Чуфут Кале.Часть IX. Новый город. Усадьба Фирковича (мир глазами сына)

Mar 13, 2020 17:41

За воротами Средней стены начинается Главная улица Нового города,проходящая от ворот Средней стены https://vittasim.livejournal.com/283347.html до ворот Восточной. Её караи называют Кырк Йол - дорога кырков (одного из племён, входивших в состав крымских караимов). Данная улица легко различима от других, в первую очередь своей необычностью. Она имеет «рельсовую» дорогу, по которой двигались ослы и лошади с колесницами. Самое интересное то, что для пешеходов предусмотрены были тротуары, которые весьма неплохо сохранились! Это было очень продуманным, практичным делом, поскольку движение колесниц небезопасно для пеших. Учитывая то, что бордюры находились выше проезжей части и лошадь, запряженная в телегу, никак не могла наехать на обочину.




Кажется, что по такой дороге ездить было невозможно: мешали ямы и колдобины, в узкой колее колёса тонули по ступицу, возы «садились на пузо», животные то и дело ломали ноги... Но надо учитывать, что карайская дорожная служба, неусыпно следившая за проезжей частью улицы, набивала каждую колею мятой увлажнённой соломой, смешанной с битой черепицей, остатки которой ещё и сейчас можно встретить в размывах дороги. Лишь после сильных ливней дорожникам приходилось начинать всё сначала.




Последняя планировка Нового города сложилась к концу XVII века и была плотно застроена. К сожалению, практически все дома разрушились. Они в большинстве своем относились к последнему периоду жизни Чуфут-кале - XVIII-XIX вв. В конце XVIII столетия, перед тем как жители начали покидать городище, здесь насчитывалось 227 усадеб, в которых проживало порядка 1200 человек, а в конце XIX в. на Чуфут-кале было еще много домов.






Анатолий Гуськов "Атлас пещерных городов Крыма" (2008 г.) План нового города Чуфут Кале

О благообразии жилых кварталов писал гахам караимов Шапшал: «Дома, за редким исключением, показывают нам то, что поселение имеет вид весьма оригинальный. Усадьбы, как-правило, двухэтажны и снабжены балкончиками. Их окна смотрят внутрь двора.Перекрытие было стропильным, кровли черепичные. Верхние этажи - жилые, а нижние применяются для загона домашнего скота, преимущественно ослов и лошадей. Там же хранят сельскохозяйственный инвентарь и съестные припасы.



Жилой дом на южном обрыве Нового города (не сохранился). Рисунок конца XIX в. Е. Маркова

“Помещения обогреваются примитивными печами - тандурами, которые устраивают на голой подвыкопанной земле посередине комнаты или переносными жаровнями, . Со стороны улиц и переулков тянутся сплошные заборы, весьма высокого размера”. Стены состояли из тесаного камня, а их связующим материалом служила глина.



 Общий вид дома на обрыве. Версия авторов по рисунку Маркова

Верхние этажи устраивали деревянными либо в композиции глины и дерева. Нередко, используя первые этажи лишь в качестве скотных сараев, как сказано выше, для хранения провизии вырубали в скальном грунте прохладные подвалы. Заборы домов были совершенно глухими и только «изредка попадались в стене крохотное окошечко с решеткою, крылечко в несколько ступеней.




Сделаем попытку зайти в стандартный караимский дом периода Крымского ханства.



Семья крымских караимов в национальных костюмах у входа в дом. 1886 г. Автор съемки И.Г. Ностиц.

Как и в мусульманских домах, здесь присутствовало разделение на две главные части: женскую и мужскую. Мужчина, хозяин дома, имел и свою собственную комнату, предназначенную для сна, курения и приема гостей; у образованных людей там также хранились книги. На женской половине жили женщины, служанки и дети, не достигшие совершеннолетия. Хозяин дома и женщины почти всегда обитали на верхнем этаже, в то время как на нижнем размещались подсобные помещения для животных (коней, ослов, мулов и т. п.). Окна и балконы (как правило, никогда не выходившие в сторону улицы) были забраны железными решетками. Полы караимских домов были покрыты коврами, возле стен находились низкие скамьи с подушками для сидения; стоявшие по углам низкие столики во время приема пищи ставились посередине комнаты. Несмотря на то что снаружи дома выглядели невзрачно, внутренние помещения, и в особенности гостевые комнаты, тщательно отделывались орнаментированными деревянными украшениями.



Внутреннее убранство караимской усадьбы на Чуфут-Кале (из альбома Дюбуа де Монпере)

В Новом городе на главной улице, в 40 м от Средней оборонительной стены расположен уникальный и, возможно, наиболее древний усадебный комплекс с колодцем - называемый «Усадьба Фирковича», - жилище и лаборатория последнего из «могикан» Чуфут- Кале, известного специалиста, много лет посвятившего караимской проблеме, Авраама Самуиловича Фирковича (1787-1874). В 1839 г. Фиркович проводил раскопки в Чуфут-Кале, а в 1865 г. окончательно поселился здесь в доме XVIII в., сохранившимся до сих пор.



Слева - усадьба Фирковича. (Одинокий обитатель Нового города, раввин караимов. Мужчина справа - проводник). На заднем плане - ворота Орта Капу. конец XIX- нач. XX вв?



. Подъезд к Орта Капу, следы пристройки монетного двора к Средней стене, слева усадьба с колодцем Фирковича.

Фиркович был человеком весьма влиятельным и закрытым для посторонних.
Е.Л. Маркову удалось встретиться с ним и собрать о загадочном старике кое-какие сведения. «В одном из полувисячих старинных домов Чуфут-Кале, совершенно, впрочем, подновленном, - читаем в “Очерках Крыма” Евгения Львовича, - живет Авраам Фиркович, страж и патриарх Чуфута. Мы ехали прямо к Фирковичу, и он ждал нас. Престарелый раввин встретил своих гостей на одной из мертвых улиц мертвого города. Если бы его не провожал другой караим, совершенно житейского вида, Фирковича нетрудно было бы принять за призрак. Среди гробового вида этих ветхозаветных развалин, напоминающих запустевшие города Палестины и Сирии, перед нами появился старец высокого роста, величавого вида, в костюме настоящего Мельхиседека. Он одет был в длинный хитон, на голове его была белая круглая шапка с широким бархатным околышем, фиолетового цвета, что-то среднее между чалмою Шамиля и митрой библейских первосвященников.”



Портрет собирателя древних еврейских рукописей Авраама Самуиловича Фирковича (1787-1874) в облачении газзана (хазана) - служителя, проводившего службу в кенассе - молитвенном доме караимов.

“Опираясь на посох, он твердыми шагами приблизился к нам и приветствовал нас на чистом русском языке. Мы сошли с лошадей и, после обычных вежливостей, отправились, по приглашению старца, осматривать достопримечательности мертвого города.
Продолговатая зала, бывшая когда-то синагогою, служит теперь книгохранилищем Фирковичу. До самого потолка идут полки, тесно набитые рукописями. Даже на полу нет места от них. Все это - фолианты, иногда наполовину истлевшие, свитки пергамента, целые кожи, покрытые семитическими письменами....Фиркович собирал эти рукописи в разных частях света: в Каире, в Дамаске, в Дербенте, в Вильне. Пользуясь своими связями с караимскими раввинами всех стран, он приобретал иногда такие рукописи, которые переходили по наследству от дедов к внукам, под заклинаниями, как семейная и религиозная тайна…” (Е.Марков “Очерки Крыма”)




“После осмотра Чуфутских древностей, Фиркович пригласил нас в свой дом. Со стеклянной галереи его видна на-далеко вся окрестность, и особенно Иосафатова долина, эта неисчерпаемая нива раскопок и исследований Фирковича.” (Е.Марков “Очерки Крыма”)




“В доме Фирковича господствует ветхозаветная патриархальность. Старший сын раввина, человек уже зрелых лет, и, кажется, отец семейства, с почтительностью снял туфли с ног отца и принял его посох. Женщины не смеют показываться посторонним. К соблазну благочестивых караимов, 90-летний Авраам Фиркович, духовный глава и руководитель своих единоверцев, - недавно хотел жениться на шестнадцатилетней девушке; это подражание библейскому Аврааму не состоялось только вследствие открытого ропота всего караимского общества, и чуфутский патриарх остался пока без Агари. Семья Фирковича - единственные обитатели Чуфута...Когда старик угощал нас, по обычаю караимов, кофеем и гальвою, я попросил на память его фотографическую карточку, ..но старик категорически объявил мне, что считает грехом снимать с себя портрет.” (Е.Марков “Очерки Крыма”)



А.С. Фиркович, его дочь Малка и зять Гавриил Фиркович (Гавриил, позднее газзан в Севастополе, - однофамилец Авраама). Персонаж на втором плане может быть идентифицирован как С. Бейм, выполнявший тогда функции газзана в Чуфут-Кале и Бахчисарае. (Из альбома Т. де Паули; рисунок Карла Гуна, около 1857 г.)

«Жизнь Фирковича в Чуфут-Кале, - вспоминал хорошо знавший его караимский проповедник и писатель Самуил Шемарьевич Пигит (1849-1911), - была очень своеобразна. За всю ночь он спал три-четыре часа, не больше. Остальное время он читал или писал. Под утро он вставал и читал молитвы, но не из тех, которые напечатаны в наших молитвенниках, а те многочисленные молитвы, которые были у него в рукописях и которые имеются у наших братьев караимов в Галиче; эти-то молитвы он читал, и все наизусть на разные мотивы. Как только солнце начинало светить на землю, он выходил из дома и шел в кенассу молится, причем всю дорогу также читал молитвы…
По выходе из кенассы он ничего не читал, но говорил со всяким, кого не встретит о Торе. Стоя на одной ноге, он учил стольким вещам, скольким мы не выучимся в продолжении целой недели… Затем он ходил к рабочим, строившим ограду и работал с ними два-три часа, так как он был на все руки мастером; да и сил у него было много для этой тяжелой работы, хотя он был и стар. Остальное время он проводил в своей библиотеке, приводя в порядок разрозненные листы, кучами валявшиеся во дворе кенассы, чтобы записать их в свой каталог».




Авраам Фиркович скончался в Чуфут-Кале 30 июня 1874 г. и был погребен на местном кладбище в Иосафатовой долине.



Могила Фирковича на караимском кладбище возле Чуфут Кале.




Рассмотрим подробнее усадьбу. Как уже говорилось выше, неплохо сохранившаяся усадьба находится у южного обрыва, в 40 метрах восточнее Средней Оборонительной стены.



Справа - усадьба Фирковича, слева виден торец Средней стены. Фотография из интернета.

Это памятник бесценный: по сути, единственный образец неплохо сохранившегося средневекового усадебного комплекса. Он даёт наглядное представление о виде южной панорамы застройки воздушного города из долины, возможно, неточно запечатлённой на старых рисунках и гравюрах.



Южный фасад Фотография из интернета.

Усадебный участок вытянут, плотно застроен тремя одно-двух-этажными, отдельными зданиями, которые удачно заполняют пространство. Рассчитанная на многие видовые точки обзора выразительность композиции построена на игре объемов каждой части комплекса и на умелом использовании двухметрового перепада рельефа. Вымощенный известняковыми плитами внутренний двор спадает по склону к югу двумя террасами, связанными каменным лестничным сходом.



Фотография из интернета.

Восточный отрезок периметра участка занимает по всей длине (28 метров) протяженное здание жилого комплекса, решенного двумя объемами: узким одноэтажным (в северной части) и широким двухэтажным, обращенным южным торцом к обрыву. Подчеркивающий перепад рельефа двухэтажный объем при этом выделен и в плане: выступает в напольную сторону всею длиною восточного фасада.
Восточный и западный фасады здания решены различно, что обусловлено, бесспорно, не только инсоляцией, а и в большей степени - ветровым режимом. Так, окна восточного фасада, открытого свирепым восточным и северо-восточным (в основном, зимним) ветрам, небольшие, высоко поднятые;



Восточный фасад Фотография из интернета.




Западный же фасад затенен от жарких летом западных лучей двухэтажными галереями, защищавшими помещения не только от перегрева, но и от «мокрых ветров», приносящих с запада дожди и ливни. Обе галереи выполнены в деревянных конструкциях. Нижняя была открытой, верхняя в какое-то время - застекленной с открывающимися, при необходимости, участками. Она, вероятно, служила Фирковичу «шагальней», где, мерно вышагивая подолгу, обычно корпевший над архивами и рукописями ученый в ненастную погоду мог в движении свободно обдумывать всплывавшие научные проблемы.









Фотография из интернета



Западный фасад.

Южный фасад оживлен на первом этаже двумя окнами и тремя - на втором, обогащен с востока лоджией, галереей - с запада, и вместе с пониженным объемом здания бани-прачечной составляет цельную развертку усадьбы с юга.



Южный фасад.



Фотография из интернета



Фотография из интернета.

Внешнему облику главного здания соответствует внутренняя планировка. За галереями находятся парадные помещения - гостиная, кабинет, хранилище фондов ученого, а в узком одноэтажном блоке - спальни хозяина, членов его семьи и подсобные помещения.



Усадьба Фирковича. План и западный фасад. 1. Гостиная, фондохранилище с кабинетом. 2. Спальни и подсобные помещения. 3. Кухня-столовая. 4. Баня-прачечная. 5. Верхний двор. 6. Нижний двор

Дом просторен, крыт черепицей, в одном из его помещений сохранился камин, а в другом - заново воссозданный реставраторами в 60-е годы XX века деревянный наборный потолок. Его рисунок напоминает позолоченный узор потолка одной из комнат ханского дворца в Бахчисарае.












На фото - предметы быта крымских караимов, портреты знаменитых посетителей Чуфут-Кале (фрагменты этнографической выставки, размещенной в усадьбе А.С.Фирковича)

Северо-западный угол участка усадьбы застроен небольшим (5 на 7 метров в плане) двухэтажным флигелем с кухней-столовой внизу и гостиной наверху - для приезжих, навещавших ученого особенно часто в последние годы его жизни.



Справа - двухэтажный флигель



Фотография из интернета







В северо-западном углу кухни-столовой устроен большой очаг для выпечки хлеба и приготовления горячей пищи. Деревянная лестница ведет наверх, в просторную гостиную, затененную глубокой лоджией. Из неё открывается величественная панорама уходящих к югу горных далей.




Развертка по улице Главной решена в характере, присущем всей жилой застройке Чуфут Кале: глухая стена, по одному небольшому окошку у самого карниза на фасадах, в высокой каменной ограде - одинокая глухая калитка... Отмостка из каменных плит совмещена с тротуаром улицы.


Северный фасад, вид от Главной улицы.




Двор усадьбы оборудован ливнестоком, выводящим воду за пределы города-крепости. Западный участок двора охвачен оградой, горизонтальными и вертикальными уступами спадающей к бане. В ограде с уровня нижней террасы устроена калитка, ведущая на пустырь с колодцем Копка Кую, где, вероятно, находились помещения для скота, навес для хранения сена, птичник и другие хозяйственные постройки.



Фотография из интернета






В конце XIX - начале ХХ вв. в усадьбе размещался смотритель Чуфут-Кале с семьей.




"Пещерный город" Чуфут-Кале»Чуфут-Кале. Часть I. История. https://vittasim.livejournal.com/261754.html
Чуфут-Кале. Часть II Привходовые пещеры и пещеры под Южной стеной. https://vittasim.livejournal.com/262109.html
Чуфут-Кале. Часть III Ворота Кучук-Капу (Малые ворота). https://vittasim.livejournal.com/262150.html
Чуфут-Кале. Часть IV Кенассы. https://vittasim.livejournal.com/262879.html
Чуфут-Кале. Часть V Руины мечети https://vittasim.livejournal.com/263649.html
Чуфут Кале. Часть VI Гробница Джанике-ханым. https://vittasim.livejournal.com/281561.html
Чуфут Кале Часть VII. Долина Ашлам-Дере https://vittasim.livejournal.com/282234.htm

Чуфут-Кале часть VIII Средняя оборонительная стена. Ворота Орта-Капу https://vittasim.livejournal.com/283347.html

https://sergey-v-fomin.livejournal.com/tag/Бумаги%20из%20старого%20сундука
https://www.liveinternet.ru/users/4768613/post374638805

http://www.krimoved-library.ru/books/tayni-gornogo-krima38.html.

http://www.hagahan-lib.ru/library/krimskaya-iudeya-ocherki-istorii-evreev-hazar-karaimov-i-krimchakov-v-krimu-s-antichnih-vremen-do-nashih-dney16.htm
https://forum.sevastopol.info/viewtopic.php?f=34&t=67121&p=14705869
http://www.krimoved-library.ru/tmp/krimskaya-iudeya-ocherki-istorii-evreev-hazar-karaimov-i-krimchakov-v-krimu-s-antichnih-vremen-do-nashih-dney26.html
https://kale.at.ua/blog/kopka_kuju_v_narodnoj_literature_i_pamjati_karaev/2012-03-12-18
http://www.krimoved-library.ru/books/vozdushniy-gorod-dzhuft-kale-ocherki-arhitekturi14.html
Ю.М. Могаричев. «Пещерные города в Крыму»
Е.В. Крикун, В.И. Даниленко. «Воздушный город Джуфт-Кале. Очерки архитектуры»
Анатолий Гуськов  "Атлас пещерных городов Крыма" (2008 г.)

архитектура, Крым, история, города и веси, Мир глазами сына

Previous post Next post
Up