Сегодня получены авторские экземпляры никогда ранее не печатавшейся статьи Веры Чаплиной!!!
Незавершенный авторский текст 1970-х годов, очень бережно отредактирован Татьяной Алексеевой (
tania_al - огромное ей спасибо!) и проиллюстрирован двумя фотографиями из архива писательницы.
Мы очень рады этой публикации журнала «Классное руководство и воспитание школьников» и нисколько не против редакционного названия статьи - «Давай заведем щенка. Советы родителям». Приводим ниже полный текст публикации и сканы страниц:
На снимке: Вера Чаплина с внучкой Мариной, ее дачными приятелями и спаниелем Люкой. 1965. РГАЛИ
Предлагаемый читателям материал - не опубликованная прежде статья известной детской
писательницы-анималиста Веры Чаплиной. Фрагменты из биографической книги о ней мы печатали в № 10 в 2015 году. Вариант статьи «Родителям» написан в 1970-х годах, сохранился в архиве писательницы и был передан ее внучкой Мариной Агафоновой в собрание Государственного Дарвиновского музея.
Право первой публикации она предоставила нашему журналу
ДАВАЙ ЗАВЕДЕМ ЩЕНКА. Советы родителям
Вера Чаплина, писатель
ПЕРВАЯ БОЛЬШАЯ ОШИБКА
Нередко родители, сами того не замечая, допускают в воспитании своих детей большой пробел, когда не прививают детям любви к природе, не развивают у них чувства бережного отношения к живому существу. Часто мы можем видеть, как в ответ
на желание ребенка приласкать животное взрослые испуганно кричат: «Не тронь, заболеешь!», «Отойди, укусит!». Такое поведение родителей учит ребенка бояться животного, убегать от него, отмахиваться и, наконец, ударять. Этот первый удар и
есть первая большая ошибка в воспитании.
Я совсем не за то, чтобы ребенок трогал незнакомую собаку или кошку, но не следует его и пугать. А если собака знакомая, то дайте возможность ее приласкать. Дети
любят животных, и это чувство надо в них всячески поддерживать и развивать, подавляя любое проявление жестокости.
А ведь иногда родители и сами невольно приучают ребенка к жестокости: «Убей муху, она заразная!», «Раздави жука, он вредный!». И вот малыш, который еще даже не понимает слово «вредный», давит насекомое.
В таких случаях я всегда вспоминаю слова одной матери, воспитавшей пятерых хороших, добрых сыновей: «Я никогда не позволяла детям даже муху убить, - говорила
она. - Пусть жалеть выучатся, а вырастут, сами будут знать, кто вредный, кто полезный».
Да, детей надо учить жалости с самого раннего возраста, когда ребенок еще впервые узнаёт о «Мухе-Цокотухе» и вместе с Комариком готов ее спасать; когда он верит, что деревья разговаривают и, если сломать ветку, даже плачут. Таким детям в дальнейшем легче внушать, что нельзя ломать деревья, нельзя делать больно животным, а потом, когда они подрастут, бережное отношение ко всему живому войдет в привычку.
СПАСЕНИЕ ДРУГА
Одни мои знакомые часто жаловались, что их сын проводит слишком много времени на улице, не успевает готовить уроки и плохо учится. Дома он дерзит, никогда ни в чем не помогает и вообще растет эгоистом. Но вот однажды Витя подобрал на улице беспризорного щенка. Мальчик пожалел его, такого худенького, маленького, дрожащего от холода, и понес домой.
Однако мать даже не впусти ла сына в квартиру, хотя до этого никогда и ни в чем ему не отказывала. «Сейчас же выбрось, только всех глистами заразишь!» - крикнула она и с раздражением хлопнула дверью.
Но Витя не хотел бросать щенка. Он стоял на лестничной площадке, слезы обиды текли по щекам мальчика. Как же так, мама, та мама, которая всё разрешала! Неужели ей жаль для щенка малюсенького местечка в его, Витиной, комнате или дать блюдечко супа для голодного щенка. Щенок, как бы утешая, ли зал его щеки. Несколько раз выходила мать и звала Витю ужинать, но мальчик упрямо не шел. Он не мог выбросить щенка на дождь и холод, а сам идти в большую, теплую квартиру и спокойно сидеть за столом.
Не знаю, чем бы кончился этот конфликт, если бы не вмешался отец. Он понял сына и разрешил взять щенка.
Трудно переоценить ту радость, которую испытал Витя, когда ему позволили оставить щенка. Теперь у него не оставалось свободного времени для улицы. Ведь щенок требовал очень много забот: то надо с ним погулять, то накормить, то вымыть его посуду, а то в чем-то помочь маме, чтобы она не слишком сердилась, если щенок натворит беспорядок. Пошли лучше дела и в школе. А самое главное - Витя стал заботиться не только о себе. Этот щенок пробудил всё то хорошее, что было скрыто в избалованном мальчике. Нужно еще добавить, что в семье полюбили щенка. Из него выросла прекрасная, умная собака, которая доставила всем много радостных минут.
На снимке: первая собака Марины - подобранная беспризорница-Джулька. 1967. РГАЛИ
ЗНАКОМСТВО У КОРМУШКИ
Не забывайте, что животное - ваш самый лучший помощник в воспитании того хорошего, что имеется у ребенка лишь в зачатке. А этот зачаток предстоит еще вырастить, развить, приучить детей заботиться и думать не только о себе.
Особое значение это имеет в тех семьях, где растет один ребенок, где всё внимание родителей, бабушек, дедушек уделено лишь ему одному-единственному. Здесь особенно нужно следить, чтобы не вырос эгоист, думающий только о своем «я». Чтобы этого не случилось, надо дать ему возможность общаться с животными, приучить заботиться о них.
Мне приходится много общаться с детьми, и сюжеты рассказов, которые я пишу для них, беру из жизни, из фактов, которые действительно существовали. И я убедилась, что очень многие ребята всегда готовы прийти на помощь крылатым и четвероногим. С мальчиком Славой мы познакомились около птичьей кормушки, которую он сделал в лесу. Идя на лыжах, он всегда заходил к кормушке, свистел и оставлял для птиц корм. Скоро птицы признали Славу. Услышав знакомый свист, они прилетали и совсем не боялись мальчика, а поползень смело садился к нему на раскрытую ладонь и выбирал семечки.
Слава очень любил своих пернатых друзей. Он ходил их кормить даже в сильные морозы. Ведь именно тогда больше всего они нуждались в его помощи, и мальчик это знал. Он не мог усидеть дома даже в тот день, когда термометр показывал на улице -35. Его помощь оказалась очень кстати - на снегу около кормушки уже лежал полузамерзший поползень. Слава спас его. Этот случай я и положила в основу рассказа «Лесная кормушка».
Сережа живет в городе и сделал кормушку для птиц на своем окне. К нему прилетает много птиц, а среди них одна синичка, которая стучала в окно, если кормушка была пуста (на основе этой истории был написан рассказ «Крылатый будильник»).
НЕВОЛЬНЫЕ РАЗРУШИТЕЛИ
Птица на воле! Сколько добрых дел можно для нее сделать и сколько злых! Особенно весною, когда за каждой убитой птицей есть целый выводок умирающих от голода птенцов. Чаще всего этому виною подростки с рогаткой в руке. Как же бороться с такими «стрелками»? Ругать их? Наказывать? Читать нотацию? Нет, такие меры помогают лишь на то время, пока взрослый рядом. А как только ушел, они опять за свое.
В душе почти все мальчишки охотники. Но ведь и охотники бывают разные, одни - настоящие, которые любят природу и не только берут от нее, но и дают. Другие - только берут. Берут хищнически, уничтожая природу. Не давайте подростку вырасти таким хищником. Не проходите мимо, найдите нужные слова для объяснения или еще лучше, если вы сможете переключить их охотничий азарт на что-то другое, равноценное. Ну хотя бы на ту же рогатку, но с другой мишенью, нарисованной, на которой можно проверить попадание и его уточнить. Ведь очень просто сделать для подростка такую движущуюся мишень, в нее можно стрелять из рогатки и еще интереснее из лука.
А многие ли родители говорили подросткам об интереснейшей охоте с фотоаппаратом! Многие ли помогли подростку сделать фоторужье и освоить этот вид охоты?
Придя в лес, дети часто не со злым умыслом, а просто не зная делают многое недозволенное, невольно превращаются в разрушителей. Идешь по следам таких ребят и видишь - валяются на поляне разломанные мухоморы. Их ярко-красные шляпки, наверное, очень красили этот нежно-зеленый ковер, а сейчас? Дети прошли и не заметили этой красоты. Почему же никто не показал им ее, не научил их видеть и любоваться?
Видишь разрушенный муравейник, кругом хлопочут растревоженные муравьи, спеша восстановить свой сломанный дом. А если до холодных, осенних дождей не успеют? А если успеют, но пройдет еще одна компания таких же «разрушителей»? Да, если дети не знают, что такое труд, они не ценят его или не понимают, что надо ценить.
Сломанная березка… непогашенный костер…
Даже грибы, которые собирают, вырваны из земли так, что нарушается вся грибница. Здесь уже больше не найдешь грибов. А ведь можно иметь свои заветные грибные места и ежегодно собирать с них урожай. Человек, который аккуратно срезал гриб, не потревожил грибницу да еще прикрыл оставшийся в земле корешок травой илимхом, не вернется домой с пустой корзинкой.
БОГАТСТВО ЛЕСА
А как много интересного и полезного можно увидеть и услышать в лесу! Когда мы едем с внучкой за грибами в места, близкие от Москвы, где грибов мало, то всё равно возвращаемся с ворохом впечатлений и дома еще долго их обсуждаем. Подумать, около самой Москвы, в лесу чуть не из-под ног вылетела тетерка! Подсмотрели, как дятел «лечил» огромную сосну. Долго глядели, как старательно он это делал. Осматривал каждую щелочку и в каждую слазил своим длинным тонким язычком. Но самое главное, спасли елку. Кто-то развел под ней костер, не погасил и ушел. Когда мы подошли, уже обуглилась внизу дерева кора. Вместе с внучкой мы разбросали костер, затоптали его, а больное место на дереве залепили сырой землей.
А что может быть красивей и приятней, как встретить в лесу белку! Проследите вместе с детьми за красотой ее движений, прыжков и вы получите истинное, ни с чем ни сравнимое удовольствие. Белка - доверчивый зверек, и там, где ее не обижают, она быстро привыкает к человеку.
А лось! Этот лесной великан тоже не редкость в нашем подмосковном лесу.
Однако детям всегда должен по мочь взрослый. Помочь в их работе и наблюдениях. Никогда не ходите с детьми в лес просто так. Всегда старайтесь что-то подсказать или обратить их внимание на красоту леса, поляны, ручья… Научите их прислушиваться к голосам природы.
Вот журчит ручеек. Его прозрачные струйки бегут по камням и говорят… говорят… говорят… Прислушайтесь, и если вас будет даже несколько человек, то каждому они скажут что-то свое, разное… А шепот деревьев! А многоголосное пенье птиц!
Только не приходите в лес с радиоприемником, пущенным на всю мощь. Таких людей пугается тишина. От них уходит волшебство лесных звуков, и они бродят по лесу, будто глухие.
Чтобы научить подростка видеть и слышать, не надо обладать специальными знаниями природы. Нужно просто самому ее любить или очень хотеть, чтобы ее полюбил подросток. Тогда всегда найдешь нужные, интересные слова, нужные и интересные дела.
Пусть ребенок заботится о птицах, которых надо подкормить, пусть смастерит и повесит весной скворечник, и ничего, если там поселятся воробьи, за ними тоже интересно наблюдать. А разве не интересно посадить деревце и его вырастить! Или хотя бы взять шефство, ухаживать и оберегать уже взрослое дерево. Дети охотно откликаются на такие дела, особенно если их поддерживают взрослые.
Всё это приучит подростка не только к труду, но и к заботе, а это так нужно.
.