Feb 02, 2010 09:48
Я читал две его книги. Ранняя книга, "Евхаристия, епископ, церковь" (изданная по-гречески в 60-х гг. и переведенная на английский в 2001 г.), неплохая. Там много, конечно, недоделок и того, с чем можно и нужно спорить, да и Афанасьева он не знал практически совсем, но в целом, учитывая, что это в своей основе диссертация молодого богослова (родился в 1931 г.), неплохо. Добротная, хотя и не без недостатков (а кто без них), историческая работа. Он, что называется, здорово "попал в тему". Правда, чтобы эти идеи были потом существенно развиты, я не заметил (может быть, просто не знаю его поздних работ). А вот, что касается его второй книги, самой известной, переведенной на русский, "Бытие как общение", то к похвалам в ее адрес я не присоединюсь. Рыхлое собрание статей, написанное наукообразным, неадекватным языком (может, правда, на русский хорошо переведено? не знаю). Мне кажется, что эта область - ну, назовем ее догматическим богословием - просто не его. Сочинено, натужно, искусственно. Сможет ли эта книга кого-нибудь зажечь? Насколько интересно было в свое время прочесть Лосского - хотя и это трудное чтение, - настолько скучал над "Бытием" Зизиуласа и прочел "для порядка". К "евхаристической экклезиологии" Афанасьева и Шмемана Зизиулас имеет отношение довольно далекое. Если имеет. Впрочем, об этом еще нужно подумать.
Зизиулас,
евхаристическая экклезиология,
Шмеман,
Лосский,
Афанасьев