О скитаниях вечных и о Москве. Возрождённый "Космос".

Jun 18, 2018 22:29



Место, о котором пойдёт речь сегодня, абсолютно общедоступно, но его можно назвать Храмом Космонавтики точно так же, как и грандиозный демзал "Энергии" из прошлой части. Там - святая святых для великих таинств, а здесь - пантеон для народа. Но самое интересное среди его свойств другое: в "музейной" главе своего космического цикла я не написал об этом музее просто потому, что тогда его ещё не было. Павильон "Авиация и космонавтика" на ВДНХ открылся 12 апреля 2018 года, или вернее - был восстановлен после разорения 1990-х. Как сказал бы топоблоггер, "давайте посмотрим, что получилось?".

Все, кто бывал на московской Выставке Достижений Народного Хозяйства (см. здесь), конечно же помнят Ракету - на неё, как на Адмиралтейскую иглу в Петербурге, замкнут весь план выставочного квартала, в свою очередь представляющий собой один из главных заповедников советской архитектуры, коллекцией весьма нестандартных её образцов. Ракета (см. здесь) - это макет гагаринского "Востока" в натуральную величину, а вокруг неё пристроились ещё пара самолётов и вертолёт, в совокупности - круглая площадь Промышленности:

2.


Её ансамбль начал создаваться в конце 1930-х годов, и на месте ракеты первоначально стоял памятник Сталину. За спиной которого в 1938-39 годах был сооружён огромный эллинг наподобие вокзального дебаркадера - павильон №32 "Механизация".

3.


В 1954-56 годах эллинг прирос фасадом и куполом в стиле "высокого сталианса". Название его в период реконструкции расширилось до "Механизация и электрификация сельского хозяйства", а вскоре после открытия самый роскошный из отраслевых павильонов Выставки вместил и самую важную отрасль - "Машиностроение":

4.


Его оформление - с тех ещё времен, сугубо докосмических:

5.


Но мы ещё не раз увидим, сколь органично оно сочетается с космосом.

6.


Интересно, что если на башнях сюжеты явно машиностроительные (ведь и металлургия, и гидроэнергетика с нижних барельефов не проживут без машин), то в арке - скорее ещё сельскохозяйственные... или просто отражающие изобилие "воображаемого идеального СССР":

7.


В 1961-63 годах павильон №32 перепрофилировали в "Градостроительство", затем он вновь был отдан машиностроению, однако на Выставку Достижений Народного Хозяйства всё насущнее напрашивалось главное из этих достижений - покорение Космоса. Видимо, ещё несколько лет в умах советского руководства продолжалась столь знакомая борьба пресс-службы со службой безопасности, и наконец гордость за свои победы робко-робко взяла верх над шпиономанией: в 1967 году, к 10-летию запуска Первого Спутника, на ВДНХ был создан новый павильон "Космос". Формально ему отдали не всё здание, а только эллинг - купол был выделен в отдельный павильон №34 "Машиностроение". Однако видимо не случайно головной институт космонавтики называет Центральный НИИ Машиностроения, а Министерство общего машиностроения курировало отрасль - по факту космическая экспозиция заняла всё огромное здание:

8.


На старых фотографиях с Pastvu хорошо видно, что она была вполне достойна лучших современных космических музеев. Я сходу узнаю некоторые спутники - справа четырёхкрылый "Прогноз", слева тяжёлый бело-зелёный "Протон", давший название нашей главной грузовой ракете, а вот что за пара тонких, как копья, ракет справа - я точно не знаю, скорее всего что-нибудь геофизическое. Ну а гвоздём экспозиции были висевшие под куполом состыкованные "Союз-Аполлон" в натуральную величину, и никто здесь не стыдился ни американского флага, ни того, что корабль капиталистов вдвое больше.

8а.


Ну а потом рукопожатие через океан таки случилось, и новое время пришло прямо в этот павильон. В 1991 году среди космических аппаратов прошёл рейв-фестиваль "Гагарин-пати", ну а новым главным достижением народного хозяйства стала свобода мелкой торговли. Она и экспонировалась почти 30 лет в павильонах ВДНХ, и я помню, как в одном из них несколько лет назад покупал себе фотоаппарат. Яблони на Марсе не зацвели, зато павильон "Космос" стал сельскохозяйственным рынком - с начала 1990-х в нём торговали рассадой и огородным инвентарём. При этом целенаправленного демонтажа экспозиции не проводилось, поначалу ларьки стояли прямо среди спутников и ракет, и какие-то экспонаты (как например "Союз-Аполлон", теперь висящий в музее РКК "Энергия") успели спасти предприятия отрасли, но большая их часть канула в небытие. Разрушились и стеклянные своды купола и эллинга, и в общем хотя в детстве я часто гулял на ВДНХ с отцом, сюда мы не заходили ни разу.

9. из википедии


Впервые торговцев из Храма Космонавтики погнали в 2014 году, но тогда в нём разместилась лишь временная выставка "Механика чуда", посвящённая различным машинам для спецэффектов с церемонии открытия Сочинской Олимпиады. О возрождении "Космоса" всерьёз задумались позже: в 2016 году павильон закрылся на реконструкцию, и с 2017 года под его сводами вновь начали появляться ракеты, спутники и космические корабли. В создании новой экспозиции активно участвовали профильные заводы - так, например, на люберецкую "Звезду" я довольно долго не мог дозвониться из-за того, что начальница пресс-службы уезжала сюда курировать монтаж экспонатов - весьма, как оказалось, малочисленных. Что-то предприятия изготовили специально для Павильона, что-то - пожертвовали из своих ведомственных музеев, и лишь войдя в ворота, я увидел знакомый обгоревший шарик. Это подлинная спускаемая капсула Юрия Гагарина, на которой он 12 апреля спустился к полям под Саратовом. Подробнее я уже показывал её в музее РКК "Энергия", и сюда завод её отдал временно - я был в павильоне в конце апреля, и не знаю, стоит ли она здесь ещё, или уже вернулась в свой "дом" за проходную.

10.


Вход в павильон довольно дорог (рублей 500), билет удобно купить в интернете и, распечатав, пройти турникет по его штрих-коду. Фойе в "высоком сталинском стиле" отделено ширмой от основного зала, и по бокам его - ещё пара "промышленных" барельефов, в облике которых есть, однако, что-то неуловимо космическое:

11.


Одна из "фишек" музеев космонавтики как жанра - это единое пространство: что в Калуге, что в "старом" музее на ВДНХ (который под ракетой), что в большинстве ведомственных музеев. Павильон "Космос" тут не исключение, и экспозиции его плавно перетекают одна в другую - в центральном зале, на двух его лоджиях и под куполом. Формально, кстати, павильон называется "Авиация и космонавтика", но при чём здесь авиация, я так и не понял - даже под потолком ведь не дирижабль и самолёт, а ракета Константина Циолковского и "марсианский корабль" Фридриха Цандера. Под ними - вполне стандартный набор ракет 1920-30-х годов, по современным меркам скорее ракетомоделей, и в других местах я не видел разве что довольно крупную по меркам тех лет Р-05 справа:

12.


Но скорость набирается быстро. На ближайших витринах - уже приборы космических кораблей и экипировка их пилотов "времени первых". Спорное решение - каждую витрину снабдить выдвижными ящиками с подсветкой, в большинстве из которых лежат документы и фотографии, но в некоторых - и вполне объёмные вещи, при том что вне ящиков место явно ещё далеко не исчерпано. А вот главным недостатком возрождённого "Космоса" я бы назвал крайне малоинформативные таблички - большинство из них содержат примерно такой набор сведений: "Ракета такая-то. Масштаб 1:10. Из коллекции Политеха" - ни подробностей, ни дат, и даже QR-кода не прилагается. Впрочем, не удивлюсь, если за полтора месяца здесь успели что-то исправить:

13.


По соотношению типичных экспонатов с уникальными павильон "Космос" где-то на уровне главных музеев космонавтики вроде калужского или того, который под монументов-"ракетой" в 2 километрах отсюда, да и по размеру с ними сопоставим - чуть больше первого, чуть меньше второго. Вот например макет "Спутника-2" и приборный контейнер первой советской геофизичской ракеты В-1А, созданной в 1949 году на базе Р-1, которая в свою очередь была советской репликой "Фау-2". Без первого редкий музей обходится, а вот вторая представлен только здесь:

14.


Но главная "фишка" павильона "Космос" - это БОЛЬШИЕ. Просторный зал позволил разместить здесь немало космической техники в натуральную величину, так что и лучшие виды открываются не с пола, а с лоджий. На правой лоджии - макеты космодромов:

15.


На кадре выше - старт "Союза" на космодроме Куру в далёкой Французской Гвине. Построенный в 1965-68 годах, это "домашний" космодром Европейского космического агентства, откуда запускаются тяжёлые французские ракеты "Ариан", лёгкие "Веги", а в 2007-11 годах там же был построен комплекс для "Союза". Благодаря близости экватора и соответственно большей угловой скорости Земли, помогающей ракете, как гигантская праща, запущенный с Куру "Союз" почти на треть мощнее запущенного с Байконура. Ещё тут есть макеты Байконура и Восточного (Плесецк же вниманием обделили), и отдельно - "кузнечики", гигантская платформа для вывоза сверхтяжёлой "Энергии" на стартовый комплекс.

16.


Под лоджиями - в основном всякие сувенирные киоски да интерактивные экспозиции для детей, а на лоджиях кое-где - отдельные круглые зальчики, для экспонатов, которым требуется обособленное освещение. За макетами космодромов идут макеты ракет - вот например вся большая семья"семёрки" (то есть ракеты Р-7), созданной Сергеем Королёвым и Дмитрием Козловым ещё в середине 1950-х годов. С тех пор эта ракета, выпускаемая в Самаре пережила более 1800 запусков в десятке разных модификаций от "Спутника" до "Союза-ФГ". Ракеты настоящего и прошлого на этой витрине - серые, а вот белый - это "Союз-5", или "Проект Феникс". К "Союзам", откровенно говоря, она не имеет особого отношения, и создаётся на базе днепропетровского "Зенита" - хоть и не доведённой до ума, но самой совершенной ракеты ХХ века. Здесь - та же моноблочная схема (нет боковых ступеней), модульность (эти ракеты смогут сами быть ступенями для сверхтяжёлой ракеты) и потенциальная возвращаемость, изрядная грузоподъёмность (17 тонн против 8 у классических "Союзов"), а будущий космический корабль "Федерация" под "Союз-5" я уже показывал в прошлой части. С перспективами же всё, как у нас водится, зыбко:

17.


Сам "Зенит" здесь представлен вместе с "Энергией", которой служил боковой ступенью. Два "Зенита" у толстого "тела" - это "Энергия-М", примерным аналогом которой стал "Falcon Heavy", четыре "Зенита" - стандартная "Энергия" грузоподъёмностью 120 тонн, в 1987 и 1988 годах выводившая в космос лазерный спутник "Полюс" и "Буран", ну а 8 "Зенитов" - это уже "Вулкан", который мог бы стать самой мощной ракетой в истории. И хотя "Полюс" сошёл с орбиты, сама ракета отработала с ним идеально. Но о печальной судьбе "Энергии", которая пала жертвой развала всесоюзной кооперации и схлопывания бюджетов, я уже рассказывал в прошлой части.

18.


Грузовые ракеты "на высококипящих компонентах топлива" - по умолчанию это окислитель амил и горючее гептил, или несимметричный демитилгидразин, жуткая отрава, однако дешёвая в изготовлении, хранящаяся долго, а горящая жарко. В основном это ракеты Владимира Челомея из Реутова - справа Ур-500 и созданный на её базе "Протон", слева модифицированный из лёгкой Ур-100 "Рокот", а между ними ещё и лёгкий "Космос" - творение уже не Челомея, а Михаила Янгеля из Днепропетровска, самая массовая отечественная ракета после "Союзов". Время этих ракет ушло: в последние годы "Протон" более всего известен тем, что проиграл борьбу за рынок ракетам Илона Маска.

19.


Перспективное семейство ракет на замену "Протонам" и "Космосам" - модульная "Ангара", грузоподъёмность которой в разных комбинациях ступеней может варьироваться от лёгкой до почти-сверхтяжёлой (37 тонн), а топливом её будет куда более безопасный керосин. Производство "Ангары" сначала планировалось развернуть на московском Центре Хруничева (где пока ещё делают "Протоны"), затем, в связи с планами продать его площадку - перевести в Омск, ну а любимое занятие околокосмической тусовки - спорить о целесообразности "Ангары" в сравнении с заморским "Фальконом" и советским "Протоном".

20.


Над ракетами и космодромами висят карты космических объектов России в целом и отдельных городов - Москвы, Самары, Красноярска, Омска. Я объехал почти всю эту карту, кроме большинства космодромов (Плесецк, Восточный, Капустин Яр, Ясный) и Твери, которая на самом деле тоже крупный центр космического приборостроения.

21.


Помимо макетов на правой лоджии - всякие приборы, скафандры и снаряжение космонавтов. Или - образцы испытаний, как например конструктивно-подобный макет "Луны-21" (посадочная платформа "Лунохода-2") или побитые в аэродинамических трубах да температурных стендах образцы материалов:

22.


И если на кадрах выше вещи, для музеев космонавтики вполне типичные, то на кадре ниже - эксклюзив: приборы из ведомственного музея реутовского НПО Машиностроения, то есть бывшего КБ Челомея. Дело в том, что на космос оно сейчас почти не работает, сосредоточившись на военных ракетах (в первую очередь крылатых, а также новомодных гиперзвуковых). Поэтому его музей с демзалом - едва ли не самый труднодоступный из заслуживающих посещения. Но вот кое-что оттуда - здесь, правда без полноценных подписей:

23.


23а.


В том числе - пожалуй, самое интересное изделие КБ Челомея: военная орбитальная станция "Алмаз", ближайший родич знаменитых "Салютов", первых долговременных орбитальных станций, запускавшихся СССР с 1971 года. Но если "Салют" служил научным целям, то растворённый в их череде "Алмаз" был фактически обитаемым спутником разведки, который в случае ЧЕГО мог стать орбитальным командным пунктом. Фактически "Алмазами" были "Салюты" №2, 3 и 5, причём "Салют-3" (1975) был ещё и первым в истории боевым космическим кораблём - на нём стояла автопушка, модифицированная для стрельбы в вакууме и даже сделавшая несколько экспериментальных выстрелов при сходе с орбиты. К "Алмазам" прилагался одноимённый "транспортный корабль снабжения" - вот эта странная "бутылка" на переднем плане ни что иное, как его спускаемый бытовой отсек. Впервые запущенный в 1975 году "Протоном", 21-тонный ТКС мог возвращать на Землю до полутонны грузов, а сам его бытовой отсек стал первым в истории многоразовым космическим аппаратом, рассчитанным на 10 полётов. Но увы, у "Энергии" лобби было сильнее, да и "Протон" демонстрировал недостаточную надёжность, поэтому несколько полётов до 1987 года ТКС совершил в беспилотном режиме, как большой космический грузовик. В "старом" музее на ВДНХ есть подлинный ТКС, а вот для Павильона НПОмаш изготовил специальные макеты двух Челомеевских детищ. Конкурентоспособнее всех же оказался "Союз" из Королёва, и его маленькая капсула, явно бывавшая в космосе, здесь же лежит по соседству:

24.


Рядышком - чуть более ранняя эпоха "лунной гонки", проигранной не в последнюю очередь из-за конфликта конструкторов. Поближе - УР-700, ещё один невоплощённый проект Челомея, для 1960-х годов по меньшей мере революционный. Во-первых, за 20 лет до "Энергии" и за полвека до наработок SpaceX она проектировалась по модульной схеме - пучок её боковых ступеней был несколькими Ур-100. Во-вторых, одной из "фишек" Челомея была работа с экстремально токсичным топливом: его ракеты любили гептил, но с Ур-700 он пошёл ещё дальше. Если американский "Сатурн-5" использовал в качестве горючего и окислителя жидкие водород и кислород, то Челомей решил окислять водородное топливо фтором - газом столь агрессивным, что при контакте с ним горит даже вода. Фторо-водородный двигатель - потенциально самый мощный, но вместе с тем и очень опасный, однако при в полтора раза меньшем размере (длина 79 метров) и чёрт знает во сколько раз меньшей стоимости Ур-700 выходила чуть мощнее "Сатурна". К 1965 глду фторовый двигатель сочли слишком опасным, да и поддержка властей при Брежневе вернулась от Челомея к Королёву, и УР-700 быть хотя бы построенной и испытанной оказалось не суждено. Поэтому за ней - Н1, лунная ракета Сергея Королёва и Николая Кузнецова, в которой было 105 метров длины и всего 70 тонн грузоподъёмности. Правее - и сами её двигатели НК-33: при создании Н1 Королёв ещё и насмерть поссорился с главным двигателистом Валентином Глушко, и эти моторы создавал Николай Кузнецов, более известный двигателями для реактивных самолётов и военных ракет. И сами двигатели оказались хороши, да только было их в одной лишь первой ступени 24 штуки. Тогдашняя электроника не позволяла их синхронизировать - и потому все 4 запуска Н1 кончились грандиозными взрывами.

25.


Победил же всех в итоге Глушко, в 1974 году возглавивший бывшее КБ Королёва и к середине 1980-х создавший "Энергию" - шедевр ракетостроения СССР. Здесь, как и в прошлой части, её двигатель РД-170 от химкинского завода "Энергомаш", мощнейший в истории человечества:

26.


Он, впрочем, стоит по другую сторону станции "Мир", делящей эллинг павильона практически надвое. "Миры" я видел в нескольких музеях - в Калуге, в "старом" ВДНХ, в "Энергии", но только - её центральный жилой модуль. Здесь станция "Мир" представлена не во всей полноте, но по крайней мере на 3/4, однако внутрь неё зайти по крайней мере в конце апреля возможности не было. Впрочем, как и в случае с "Салютом" из прошлой части, рассказ о "Мире" я оставлю на отдельный пост о Домах-на-орбите:

27.


Левая лоджия посвящена межпланетной космонавтике, стенды и шарики-"залы" повествуют о разных планетах Солнечной системы, а над лестницей висит макет ядра кометы Чурюмова-Герасименко, на которую недавно садился европейский зонд "Филы".

28а.


Межпланетный отдел Павильона - пожалуй, самый слабый. Скромная коллекция реплик межпланетных станций типа "Марса-5" (1973):

28.


Или неотправленного "Лунохода-3" (тут см. пост про Химки, где все эти аппараты делались):

29.


Да макет проекта лунной базы, в котором есть что-то как от орбитальных, так и от полярных станций. А что? Слышал, что санно-тракторные поезда Крайнего Севера и Антарктиды разрабатывались именно для лунных условий:

30.


Но самый ценный экспонат едва ли не всего Павильона - вот. Это 55 лунного грунта-реголита, доставленные в 1972 году автоматической станцией "Луна-20". Шарик, в котором он прилетел на Землю, я также показывал в Химках, ну а сам реголит... В Калуге и в "старом" музее на ВДНХ тоже есть лунный грунт - однако по десятку песчинок под лупой, здесь же это полноценная горсть серой пыли. И легко представить, как она разлеталась бы на фоне чёрного неба под сапогом космонавта в скафандре "Кречет", одиноко бродившего по Луне, пока единственный напарник ждал его на лунной орбите...

30а.


По другую сторону "Мира" на левой лоджии, в отдельном шарике - о космических технологиях на Земле. Сублимированные продукты, очистка питьевой воды, инструменты на аккумуляторах - множество вещей вошло в наш быт из быта космонавтов и астронавтов. А вот тефлон, молнии и липучки были изобретены раньше, но именно космонавтика ввела их в широкий обиход:

31а.


В конце левой лоджии - ещё немного материалов и приборов:

31.


Например, передатчик "Коспас" для поиска космонавта в случае его посадки в нештатном месте:

32.


А между "приборных отсеков" на двух лоджиях - ещё один космический пласт: ракетопланы. То есть многоразовые космические корабли, взлетавшие как ракета и садившиеся как самолёт. Как например американский "Шаттл" или наш "Буран", представленный здесь лишь уменьшенным макетом на спине "Атланта", которого я, кстати, издали видел в Жуковском:

33.


Там же, в Жуковском, я уже показывал "БОР-4" - "беспилотный орбитальный ракетоплан", прототип "Бурана" размером с легковой автомобиль. Только у батюшки Николая из храма Святого Пантелеймона "БОР" ошкуренный, но зато реально летавший в космос, а здесь - целый, но макет.

34.


А вот чего в других музеях не увидеть - это МАКС. Так называется авиасалон в том же Жуковском, но речь в данном случае не про него: "многоцелевой авиационно-космический комплекс" разрабатывал в 1980-х годах дворянин-технократ Глеб Лозино-Лозинский параллельно с "Бураном". МАКС с мощным одноразовым топливным баком, как у "Шаттла", должен был стартовать не с ракеты-носителя, а с тяжёлого самолёта типа "Атланта" или "Мрии". Но власть отдала предпочтение "Бурану", а от МАКСа здесь представлено лишь оперение и уникальный трёхкомпонентный (!) двигатель РД-701, где в качестве окислителя использовался жидкий кислород, а в качестве горючего - и керосин, и водород, подававшиеся в разных пропорциях по ситуации.

35.


Под "Миром" и "Алмазом" и среди ракетопланов - ещё одна коллекция макетов (например, маленькие "Союз-Аполлон") и приборов:

36.


На кадре №13 была приборная паннель "Востока", а вот такая она у "Союзов":

37.


А этот пульт - от систем орбитальной станции:

38.


Двигатель мягкой посадки "Союза", которому обязан своим появлением НИИ Робототехники в Петербурге:

38а.


И многое другое. Экспонатов в Павильоне всё же меньше, чем в Музее, однако если Музей даёт исчерпывающее описание космической отрасли, то Павильон - скорее яркий её пунктир, дающие общие очертания и интерес.

39.


Но при этом некоторые направления космонавтики тут не представлены вообще - например, ракетные двигатели выше первой ступени и разгонные блоки открытого космоса.

40.


В конце эллинга на левой лоджии и в центральном зале - внушительная коллекция спутников. Причём не исторических, как в Калуге или "старом" музее, а в основном вполне современных. Вот например спутники дистанционного зондирования Земли - слева направо российско-британский "Канопус-В" (1:2), "Ионосфера" (1:2) и гидрологический "Метеор-В" (1:5). Первый был запущен в 2012-м году, последний готовят на 2021-й:

41.


В конце эллинга - целое ожерелье спутников связи, в основном с Завода Решетнёва в Сибири. Справа налево "Экспресс-1000" (1994, один из первых в России негерметичный спутник с устойчивой к космическим условиям электроникой), советские "Прогноз" и "Молния", современный "Глонасс-М" и "Экпресс-АМ" (2005).

42.


"Глонасс-М" и "Экспресс-АМ" поближе:

43.


А это что за спутники уже практически под куполом - я так и не нашёл табличек:

44.


Спутники связи Россия делает на мировом уровне, а вот по спутникам зондирования - отстаёт, в первую очередь из-за недостаточно защищённой и компактной электроники. Но количество космических запусков во всём мире неуклонно уменьшается потому, что с каждым поколением спутники делаются всё компактнее и долговечнее, современные кубсаты (наноспутники) по размеру могут быть не крупнее смартфона. И раньше ракета выводила один спутник, который прослужит год, теперь - десяток со сроком службы в десять лет у каждого.

45.


Но как тут не вспомнить известное наблюдение: фантасты не предвидели интернета и мобильных телефонов, но предрекали, что в 2000-х годах мы будем летать к другим звёздам рейсовым транспортом. Фантасты были романтики, а жизнь взяла своё. Люди посылают технику в космос, чтобы смотреть из него на Землю. Но всё же подиум под куполом наполнен романтикой футурологии:

46.


Под куполом пустовато, хотя при желании здесь можно было разместить ещё столько же, сколько в эллинге, да и ракету поставить в полный рост:

47.


Сталинские интерьеры с силуэтами заводов и гербами ССРов удивительно органично смотрятся среди космических экспонатов. Потому что советская власть начиналась с Великой Мечты, и сквозь кровь, пот и слёзы коллективизации и индустриализации, сквозь отчаяние голода, подлость репрессий, ужас войны, "по колючему пунктиру, по глазам вождей, там наруже мёртвой стужей по слезам дождей" советский человек таки прорвался к звёздам.

48.


А над всем этим мерно крутится Земля, напоминая о том, что мы все - её экипаж:

49.


В целом, я бы сказал, новый Павильон "Космос" удался. Наряду с Музеями космонавтики в Калуге и Москве и ведомственным музеем и демзалом "Энергии" он один из самых интересных, и определённо - с большим отрывом самый зрелищный. Таблички поменять - дурацкое дело нехитрое в сравнении с той работой, которая уже была сделана. Так что могу смело рекомендовать новинку к посещению.
Напоследок - "Буран", стоящий по соседству с 2014 года. Я уже писал о нём подробнее, а вот так он выглядит без снега:

50.


В следующей части заглянем в ещё один музей, который прежде я несправедливо обделил своим вниманием - в Монино.

Моя космическая программа. Оглавление.

Космос, Москва, дорожное

Previous post Next post
Up