Вообще в экспозиции мало подлинного. Это в принципе логично, учитывая количество убитых (кто сохранил бы их вещи?), ну и то, что город во время и потом из-за восстания был разрушен и сожжён. Причём во время восстания чуть ли не больше, чем после, хотя создают впечатление, что куда больше именно что после. Вместо подлинного натащено много всякого то ли того времени, то ли нынешнее, но похожее, наделаны макеты. И всё это выглядит, как некая сомнительная выставка.
Подлинные предметы, правда, тоже есть. Это, к примеру, повязки, в частности, разных руководителей восстания:
Тут вспомнилось из "Карманного атласа женщин" Хутник:
Я сражалась, я помогала, я строила. Я даже была в группе девушек, подкладывавших мины под здание Пасты. А там, в гетто? Что я там навоевала? Сравняли с землей всю территорию да убили тех немногих, кому удалось пережить эти три года. Кроме того, кажется, никто в Варшаве не верил в восстание. В этом городе есть только одно место для героического порыва, со своим музеем, своей мартирологией, место в памяти. Я тоже поучаствовала в сотворении истории. Даже принесла свою бело-красную повязку в собрание экспонатов, когда попросили принести. Ну а повязку со звездой Давида, куда мне было ее сдать? Я хранила их вместе, рядышком, прижавшихся друг к дружке как парочка влюбленных. Пропитанных одним запахом. И носила я их на одной и той же руке, на том же самом месте. Когда бежала из гетто по канализационной сети, я забыла снять повязку со звездой. Только на выходе приятель сорвал ее с меня и сунул в карман. Если бы поляки заметили…
Есть некий немецкий мотоцикл. Какой-то он слишком новенький
И когда я была там, в музее проходила выставка подлинных вещей, уцелевших после восстания:
Увы, про них не было ничего или почти ничего написано, тоже, типа, берите аудиогид. Хотя по крайней мере некоторые из них, к примеру, часть игрушек, выглядели тоже слишком новыми и непоюзанными. Ну и непобитая посуда. Так что возникли вопросы к подлинности.
Ещё из подлинного - огромное количество фотографий. И это уже чистая манипуляция. Ибо фотографии выбраны максимально привлекательных людей. Других вообще нет. Давят на жалость, на то, что молодые, красивые и т.д.
Даже повстанцы знали о том, что любую фотографию можно улучшить котиком:) Видимо, это называется «Спасибо, что я больше не Katze».
На фотографии
Евгений Локайский - персонаж, между прочим, участвовал в Олимпиаде 1936 года, правда, безуспешно. Тоже вот, кстати, не задумывалась над тем, что Польша в нацистской Олимпиаде вполне себе участвовала. Впрочем, учитывая, что именно Польша в 1934 году первой из европейских стран подписала с нацистской Германией договор о ненападении, не странно.
По поводу количества фотографий, кстати, много вопросов. Это самое восстание было адски фотогеничным, прямо-таки инстаграмным и это за семьдесят лет до инстаграма. Все эти молодые, красивые, улыбающиеся... Сохранились тысячи снимков, кроме Локайского было много других фотографов. И вопрос: как удалось все эти снимки сохранить? Город был уничтожен, куча народу погибла, выбраться из него, минуя немцев, было невозможно, самолёты не вылетали, и т.д. А тогдашние снимки - это не флешка или мини-карта, это плёнка, и немало плёнки. Которая весьма чувствительна к условиям хранения. И тем не менее такое количество фотографий.
А с другой стороны вопрос: может, вместо всех этих фоток стоило воевать? Продумывать планы, что и как дальше, обсуждать ошибки, проработать какую-то стратегию? Да и просто тренироваться, хотя бы в той же стрельбе, учиться, готовиться к следующим боям?
Немецкая форма польских повстанцев. Реально немецкая, вспомогательных частей, захваченная на одном из складов. Особенно радуют эти немецкие каски, как та, что слева. Хотя они на этих касках рисовали или как-то укрепляли польский флаг, всё равно форма именно та, вызывающая ужас ещё с детства, с первых военных фильмов.
Подлинные письма и записки повстанцев. Целый зал такого есть.
Ну и тот самый якобы подлинный самолёт. На самом деле там подлинного, как я понимаю, только несколько частей.
В общем, это всё, что там относительно подлинного, музейного. Остальное - выставка.