Переяслав-Хмельницкий. Часть 3: музей Среднего Поднепровья

Jan 05, 2017 17:15



Познакомившись в прошлых частях с осколками Киевской Руси и погуляв по центру Переяслава-Хмельницкого, оказавшегося точкой пересечения всей украинской истории, посетим наконец его известнейшую достопримечательность - музей народной архитектуры и быта Среднего Поднепровья, один из самых больших и интересных "скансенов" в постсоветских странах.

Моё любимое место в Переяславе - безусловно, луга в пойме Трубежа, над которыми с одной стороны нависает Михайловская церковь с макетом собора на крыше, а с другой - главки "музейных" церквей, выглядывающие из увитой омелою рощи:

2.


Скансен расположен на самой окраине, практически за городом, и его главный вход смотрит в сторону, противоположную центру - туристическим автобусам не крюк, а пешком идти далековато что из города, что от шоссе. Поэтому мы пошли через эти луга к чёрному ходу, куда ведёт улица со звучным названием Летописная. Ещё снаружи встречает здоровенная водяная мельница и ветхая лодка, о происхождении которых я ничего не нашёл. У чёрного входа же обнаружились мелкие собаки, вроде и не агрессивные... но стоило было повернуться к ним спиной, как одна из них весьма неприятно ущипнула меня за ногу сквозь джинсы. На входе, однако, есть полноценная касса, а за ней пирожковый и сувенирный киоски.

3.


Созданный, как и большинство советских скансенов, в 1960-е годы (открыт в 1964-м), Музей народной архитектуры и быта Среднего Поднепровья получился одним из крупнейших - в нём 185 объектов, в том числе 122 постройки: он уступает во всех постсоветских страна лишь киевскому Пирогову (275 построек) и литовскому Румшишкесу (189 построек), заметно превосходя например львовский Шевченковский Гай, Латвийский музей в Риге или архангельские Малые Корелы. При этом в отличие от тех музеев, раскинувшихся по огромной территории, переяславский скансен довольно компактен (700 на 400 метров) и в нём нет проблем с навигацией - всё рядом, схема логична, а подавляющее большинство объектов снабжены подробным описанием на украинском языке. Ну а главная "фишка" переяславского скансена в том, что здесь представлен не только в общем-то весьма однообразный сельский быт, но и ряд нестандартных построек и целых секторов, один из которых - с археологическими древностями и реконструкциями - я показывал в первой части.

3а. по клику откроется в большом разрешении.



Зайдя с чёрного (Нижнего) хода, мы вышли на развилку и стали обходить музей по кругу, на схеме - против часовой стрелки. От развилки налево уходит натуральная сельская улица с хатами крестьянина-середняка, ремесленника-кожемяки и трактиром:

4.


Шинок (корчма) 1890-х годов из села Рудяки близ Переяслава:

5.


Напротив них - одинокая Полесская хата из села Вабля на севере Киевской области: из того немногого, что осталось от Киевского Полесья после Чернобыльской катастрофы, в музей свезено немногим меньше, чем из окрестностей Переяслава. Построена она как натуральная изба, из брёвен концами навыпуск, но хата отличается всё же в первую очередь планировкой - тут хорошо видны компактные сени и две комнаты по бокам.

6.


В комнатах - огромная печь, полесская вышивка и ткацкие станки, но в первую очередь - очень красивые росписи:

7.


А за полесской хатой, внезапно, "хата первых коммунаров". Не знаю, что имелось в виду здесь, но например в Казахстане или Киргизии, странах бывших кочевников, такими застроена немалая часть "закреплённых" в советское время аулов, такая вненациональная сельская архитектура.

8.


Улица приводит к Трёхсвятительской церкви (1741) из села Пищики, типичной украинской трёхсрубке:

9.


А в ней - музей украинского рушника. Рушник я до поездок на Украину постоянно путал с вышиванкой, но на самом деле вещи это совершенно разные: вышиванка - сугубо украинская рубаха с орнаментом, рушник - вышитое полотенце, характерное для славян вообще, и на Украине эта традиция лишь лучше всего сохранилась.

10.


И даже в церкви рушники смотрятся органично - ими здесь нередкие украшают сельские храмы или могилы:

11.


Здесь выставлено около 300 рушников (а всего их в фондах музея порядка 4000) из Киевской, Полтавской, Черкасской и Черниговской областей, как старинных, так и советских и новых:

12.


Немного резьбы по дереву - но это не декоративный элемент, а заготовка для вышивания рушника:

13.


За церковью - несколько ветряков (словом "млын", то есть "мельница", в украинской традиции называют только водяные мельницы). Всего их в музее 16, и стоят они тут и там группками по несколько штук. Этот ветряк - пожалуй, тут самый красивый:

14.


Рядом есть и другие усадьбы, но все их не буду показывать - они довольно однообразны, а пост и без этого дутый. Вот это, если не ошибаюсь, хозпостройки в усадьбе богатого крестьянина, чей дом запечталён на вступительном кадре. Странный вкопанный амбар - как я понимаю, омшанник - зимнее убежище для пчёл (по крайней мере таковой в скансене есть и выглядит очень похоже):

15.


В следующей рощице - самая большая в музее Георгиевская церковь (1768) из села Андруши. Внутри у неё и убранство довольно зрелищное, но увы - двери даже в середине дня были закрыты, и как оказалось, у запертых ворот мы окажемся здесь ещё не раз. Рядом - памятный знак с благодарностью царю за восстановленения села, смытого в 1845 году днепровским наводнением.

16.


На той же поляне ещё и гамазей - это переиначенное на украинский манер магазейн (в русском варианте - мангазея), склад зерна или муки:

16а.


Усадьба гончара, оказавшаяся закрытой - там внутри гончарные круги и образцы народной керамики, не столь почему-то известной, как народная вышивка. Больше, впрочем, меня впечатлила деревянная резьба кладовой:

17.


И озарённые солнцем снопы, не знаю точно для чего там собранные:

18.


Напротив - избушка хатка на курьих ножках, символизирующая домик знахарки, и Музей пчеловодства - справа видна пара ульев с соломенными крышами, к которым за краем кадра прилагается и хата пчеловода.

19.


Домик знахарки, как я понимаю - дальний павильон Музея лекарственных растений, большая часть которого находится в другой части скансена.

20.


Идём дальше мимо небольшого озерца, за которым - ржавая паровая машина, судя по всему механизм мельницы:

21.


Да одинокая и словно полуподземная часовенка, о которой я просто ничего не нашёл - возможно, малоросский аналог западенских капличек или русских поклонных крестов, словом - место для молитв при дороге:

22.


Усадьба сельского батюшки. Священники в 19 веке были людьми по сельским меркам образованными и много повидавшими, так что и хата его под черепичной крышей, а внутри, пишут, городской интерьер с фабричной посудой.

23.


Где-то здесь заканчивается собственно "этнографический" сектор, в котором даже при более чем компактной территории мы умудрились пропустить пару объектов, как например музей памяти Полесского района, рассказывающий опять же о Чернобыльской трагедии... впрочем, много ли я потерял, не увидев музейную хату, если был в самой Зоне отчуждения, в том числе в гостях у "самосёлов"?
За этнографическим отделом начинается показанный в первой части археологический, но и его организуют две деревянные церкви, причём обе - Покровские. Храм из села Сухой Яр (1778) вмещает Музей истории украинской православной церкви, куда входит и дом священника, и многочисленные кресты от Средних веков до 19 века, сгруппированные в Казацкое кладбище:

24.


Вторая Покровская церковь из села Остройки под Белой Церковью обходится без музея, но зато старейшая здесь - срублена в 1606 году. Звонница - не родная, а от церкви Иоанна Богослова середины 18 века из села Бушево, и среди в основном небольших каркасных звонниц украинского деревянного зодчества выделяется капитальностью.

25.


А в здешней археологической коллекции не забыли даже Збручского идола - найденный в австрийской части Подолии (Тернопольская область) в 1848 году, ныне он хранится в археологическом музее Кракова, но копией его пытается обзавестись едва ли не каждый уважающий себя музей славянской старины. На самом деле в Подолии с её каньонами просто был самый доступный камень, поэтому там идолы лучше всего сохранились, и вряд ли Збручский идол был совершеннее новгородского Перуна или киевского Велеса, но ничего лучше от славянского язычества до наших дней не дошло.

26.


Где-то на другом краю археологическом сектора освобождённый мужик разрывает оковы эксплуотаторов - об этом памятнике вновь ничего не нашёл, но образ в нём явно советский:

27.


Минуем главный вход, рядом с которых лапидарий и половецкий курган из первой части да ещё одна порция мельниц:

28.


За которыми раскинулся Музей хлеба (1984), по сути дела ещё один сектор, изображающий центральную усадьбу колхоза:

29.


На самом деле речь не столь про хлеб, сколько про использующуюся для его производства технику, от полудеревянных старинных машин, что делались на меннонитских фабриках будущего Запорожья или на гигантском заводе Эльворти в тогдашнем Елизаветограде, до советских тракторов, кобмайнов и "крылатого хлебороба" Ан-2, который вовсе не случайно прозвали "кукурузник". Рядом с крылом кукурузника - павильон, служивший мастерской для вытёсывания жерновов:

30.


Сюда же затесалась и явно досоветская хата пекаря с соломенной крышей, и скульптура преисполненных либидо хлеборобок из парка колхозной усадьбы.

31.


Ржавая техника выглядит так, будто тут правда заброшенный колхоз, и уверен, подобные сюжеты можно найти не дальше нескольких десятков километров отсюда. Только несамоходный деревянный комбайн начала ХХ века напоминает, что мы в музее:

32.


33.


На главном здании - барельефы, уж не знаю, специально под музей сделанные или снятые с других колхозов. Как бы то ни было, в 1984 году, когда открывался этот отдел, так вполне могли построить и реальную колхозную усадьбу:

34.


35.


Внутри экспозиция от локомобилей до археологических находок, вывернутых когда-то из земли случайным плугом:

36.


А стережёт безопасность колхозников Казацкий пост - тут уже реплика от начала до конца, век этак под 17-й. Похожим образом выглядели в те времена что сибирские остроги, что сечи Дикого поля.

37.


Огромная Пятницкая церковь (1833) из села Вьюнищи - образец уже не украинского, а общероссийского деревянного зодчества, которое называют иногда "дерево под камень". Возможно, это одна из "муравьёвок" (хотя палач литвинской идентичности Михаил Муравьёв-Виленский и был несколько позже), оперативно построенная в каком-нибудь селе, в те годы перешедшем по росчерку пера из ликвидированного греко-католичества в православие. Ныне в церкви Музей космоса, и наверное (если бы она была открыта) несказанно впечатляют ракеты, скафандры и спутники под храмовым сводом. Нынешняя Украина на советском наследстве "замыкает пятёрку ведущих космических держав" (наткнулся на такую фразу, когда писал про Днепропетровск), и уж по крайней мере с Украины родом были такие отцы советской космонавтики, как Сергей Королёв или Михаил Янгель.

38.


Ну а дальше тут уже и не скансен, а просто группа музеев, каждый из которых занимает дом или усадьбу через рощу от соседнего. От музея Шолом-Алейхема, собранного в обычной хате из вещей этого родившегося в Переяславе писателя на идиш, я заснял только весьма живописный курятник:

39.


Напротив церкви - стоявшее раньше в городе Почтовая станция 19 века, третья от Киева по Полтавской дороге:

40.


Внутрь мы не пошли, а снаружи больше всего впечатляет герб:

40а.


Почтовые станции служили в те времена и чем-то вроде вокзалов, где меняли лошадей (курсирующих от станции до станции) либо отдавали своих на покормить да подковать. Так что рядом с Почтовой станцией - Музей народного сухопутного транспорта, то есть не в меру длинный ангар разнородных повозок от тачки до кареты:

41.


Есть здесь, между прочим, даже чумацкий воз 18 века - чумаки ходили за солью на черноморские и азовские лиманы, рискуя попасть в татарский плен и турецкое рабство, но зато такой воз избавлял село от необходимости покупать соль, тот единственный из жизненно необходимых товар, который крестьяне не могли сами вырастить. Увы, я про этот воз напрочь забыл, так что даже не знаю, попал ли он в кадр.

42.


Рядом под навесами - мастерская колёсников:

43.


Я как-то пролетел мимо Музея украинских народных обрядов, а вот оказавшийся закрытым Музей прикладного искусства во вполне искусно оформленном Панском доме, где жил мелкий дворянин-помещик - не все они обитали в усадьбах с колонными портиками. Само прикладное искусство - советского времени, с УССРовских выставок 1970-71 годов.

44.


А ещё один похожий дом из села Воронков под Борисполем (где, кстати, провёл детство уже упомянутый Шолом-Алейхем) занят техническим музеем Николая Бенардоса. Потомок греческих офицеров с одной стороны и уральских промышленников Демидовых с другой, в 1881 году он изобрёл "Электрогефеста" - электросварку, полностью изменившую многие законы строительства: на старых металлических конструкциях всегда бросается в глаза огромное количество заклёпок. Что интересно - электросварка была практически от начала до конца русским изобретением: теоретически её обосновал в 1802 году Василий Петров, а на практике и в более близком к современном виде внедрил в 1888 году в Перми Николай Славянов. Всего же Бенардос создал около двух сотен изобретений от сельхозтехники до пуль со смещённым центром тяжести, и эти же изобретения, если точнее аккумуляторы с их разрушающими организм парами свинца, его и погубили. Не понял я лишь одного - какое отношение Бенардос имеет к Переяславу? Родился он под Елизаветоградом (ныне Кропивницкий, а до недавнего времени Кировоград), работал в основном в городке Лух нынешней Ивановской области и в Петербурге, "Электрогефеста" презентовал в Париже, а умер в Фастове на правобережной Киевщине.

45.


Неподалёку - вроде бы обходящийся без музея Охотничий домик князя Константина Горчакова, киевского генерал-губернатора в 1877-78 годах (видимо, тогда дом и был построен) и сына "железного канцлера" Александра Горчакова.

46.


Я видел скансены, устроенные на территории старых усадеб (например, под Торжком), но здесь не тот случай - дом перенесён из села Ташань, и на мой взгляд интересен именно как заурядный, то есть наиболее характерный образец своего жанра и эпохи. И уж не знаю, с ним ли вместе привезли деревянную беседку:

47.


Но вокруг натурально усадебный парк и подзаросший пруд с часовенкой на островке:

48.


И старыми деревьями, чьи корни толще, чем у иных - стволы:

48а.


Не знаю так же, и откуда этот якорь у дорожки, ведущей обратно к чёрному ходу, но ещё более крупные домонгольские якоря лежат в городе (см. первую часть):

49а.


В стороне осталась ещё пара крестьянских усадеб, корчма (видимо действующая), музеи лесного хозяйства и лекарственных растений на месте еврейского кладбища (о котором напоминает памятный знак с надгробием), да и следующие дворы бондаря, ткача и других ремесленников мы прошли быстрым шагом:

49.


Хоть и компактен Переяслав, что город, что музей, да времени было ещё меньше:

50.


Последним запомнившимся экспонатом стала сельская управа:

51.


На чём и закончу расска про Переяслав. По-хорошему, живя в Киеве, сюда стоит съездить как минимум дважды - день на скансен и день на город, вот только чтобы ещё все музеи внутри скансена были открыты... Полный список музеев Переяслава есть в википедии и чуть менее полный на официальном сайте, и даже вскользь упомянуть в трёх постах я успел не все из них: ещё есть музей скульптур на улице Котляревского, картинная галерея, музей народного костюма в Михайловском монастыре и музей истории философии где-то при здешнем скансене. И всё же, подводя итог, скажу, что при всём обилии достопримечательностей Переяслав-Х не очень-то цепляет, и каким-нибудь Прилукам или Ромнам по силе впечатления уступает примерно так же, как музейный экспонат - "действующей" вещи.

52.


В следующих двух частях отправимся на Правобережную Киевщину - в огромный город с названием Белая Церковь.

По ссылкам-превью - другие мои посты о скансенах Украины, Молдавии, Беларуси и Литвы.

УКРАИНА и ДОНБАСС-2016
Разорванная карта. Обзор и оглавление.
Две стороны одной войны - см. оглавление.
ДНР и ЛНР - см. оглавление.
Винница, Запорожье, Днепр - см. оглавление.
Киевская Русь
Переяслав-Хмельницкий. Древняя Русь в музее и городе.
Переяслав-Хмельницкий. Город.
Переяслав-Хмельницкий. Скансен.
Прилуки. Густыньский монастырь.
Прилуки. Город.
Нежин. Разное.
Нежин. Старый город.
Белая Церковь. Город.
Белая Церковь. Парк Александрия.
Киев до и после Майдана - посты будут.
Малоросское кольцо - посты будут.

скансен, дорожное, Киевская область, Центральная Украина, Переяслав-Хмельницкий, "Молох", украинцы, этнография, деревянное

Previous post Next post
Up