офисных работников считают свою работу либо ненужной, либо неважной, либо откровенно вредной для общества. Практически все вышеупомянутые сотрудники живут в постоянном стрессе из-за этого, имеют проблемы со здоровьем, вынуждены обращаться к психологам, и мечтают о смене рода деятельности. Рабочий на конвейерном производстве психологически подавлен по причине однообразности своих производственных функций. Для получения удовольствия от процесса труда работнику необходима такая разнообразная производственная деятельность, при которой он будет чувствовать востребованность и ценность готовой продукции и иметь возможность оценить свой вклад в это общее дело. Работники, занимающиеся индивидуальным производством никаких психических проблем связанных с работой не имеют, кроме объёма этой работы и её постоянства. Человек, занимающийся полезным делом, уверенный в его долгосрочности, рационализирующий свою трудовую деятельность, получающий достойную оплату своего труда любит свою работу и с радостью её занимается.
2. Отсутствие свободного времени.
Современный человек тратит на работу и перемещение на рабочее место и обратно почти половину своей жизни, ещё треть необходимо потратить на сон, оставшиеся 4 часа (редко когда 5, ещё реже 6 часов) распределяются между гигиеническими процедурами, приготовлением и потреблением пищи, общением с близкими людьми. Один из 2х выходных дней полностью съедается решением бытовых забот, на удовлетворение своих возвышенных или приземлённых стремлений работающему человеку остаётся около 50 часов в месяц.
3. Семейные проблемы
Проблемы общения между людьми в обществе с капиталистическим экономическим укладом, где человек человеку корм и средство наживы, переносится в разной степени во все сферы человеческой деятельности, в том числе и в семейные отношения. Пропаганда индивидуальности, необоснованных амбиций и права наследования по рождению приводит к разрыву причинно-следственного мышления, культуры труда и угасанию навыков общения. Каждый индивид начинает верить в свою уникальность, и в то, что кто-то обязан удовлетворять его потребности безосновательно.
Ложная «проблема выбора» супруга создаёт иллюзию, что нужно только правильно выбрать, чтобы получить всё и сразу, что если партнёр не соответствует ожиданиям, можно вернуться к процессу выбора и найти соответствующего. Понимание того, что родители мало чего должны, приходит к детям тогда, когда у них самих появляются дети, а понимание что супруги смогут доверять друг другу, только если обязуются жить сообща до смерти, вообще уже нонсенс. Люди, которые понимают, что их семейное счастье зависит только от их поведения, живут счастливо. Как говорил классик: "Все счастливые пары счастливы одинаково, а несчастные несчастны каждая по-своему". В счастливых парах каждая сторона считает себя виноватой, а в несчастливых - правой.
4. Когнитивные диссонансы.
Человеческое "Я" физиологически - маленькая часть мозга, именуемая "базальные ганглии" (точнее будет сказать, что сознание формируется в этом отделе мозга, единственном неактивном участке в бессознательный период, и активном, когда человек находится в сознании), имеет связь с внешнем миром только посредством органов чувств через обработку их сигналов соответствующими отделами ЦНС. Картина окружающего мира создаётся мозгом на основе опыта взаимодействия, и не может быть воспринята без ошибок и допущений. Выявляемые несоответствия реального мира и его когнитивного восприятия вызывают процесс перестройки модели мира в мозге человека и психологическое потрясение.
Средства Массовой Рекламы, Агитации, и Дезинформации (СМРАД), на службе у их хозяев, транслируют лживые тезисы и понятия, встраивают искажённые образы в сознание обывателя для обеспечения господства владельцев капитала и финансов над обществом, в результате чего обыватель находится в постоянном состоянии когнитивного диссонанса, поскольку реальность не соответствует его извращённым представлениям. Знание политэкономии, социодинамики, умение применять марксистский подход, умение разоблачать ложные образы, следовать культуре потребления информации позволяет мозгу выстроить модель мира наиболее соответствующую ощущениям и избавиться от постоянного диссонанса. Само по себе ощущение понимание мира даёт чувство покоя, похожее на то, которое испытывают религиозные фанатики во время обрядов, что в общем-то неудивительно, так как имеет один психологический механизм, с той лишь разницей, что верующие после обряда снова сталкиваются с когнитивным диссонансом и в состоянии испытывать психологический покой только в обществе себе подобных (например в монастыре).
5. "Понты", "табу", "клише", "понятия".
Принципы марксизма, социальной справедливости, коммунизма - рационализм. Выродившаяся советская партэлита вся вместе взятая жила скромнее, чем какой-нибудь один нынешний чиновник - "ответственный бизнесмен" (условный Якунин, Сечин, Ведмед). Лучше всего демонстрирует рациональность tru большевиков анекдот про ботинки Ленина и медвежью шкуру. Стремление к рациональности сегодня - пользоваться благами цивилизации не тратясь на "понты". Исключив потребность в демонстрации статусности и преодолев давление создаваемое обществом, человек освобождает себя от финансовой и моральной нагрузки, тратит драгоценное нынче время на то, что действительно необходимо, учится получать удовольствие от того, чего раньше не замечал. (Остаётся только научиться отличать "понты" от не понтов: Айфон, Гелентваген, D&G, Ulliss, Навальный, татуха, ВШЭ, золото и обручальное кольцо, йокширик, шиншилла, спортзал - всё, что явно демонстрирует статус - понты. МГУ, модный лицей, тротуарная плитка в частном дворе, Toyota, посудомоечная машина, Пелевин, "TBBT", скутер, Пепси, шашлык, слово-паразит "Да?", стиль и марка одежды - чаще всего тоже понты, даже отсутствие понтов тоже бывает понтами.)
"У каждого из нас яркая индивидуальность, уникальность которой мы хорошо выражаем, максимально точно копируя образы со страниц модных журналов" (с) Меган Виртанен.
6. Секс.
Сексуальные образы, используемые СМРАД для продажи ненужных товаров, мешают воспринимать женскую сексуальность таковой, какая она на самом деле (хорошо описывает эту проблему Алекс Мэй в книге "Секреты королевы. Настольная книга искусной любовницы"): сексуальное возбуждение у женщины происходит не сразу, как у мужчин, а в течении большего промежутка времени, подвержено влиянию настроения, среды, стадии менструального цикла, психосоматики и прочим факторам. Однако, в результате СМРАД-зомбирования, часто и сами женщины не понимают, как достичь оргазма, считают себя ущербными или "фригидными", симулируют оргазмы, и не могут обсудить эту тему с супругом.
Ну и интересующимся, могу сообщить, что автор этих строк счастлив, как старый сифилитик из анекдота.