Прочитал недавно, что Сербская церковь избрала (22 января) нового патриарха жребием из трех кандидатов, предварительно выбранных архиерейским собором. Как все-таки это благородно (не говоря уж об образце из Деяний). Трудно себе представить, что подобное могло бы случиться в Русской церкви в 2009 г. Выбор жребием уменьшает шанс удержания власти придворной камарильей.
Люди, знакомые с положением дел в Сербской церкви, говорят, что сила ее - епископат. Можем ли мы сказать то же самое о нынешней Русской церкви? Боюсь, что наш теперешний епископат к достоинствам нашей церкви не относится.
Я, кстати, склонен верить этому слуху о сербском епископате, потому что самое мое яркое впечатление (может случайно?) о епископе - это серб, владыка Данило Крстич.
Я коротко и случайно встречался с ним дважды, когда он был еписком Будайским в Венгрии. Один раз у входа в сербскую церковь на Сербской улице в Будапеште. Я шел к воротам во двор церкви с одной стороны, а он, в сопровождении двух священников, с другой. Он первым (мотать бы на ус нашим епископам-небожителям!) окликнул меня: "Вы откуда будете." Разговора уже не помню, но помню, что, когда потом он произносил молитвы во время литургии, то так устремлялся вверх, что мне казалось, он вот-вот взлетит. А был он маленьким сухим стариком, фигурою очень похожим на покойного сербского патриарха Павле. Та служба была перед Великим постом (к месту пришлось); в проповеди владыка посоветовал поменьше смотреть телевизор и не читать соблазнительных книг.
Во второй раз, эдак, через год после первого я столкнулся с ним в Сентендре (там находится резиденция будайского епископа), можно сказать, во дворе епископского дома. Господь устроил так, что в руке у меня была книга Леонида Успенского "Богословие иконы": я принес ее в подарок директору тамошнего маленького музея и библиотеки в благодарность за его помощь. Поздоровавшись и спросив, что за книга у меня в руках, владыка сказал: "Когда я был в гостях у Успенских в Париже его жена, между прочим, сказала мне ‘Мы любим монашество, но не любим монахов’." Дальнейший наш разговор включал его пятиминутное резюме основ и достоинств православной веры. Епископ Данило поделился, что такой кратенький катехизис ему посоветовал устраивать со встреченными людьми отец Гергий Флоровский, когда владыка в молодости учился у него в Гарварде. Позвав меня в епископский дом, - там негромко звучала классическая музыка - он вручил мне занимательную репродукцию некой схемы того, что есть Бог (оригинал, по его словам, находится на богословском факультете в Белграде).
От владыки Данило осталось впечатление огромной простоты и открытости, при том, что он совершенно не казался и не был, как явствует из его биографии (см.
http://www.spc.rs/sr/parastos_episkopu_danilu_krsticu), простаком. Признаться, ни от кого из тех, правда, немногих епископов, что я видел, такого ощущения у меня не осталось.