Днепр(опетровск). Часть 7: от центра на "Южмаш"

Dec 06, 2016 17:13



В прошлой части мы гуляли по центру (с отчётливым еврейским колоритом) ниже проспекта Яворницкого, а в завершение рассказа про Днепропетровск пойдём от проспекта наверх. Маршрут получился, словно ракета, трёхступенчатым: сначала - колоритный парк Глобы у проспекта, затем - ещё один проспект Пушкина как "младший брат" проспекта Яворницкого, и наконец - "Южмаш", некогда завод №1 Советского Союза.

Парк Глобы мы обходили краешком в рассказе о проспекте Яворницкого, увидев тогда на его опушке Русский театр (перестроен из паркового зимнего театра) и роскошные сталинские ворота-пропилеи. Дореволюционные ворота Городского сада выглядели так:

1а.


Лазарь Глоба - это казацкий есаул, землю у которого в конце 18 века выкупили под Казённый сад для задуманной Потёмкиным Южной столицы: выходило, что в первоначальном плане Екатерининский проспект соединял два парка - близ другого его канца начинался парк Шевченко у дворца Потёмкина. Но Потёмкинский сад за последующие десятилетия упадка зарос и превратился в диковатый лес, а вот Казённому саду повезло больше - в 1807-48 годах за ним ухаживал немец-садовник Адам Гуммель, сохранивший сад в приличном виде до возрождения города. Горсад был самым популярным местом отдыха и в дореволюционном Екатеринославе, и в советском Днепропетровске, в 1930-х назывался парком имени Менделя Хатаевича (этот персонаж с лицом рецидивиста напрямую ответственен за голод 1932 года, провозгласив принцип "доставать зерно всеми способами", но сам угодил под репрессии в 1937 году), в послевоенное время - парком Чкалова, а в 1991 году городские власти вспомнили про есаула Глобу, и новое название прижилось - как минимум оно звучное.

2.


Странное дело - вроде парк Глобы размером немногим меньше центрального парка Винницы (около километра в поперечнике), но "на глаз" последний казался огромным, а этот - крошечным. Центр его - озерцо, спущенное сюда в 1880-х годах с первоначального места выше по склону: там с тех пор крупнейший в городе рынок "Озёрка". Прямо озере - впечатляющее здание Летнего театра (1975):

3.


Всё ж таки родина Брежнева архитектурными шедеврами его эпохи не обеделена!

4.


До революции летний театр тут был деревянным и мудрёно резным:

5.


А звёздным часом парка стала, безусловно, Южно-Русская выставка 1910 года, такая разовая дореволюционная ВДНХ, где участвовали Харьковская, Полтавская, Екатеринославская, Херсонская, Таврическая губернии да области Кубанская и Войска Донского. Когда-то я уже писал о проходивших примерно тогда же Сибирской выставке в Омске и Туркестанской в Ташкенте, но всё же локомотивом развития тогдашней империи была именно Новороссия, эта Калифорния царской России, достижения которой и демонстрировались тогда в Екатеринославе.

6.


На кадре выше - общий вид и главный корпус выставки, а ниже - просто всяческие павильоны: выставка была заявлена как "сельскохозйственная, кустарная и промышленная". Больше фотографий есть здесь.

7.


И не из главного ли павильона переделан встречающий в парке вокзал (1949)?

8.


Конечно же, это очередная детская железная дорога, большое наглядное пособие для юных железнодорожников и аттракцион для всех остальных - такие строились по всему СССР, как правило в городах железнодорожных дирекций. Первая ДЖД открылась в 1932 году в Москве, но не проработала и нескольких лет. Следующая появилась в 1935 году в Тбилиси, а в 1936 началось строительство ДЖДшек в Днепропетровске и Красноярске, и здешняя Малая Приднепровская (тогда Малая Сталинская) была закончена раньше буквально на пару недель, став второй из ныне существующих детских железных дорог.

9. 2009


У вокзала в 2009-м стояли странные слепые тепловозы, может быть просто запломбированные от любителей кидаться камнями? Во всяком случае дорога не прекращала работу ни на один сезон, и к тому же действует не только летом (как большинство ДЖД), но и в период зимних каникул. Ухоженный салон вагона:

9а. 2009


По своему устройству она одна из самых простых - кольцевая 2-километровая линия с одной станцией, некоторый колорит которой придают два тоннеля - имени Маяковского на ближней стороне озера и имени Пушкина - на дальней:

10. 2009                                                                                                                                             . 2016


Оба они проходят под насыпью улицы Блаватской (основательница Теософского братсва была родом из Екатеринослава, и я показывал в одной из прошлых частей её дом), пересекающей парк по прямой:

11.


Парк лежит как бы на террасе. Стену дома над ним покрывает жутковатое граффити:

12.


А улица Блаватской сама приводит в тоннель слегка космического вида:

13.


Выше проходит улица Староказацкая, бывшая Комсомольская, по словам местных хорошо сохранившая облик старого Екатеринослава. Но я об этом не знал и просто её пересёк. Параллельно выходу из парка чуть левее кадра выше начинается аллея, на плитах ниже Староказацкой 47 портретов различных людей, имевших отношение к истории города.

14.


Выше по сторонам аллеи пара корпусов областной администрации - слева совершенно унылый позднесоветский, а справа - ещё доревоюционный, построенный в 1904-07 годах как Коммерческое училище имени Николая II. В этом смысле Днепропетровщине повезло - органы власти обитают не в гигантской бетонной коробке, а в красивом доме с историей и наслоением стилей:

15.


У входа - памятник местному подполью времён Великой Отечественной. Вернее, двум подпольям Николая Сташкова и Георгия Савченко, не удивлюсь если друг о друге не знавшим.

15а.


А на опушке Сквера Героев чуть выше администраций - памятник погибшим в совсем другой войне. На Донбассе Днепропетровщина потеряла более 400 человек - это намного больше любой другой области Украины кроме собственно Донецкой и Луганской, и где-то 5% всех жертв войны по официальным данным (по неофициальным погибших куда больше, но пропорция скорее всего та же). 14 июня 2014 года над Луганским аэропортом ополченцы сбили заходивший на посадку военно-транспортный Ил-76: погибли 9 членов экипажа из Мелитополя и 40 солдат опять же из Днепропетровска - это была первая столь массовая потеря той войны, не считая конечно Одесской трагедии. Памятник в Днепропетровске очень скромный, но тем и страшный - просто количество фамилий на плитах...

16.


Длинная лента на заднем плане - конечно же, в память о Небесной сотне. Первым погибшим на майдане (вернее, на улице Грушевского) был так же днепропетровец Сергей Нигоян. В общем, в 2014 было полное ощущение, что Днепр стал городом более украинизированным, чем Львов, но это не так, и например в атаке на Донецкий аэропорт 26 мая 2014 погибли не только 33 россиянина, но и чемпион мира по борьбе из Днепропетровска Николай Леонов. Большинство днепрян, как и везде, пассивно, но готовых умирать за идею (в подавляющем большинстве, конечно же - за украинскую идею) Днепр дал больше любого другого города страны.

17.


Неподалёку в небо смотря ракеты - Парк Ракет с Музеем космической славы открылся осенью 2013 года, за месяц до старта "всех этих событий", и посвящён конечно же "Южмашу" и КБ "Южное":

18.


40-метровый "Циклон-3", запускавшийся в 1977-2009 годах - трёхступенчатая ракета лёгкого класса, способная вывести груз весом до 4 тонн на орбиты от 150 до 1000 километров от Земли. Её предшественница "Циклон-2", также днепропетровской разработки, была самой надёжной ракетой-носителем в истории: из 106 запусков не было ни одного неудачного. 8К99 - это так и не принятая на вооружение межконтинентальная ракета мобильного базирования РТ-20 (создана в 1967 году), а 8К11 - соответственно Р-11 1950-х годов. Ключевая в сегодняшнем рассказе именно последняя: она никогда не производилась на "Южмаше" (её выпускали уральские Златоуст и Воткинск), но по сути дела с неё началось КБ "Южное". Она была первой разработкой под руководством Михаила Янгеля и стала вехой советского ракетостроения благодаря другому составу топлива и устройству двигателя. Своей предшественнице Р-1 эта ракета не уступала по характеристикам, но была в 2,5 раза легче и гораздо надёжнее.
Предполагалось, что днепропетровский Парк Ракет будет постепенно расширяться, но пока что стране и городу явно не до того.

18а.


Аллею продолжает проспект Александра Поля, нашедшего когда-то руды Кривого Рога, но я свернул на "горизонтальный" проспект Пушкина, оказавшийся этаким "младшим братом" проспекта Яворницкого, и тоже с бульваром посредине между трамвайных путей... но всё-таки потише да пообшарпаннее. Трамвай тут вообще довольно хитрый: дело в том, что до революции в городе было две разных систем - частная "бельгийская" и городская, и первой принадлежали пути на Екатерининском проспекте (который теперь Яворницкого), а второй - на Пушкинском. При Советах системы, конечно же, объединили, но две параллельные линии за несколько кварталов друг от друга пережили всё.

19.


Здесь, кстати, проспект Пушкина пересекает третий условно-еврейский квартал вдоль боковой Философской улицы. На кадре выше справа здание синагоги Бейт-Авраам Яаков и иешивы (1897), а на кадре ниже - доходный дом Хоральной синагоги, рента которого видимо шла на её содержание. Они стоят по разные стороны улицы Савченко, на параллельной же Философской сохранились синагоги Мишкан Давид (№7), Бейт-Тфила (№28) и Ойгель-Авраам (№30) да ещё несколько зданий, имеющих отношение к еврейскому прошлому. В фойе "Меноры", в гостинице которой я ночевал, у меня перед глазами были все эти адреса, но на 17-й день пути с утра до вечера без передышки мне просто не хватило сил их воспринять.

20.


Пейзажи Старого Екатеринослава, здесь сохранившиеся куда как лучше, чем в порушенном войной и новостроем приречном районе:

21.


22.


На улице Шмидта, уже знакомой по рассказу о проспкте Яворницкого - старый ликеро-водочный завод. Не металлургией единой:

23.


На той самой Философской Дворец искусств в типовом кинотеатре "Красногвардеец" (1957):

24.


А памятный знак напротив извещает о том, что в 1905 году здесь была расстреляна демонстрация железнодорожных рабочих:

24а.


Барельеф на сталинке:

25а.


Что-то донельзя конструктивистское:

25.


И давший проспекту пережившее не одну смену власти название памятник Пушкину (1901). Поэт провёл в Екатеринославе в 18 дней в 1820 году по дороге в Южную ссылку, увиливал от канцелярской работы у генерала Ивана Инзова (его дом я показывал на проспекте), "толсто троллил" (как сказали бы сейчас) провинциальную общественность на балах, и наконец уехал на Кавказ с генералом Раевским. Не знаю, остались ли какие-то цитаты Пушкина о тогдашнем городе, но разбогатевший Екатеринослав начала ХХ века так нуждался во внимании ярких личностей прошлого...

26.


В конце проспекта Ярмарочный спуск ведёт направо вниз к автовокзалу:

27.


С него видна армянская церковь 1990-х годов. В ней отпевали Сергея Нигояна, а позже переименовали в его честь начинающийся рядом с ней проспект Калинина, ведущий в промышленные глубины.

28.


На другом конце проспекта Пушкина есть улица Херсонская, на которой когда-то стояла мечеть (1911) - в Екатеринославе жило около тысячи мусульман, в основном татар и турок.

28а.


А чуть раньше Ярмарочного спуска и в другую сторону, вдаль от Днепра, от проспекта Пушкина уходит оживлённая Рабочая улица:

29.


За длинным зданием детской железнодорожнрой больницы притаился Благовещенский храм (1896), с момента основания в дереве (1840) и до 1920 года посвещавшийся Александру Невскому:

30.


Он закрывался лишь в 1933-43 годах, однако потерял при Советах самую красивую часть - необычайно массивную колокольню:

31.


А наш путь - дальше по Рабочей улице, одной из нескольких перпендикулярных Днепру магистралей, районы вдоль которых разделяют глубокие балки:

32.


Впереди легендарый "Южмаш", улица упирается прямо в его проходную:

33.


Многоэтажки занимают примерно половину Нижнего посёлка ЮМЗ. Другая половина - сталинки, начинающиеся с ДК Машиностроилеей (1956). Его кажущая в небо скульптура - на заглавном кадре:

34.


...В 1944 году в только-только освобождённом Днепропетровске развернулось строительство нового автомобильно-тракторного завода, и в 1947 году ДАЗ начал выпускать свою первую продукцию - грузовики "Украинец", грузовики-автопогрузчики и военные автомобили-амфибии ДАЗ-485 по мотивам ленд-лизовских DUKW-353. Но в 1951 году автозавод, наклепавший за 4 года более 2000 машин всех типов ВНЕЗАПНО закрыли, переведя производство и специалистов в Москву, а на его днепропетровской площадке начали делать что-то очень секретное: завод как бы просто исчез, даже вместо названия получив лишь №586.

35.


Первыми изделиями завода были ракеты Р-1, Р-2 и Р-5, о недостатках которых уже говорилось выше. Тем временем на Урале осваивался выпуск той самой Р-11 с принципиально новым двигателем, а местные инженеры во главе с Василием Будником по своей инициативе разработали её модификацию повышенной точности. И хотя говорят, что инициатива в СССР была наказуемой, наверху проект заводских энтузиастов признали обоснованным и учредили на заводе конструкторское бюро - знаменитое КБ "Южное", которое и возглавил работавший прежде в нынешнем Королёве (а тогда - с Королёвым) Михаил Янгель, занимавший эту должность до самой смерти в 1971 году. Днепропетровск за это время стал флагманом военного ракетостроения СССР, а о том, как много значила для Советского Союза эта отрасль - можно наверное и не напоминать. Думаю, не будет перувеличением назвать "Южмаш" главным заводом СССР, уж точно первым среди равных.

36.


Вообще, не вполне очевидно, что советский путь в космос начинался именно на Украине: Сергей Королёв был из Житомира, а Янгель хоть и родился в Иркутской губернии, а родители его были с Черниговщины (и фамилия не еврейская и не немецкая, а вполне украинская - то ли от запорожского котла "янга", то ли от "ангела" на полесский манер).

37.


Про сам же "Южмаш" доводилось слышать от днепрян неоднократно, и такое ощущение, что поработать на нём тут успело пол-города. Люди рассказывали про огромную территорию и гигантские корпуса, про секретные комнаты с документами в десятках метров под землёй, про радиацию и ракетное топливо, от которых кто ослеп, кто облысел... Кое-что я цитировал в начале первой части, но подозреваю, что большая часть этих рассказов - своеобразный фольклор, окруживший легендарное предприятие, ставшее от этого даже немного мифическим: ведь от "южмашевца", даже если это уборщица или сторож, ждут историй про секретную бункеры, а проблемы со здоровьем у них могут быть конечно же только под влиянием страшных веществ ракетостроения. На самом деле и топливо, и боеголовки, и даже электроника ракет делались в совсем других местах.

38.


"Южмаш" (частью которого был так же механический завод в Павлограде) выпускал мирные ракеты "Циклон" и "Зенит", большую серию "днепропетровских спутников" и всяческие двигатели да турбины. Вот например в калужском музеем космонавтики созданные в 1967 году "Космос-149" и "Космос-196" - первый занимался дистанционным зондированием Земли, второй сравнивал активности Солнца и атмосферы:

39.


КБ "Южное" создавало спутники и ракеты (например, "Космос"), выпускавшиеся на многих других заводах, но самым известным днепропетровским изделием была, безусловно, Р-36М "Воевода", по западной классификации более известная как SS-18 "Сатана" - мощнейшее серийное оружие в истории человечества. Приводимая в полную боевую готовность за минуту, эта двуступенчатая ракета (34 метра в длину, 211 тонн собственной массы, 7,5 тонн - забрасываемого веса) имела дальность до 16 тысяч километров. Самые тяжёлые (и от того менее дальнобойные - "всего" 11 тысяч километров) её модификации несли или одну боеголовку в 20 мегатонн (это в 1500 раз мощнее, чем в Хиросиме, и больше 1/3 от Царь-бомбы) или 10 боеголовок по 750 килотонн каждая. Одной (!) такой ракетой можно нанести критический ущерб практически любой стране мира, кроме разве что США и Китая, а на вооружении России таких всё ещё полсотни - вполне достаточно, чтобы "весь мир в труху". Фотография "Сатаны" из степного Музея ракетных войск, где отдельным впечатлением стал пугающе приятный на ощупь шелковистый металл стелс-обшивки:

40.


Применялась "Сатана" и в мирных целях - как ракета-носитель "Днепр", запускавшаяся из шахт на Байконуре и маленьком космодроме Ясный в Оренбургской области, переделанном из ракетной базы. Вершиной же космической индустрии "Южмаша" стал "Зенит", который небезызвестный Илон Маск назвал лучшей ракетой-носителем после своего "Фалкона-9". В "Зените", впервые запущенном в 1985 году, советская космонавтика вплотную подошла к тому, что Илон Маск внедрил спустя 30 лет. Например, запускался "Зенит" фактически нажатием кнопки, полный цикл его запуска составлял всего 4 часа, а по окончании можно было сразу начинать следующий. "Зенит" был и первой модульной ракетой: на кадре ниже справа видны две "Энергии" - сверхтяжёлых ракеты 1980-х годов, и их боковые ступени - это ни что иное, как "Зениты", которых можно было установить от 2 ("Энергия-М") до 8 (так и не запущенный "Вулкан", который стал бы мощнейшей ракеой в истории). Более того, в перспективе "Зенит" должен был стать ещё и первой возвращаемой ракетой, но на практике это реализовать не успели. Его вообще не успели довести до ума, поэтому из 85 "зенитных" запусков неудачными оказались 13 - неприемлемо высокий процент.

41. из музея на космодроме Байконур.


С "Зенитом" был неразрывно связан работавший в 1995-2009 годах "Морской старт" - построенный в Норвегии и базировавшийся в калифорнийском порту "Лонг-Бич" плавучий космодром "Одиссей" со сборочно-командным судном. Он выводился на экватор, где благодаря большему радиусу вращения Земли грузоподъёмность "Зенита" достигала 15 тонн (против 13 на Байконуре), что впрочем не помешало проекту с пятью собственниками (среди которых были "Южмаш", наша " Энергия" и американский "Боинг") в итоге обанкротиться. Но чисто украинской ракетой, как это преподносят в СМИ, "Зенит" никогда не был, значительная часть его начинки и двигатели делались в России, и 2014 год поставил на "Зените" крест. Последний его запуск состоялся в декабре 2017 года, возродить проект пытается S7 (российская авиакомпания, пытающаяся выйти на рынок частной космонавтики), а в России на основе "Зенита" разрабатывают новую ракету "Союз-5" ( о ней я писал здесь). На "Южмаше" же основным космическим изделием остались баки для ракет, в том числе американских - по сей день никто не умеет делать их прочнее и легче:

42. из музея в городе Байконур.


Рабочая улица напротив проходной "Южмаша" образует классические сталинские ворота:

43.


Другие проходные завода:

44.


На углу площадки слева от Рабочей - сборочный корпус "Зенита", за которым скрывается собственно КБ "Южное":

45.


Здесь к заводу позднесоветский Верхний посёлок ЮМЗ, который открывает дворец спорта "Метеор" (одна из лучших в городе концертных площадок) и апокалиптического вида скульптура Падающего Метеора (1966):

46.


Директором "Южмаша" в 1986-92 годах был Леонид Кучма, в последствии просидевший в президентском кресле 10 лет (1994-2004), чего не смог повторить пока ни один президент Украины. "Южмаш" после распада СССР стал целиком гражданским заводом - ведь ядерное оружие с Украины и вывели (и не просто так - всё это была единая система с "мозговым центром" в Москве, отрывать от которой 3-й по величине в мире ядерный арсенал было чревато ЧП глобального масштаба), а размещать военные заказы на заводах страны, заигрывающей с "вероятным противником", России точно не с руки. На базе "Сатаны" была создана космическая ракета "Днепр", и в общем днепропетровские ракеты и спутники исправно улетали в небо с уже казахстанского Байконура, а постепенно завод и КБ стали осваивать производство ступеней для европейских и американских ракет типа "Антареса". Кроме того, "Южмаш" потянулся к своей "заявленной" специализации, освоив выпуск тракторов, автобусов и троллейбусов, лучше всего из которых прижились последние, курсирующие теперь по многим городам Украины. Но всё же в первую очередь ЮМЗ зависел от российской космической программы, и всё перечисленное выше хотя и не даёт ему загнуться окончательно, а полноценного существования тоже не обеспечивает. За 2016-й год у меня данных нет (вроде бы с тех пор там дела пошли лучше), а в 2015 году завод работал по 3-дневной неделе, его выручка упала на 80%, а многие линии полностью остановились. Вид у "Южмаша" конечно лучше, чем у судозаводов Николаева, но всё-таки весьма печален - это мрачное ощущение огромной, но не нужной мощи...

47.


И сравнивая Винницу, Запорожье и Днепропетровск, я не могу отделаться от мысли, что чисто экономически Западу и Востоку Украины просто выгоднее разные пути. В Виннице "на глаз" всё хорошо, а во Львове, думается, ещё лучше - встреченные мной летом на Памире молодыне львовяне были в восторге от изменений последних лет в своём городе, где стало в разы больше туристов со всего света и в разы богаче культурно-событийная жизнь. На Востоке - надрыв и чувство "тонущего корабля", из которого раздаются лишь редкие оптимистичные голоса патриотов, да и те о том, что надо только чуть-чуть подождать. Ещё с 2011 года меня не покидает мысль, что на глубинном уровне конфликт Украины - не национальный и даже не идейный, а классовый: противоречие двух не понятных друг другу образов жизни. С одной стороны - "труженник-собственник", эволюционировавший из вольного крестьянина в фермера, мелкого предпринимателя, гастрбайтера, фрилансера; с другой - пролетарий, колхозник, служащий, словом "винтик системы" на одной из ступеней карьерной лестницы. Разумеется, эти сущности не имеют чисто географической привязки: в Западной Украине хватает своих заводов и работяг, в Восточной - своего бизнеса и фриланса, не говоря уж про интеллигенцию и богему крупных городов. Разумеется, и сами идеи не на сто процентов коррелируют с профессией: работяга может быть "всеми руками и сердцем" за евроинтеграцию, а бизнесмен в 2014-м мог "ждать прихода русского мира", но так получилось, что "ядра" обеих пронизывающих всю страну концепций разнесены по Востоку и Западу. И "условным западенцам" до России дела нет, их будущее - работа или заказы, карьера или эмиграция -  связано с Европой, их заработки - в валюте, а значит от падения гривны они лишь богатеют, и пока вся страна затаив дыхание ждёт безвиза, Бурштынскую ГРЭС под Ивано-Франковском давно уже приняли в Евросоюз как часть его энергосистем. "Условные схидняки" же зависят в первую очередь от рынков сбыта той продукции, что производят их предприятия, от поставок энергоносителей и работы смежников, и так повелось с советских времён, что всё это было в России, причём чем технологичнее производство - тем с Северным соседом оно теснее было связано: если металлургическому комплексу (включая уголь) российские металлурги скорее конкуренты, то "Южмаш" работал в первую очередь на "Роскомос", запорожский "Мотор-Сич" - в первую очередь на "Вертолёты России", а николаевские верфи - на ВМФ СССР. В Западной Украине, рискну предположить, после 2014 года действительно стало больше возможностей заработать, и люди, работающие с Европой, от происходящего скорее всего как минимум не проиграли. Экономика Востока же получила очередной удар: при Ющенко для здешней индустрии подорожал в разы российский газ, а теперь она лишилась ещё и российских заказов и совместных проектов. И хотя, конечно же, не все в Западной Украине работают за валюту, и не все на Юго-Востоке вкалывают на заводах, и то и другое тянет за собой материальное благополучие всего региона.

48. бесконечный забор "Южмаша"


Но обиднее всего здесь то, что сам по себе выбор одного из двух - искусственный и субъективный. Чем завязанный на Россию машиностроительный завод мешал айтишнику в том же городе обслуживать заказы хоть из "Кремниевой долины", а галичанину на другом конце страны зазывать европейских туристов в только что им открытую кнайпу? "Дружить с Европой и дистанцироваться от России" с "отказом от ненужной грязной индустрии, построенной русскими, чтоб заселить Украину своим генетическим мусором" половину страны побуждала чистая эстетика да память об умерших по вине советской власти предках. Олигархические кланы и их президенты-ставленники раскачивали противоречия в борьбе за голоса избирателей, перед каждыми выборами разбивая страну на два лагеря, а манящий Запад предлагал Украине выбор  "быть со всем миром или с одной страной" (эту фразу приписывают Джону Керри). "У нас нет выхода к морю, но наши моря - Китай и Россия" - в то же самое время говорил премьер-министр Казахстана, страны на момент своего возникновения гораздо более сложной и многоукладной, но сумевшей обрести за годы независимости цельность и стабильный рост. По совести, Украине нужен был в 1990-2000-х сильный лидер, внутри страны сдержававший бы геополитических эстетов, а снаружи заставивший бы с собой считаться и Запад, и Восток - ведь подобные лидеры были и во вполне европейских странах типа Финляндии. Сильная страна всем партнёр, слабая страна всем придаток. Но "условные западенцы" больше зависят от близости к европейскому рынку, чем от силы и слабости своей страны, в то время как "условный Юго-Восток" - часть сильной страны, база для преумножения её силы, но в слабой стране обречённый на деградацию.

49. Вид на "Южмаш" с Запорожской трассы:


Но рассказ об Украине, сонной глубинке центральных областей, я продолжу уже в 2017 году. А до нового года перенесёмся в солнечный Узбекистан.

По ссылкам-превью мои посты из Поднепровья 2009 года - чтобы не потерялись.

УКРАИНА и ДОНБАСС-2016
Разорванная карта. Обзор и оглавление.
Две стороны одной войны - см. оглавление.
ДНР и ЛНР - см. оглавление.
Большие города Украины
Винница. Левый берег Буга.
Винница. Муры и Иерусалимки.
Винница. Соборная улица.
Винница. Вервольф.
Винница. Пирогово (2010).
Запорожье. Хортица (2009)
Запорожье. Колонии меннонитов.
Запорожье. Старый Александровск.
Запорожье. Проспект.
Запорожье. Соцгород и ДнепроГЭС.
Днепр(опетровск). Общий колорит.
Днепр(опетровск). Вокзал, метро, завод Петровского.
Днепр(опетровск). Проспект Яворницкого.
Днепр(опетровск). Парк Шевченко и конец Проспекта.
Днепр(опетровск). Набережная и Левый берег.
Днепр(опетровск). Центр ниже Проспекта.
Днепр(опетровск). От центра на Южмаш.
Киев до и после Майдана - посты будут.
Малоросское кольцо - посты будут.

Днепропетровская область, Космос, "Атомная быль", Новороссия, дорожное, "Черта оседлости", Днепр(опетровск), транспорт, злободневное, ДЖД, индустриальный гигант, Юго-Восточная Украина

Previous post Next post
Up