Сходила я, стало быть, в августе в этот музей. Так сказать, чтобы на месте разобраться. Не то, чтобы собиралась, но шла мимо, ну и почему бы не.
В двух путеводителях, которые я читала, готовясь к поездке, были очень разные о нём отзывы. В том,
который ещё при жизни неудачно слетавшего в Смоленск был выпущен, музей скорее (да и не скорее) критиковали. Типа, всё адски политизировано, слишком однозначно и с позиций правящей партии, а уж про детей - так нельзя (про зал маленького повстанца будет отдельный пост). В другом, вышедшем хоть и в очень хорошей немецкой серии путеводителей, но написанном поляком, явно этой самой "линии партии" следующим, музей очень хвалили. Типа, посетить обязательно, хотя тяжело, что ваша жизнь никогда не будет прежней и далее по списку. Ну-ну. Не сказала бы.
Опять же, начиталась и наслушалась про то, как «мы стояли на другом берегу и не помогли». И хотя к тому моменту мне уже было понятно, что всё не совсем так, мягко говоря, хотелось в этом самой разобраться.
Ну и, наконец, прочла я перед поездкой книгу Галины Аудерской «Варшавская сирена». Автор - писатель, журналист, учёный-лексикограф, а главное - участница восстания, так что её описание восстания было хорошо большим количеством деталей, и было очень живым. Ну и без русофобии, благо, книжка вышла в 1980 году. Ищу вот теперь эту книжку по-польски, но не могу найти:(((
Для человека, у которого проблемы с визуальным перегрузом (типа меня), музей не подходит вообще. Хотя я знала, что меня там ждёт (в смысле звуков, света и т.д.), мне довольно быстро стало нехорошо, ибо этого было всё-таки слишком много: тут разрывы и звуки сирены, там мелькание, ещё где-то видео военного времени или недавнее интервью с участниками. Плохо и неуютно становится сразу, не из-за самой экспозиции, её содержания, а из-за антуража.
В музее ещё была толпа, что не очевидно по фотографиям (я очень стараюсь всегда снимать без людей). В частности, была там довольно большая группа польских солдат в форме, что в нынешней ситуации несколько напрягало. И было немало семей с детьми, хотя вроде как музей сей детям не рекомендуют из-за чрезмерной жестокости. В целом было тяжко и утомительно.
Навигация в музее - полный отстой (об этом и в сети пишут). У меня всё хорошо с ориентацией, пространственное мышление тоже в норме, но я умудрилась пропустить часть экспозиции (меньшую, правда), зато в нескольких местах прошла по два-три раза.
Почти ничего не написано в самом музее, в залах, на входе предлагают аудиогид, который я не брала, так как на слух информацию воспринимаю очень плохо. Но за счёт всего, что я до этого уже прочитала (а это была далеко не только книга Аудерской), понятно было более-менее всё.
Начинается всё как раз интерактивно, с телефонов, в которых можно послушать рассказы участников. Я попыталась даже, но не вышло. Не поняла я, где нажимать или что с этим делать, чтобы услышать. Но сами телефоны хороши, конечно.
Интерактивность у меня, кстати, тоже вопросы вызывает. Сколько людей трогает эти самые телефоны и прочее каждый день? И как это обрабатывают?
Дальше всё - скорее выставка про военное время в Польше и в Варшаве. Часть очень напоминает экспозицию о том же времени в
музее ПОЛИН. Там это, правда, было как-то покорректней сделано. Но буквально местами те же плакаты и документы. Как будто те же люди делали.
Немцы в городе, переименования и всё такое
Оккупация
Немецкая пропаганда (плакат "Поехали на работу в Германию" очень похож на те, что у нас использовали)
Сообщения о казнях и расстрелах
Ну и польская агитация и пропаганда
Карта, показывающая начало и постепенное угасание восстания
Плакаты, которыми был увешан и весь город (я была в августе, как раз восемьдесят лет, ну и...)
Экспозиция построена хронологически, от предпосылок и начала к постепенному отступлению и гибели города. Здесь уже начало гибели
Фото не получилось, тут типа в каждом окне - некая фотография то ли повстанца, то ли просто варшавянина, то ли не знаю, кого
Гибнущий город
Естессьно про злых союзников, которые решили судьбу бедной Польши в 1943 году
Там ещё был стенд, посвящённый судьбе повстанцев, фотографии их в лагерях. Не сфотографировала, будучи усталой, но это тоже было мерзко: лагеря эти выглядели не хуже санаториев. Пленные повстанцы-аковцы не выглядели там измождёнными, умученными и т.д. Сытые, довольные лица.
Когда вспоминаешь, что немцы делали с нашими военнопленными, возникает много вопросов.
Сирена, рядом с ней биография Крахельской
Имитация тех самых каналов, почему-то на одном из верхних этажей (хотя вроде как ещё где-то внизу есть, но вот туда я и не добралась). А чего они их не залили водой или дерьмом, чтобы уж совсем интерактивненько было?
"Осторожно, немцы!"
Вот образчик интерактивности: если подойти к такому экрану, искусственный интеллект отфиксирует твоё лицо и выберет из базы данный повстанца, похожего на тебя. Идея: вы такие же, как они.
Народ там с интересом тусуется.
Чсх, это "они были такими, как вы нынешние" - она не только в музее. Я видела на улицах и остановках Варшавы современные фотографии повстанцев с их внуками-правнуками и с этим самым текстом: вы такие же, как они. Зачем это? Почему?
Ещё в музее можно собрать всю историю восстания на вот таких листках календаря. Идея неплохая, но из-за скверной навигации собрать все 62 не получается. Ибо реально непонятно, куда и когда идти. Есть и другие бесплатные раздаточные матерьялы, всё на польском и английском.
Самым приятным местом в музее оказался буфет. Опять не получилась фотография, он обставлен вроде как подлинной мебелью сороковых, в том стиле. И в нём были очень вкусные пирожные. И мне даже удалось всё заказать по-польски:) В первый-то день в Варшаве.
Ещё в нём была терраса, где было приятно сидеть, хотя открывался с неё вот такой вот вид на соседнее здание
Ну и на выходе, разумеется, мемориальная доска тому, кто озаботился открытием именно такого музея.
Меня уже не хватило на парк вокруг, где стоит тот самый "Кубуш", повстанческая самоходка. Ну и ещё разное, включая обломки разрушенных фашистами зданий. И стена с именами участников.
Вопрос один: почему это место пропаганды называется музеем? Это имитация музея, ибо в нём трудно что-то узнать, всё слишком хаотично и манипулятивно. Давят на чувства и на эмоции, вместо того, чтобы рассказать историю. Ну и подлинного там ничего почти нет, всё какие-то муляжи и копии.