Как я нашёл нефть

Aug 03, 2016 18:44



Вчера поздно вечером я вернулся из очередного путешествия по Северу и Уралу - вообще, проехав по тем краям, прочувствовав их логистику и внутренние связи, хорошо понимаешь, почему Тюменскую область с автономными округами включили именно в Уральский, а не Сибирский ФО. Бутылочку нефти, о которой писал недавно, благополучно довёз, просто сдав в багаж. И в целом поездка, которая замышлялась как "проходная", вышла одной из самых интересных и сложных, с взятием новых уровней заброски в глухие места. Ну а главной фишкой что северной, что уральской частей, их лейтмотивом, оказался необычный транспорт:
- вертолёт
- моторная лодка
- колёсный вездеход
- узкоколейка с плацкартными вгонами
- "бешеные табуретки"
...Но обо всём по порядку.

Шаттл в Домодедово оснащён бегущей строкой с названием города - словно повезёт не на трап самолёта, а прямиком туда:

2.


Новый Уренгой встретил меня густым смогом от лесных пожаров - ещё не как в Москве-2010, но на уровне Москвы-2002. О первых уренгойских впечатлениях я писал в весточке " Знойный Север". Ночевал в уже проверенной квартире у азербайджанца Арыса, деля её с вахтовиками, отбывавшими в Сабетту. И если зимний Уренгой мне просто не очень-то понравился, то летний не понравился резко - те же многоэтажки на бескрайних пустырях, где мелкий летучей песок перемешан с мусором. Парадоксальным образом это один из богатейших, но и один из самых неуютных городов России.

3.


Но и был Уренгой для меня в этот раз, как и для большинства в него прибывающих, лишь перевалочной базой. Лететь на вертолёте, скажем прямо, неприятно - то ли качка, то ли мелкая вибрация, то ли адский шум, но от перелёта я оба раза отходил буквально весь день.

4.


Зато летит он невысоко, и виды с него в общем-то примерно как с небоскрёба - далеко видать, но глазу доступны детали. В тайге бушевали пожары:

5.


Вертолёт привёз меня в посёлок Красноселькуп на широкой, медленной и очень чистой реке Таз. Здесь даже в посёлке заедают мошки, от лесных пожаров стоял такой запах, что порой мне казалось, будто горит дом, но в общем Красноселькуп мне понравился - ухоженный, спокойный и какой-то очень гармоничный.

6.


Надо сказать, мне страшно повезло в том, что в начале июня на Лесном сходе АВП я повстречал человека из Красноселькупа родом. Он нашёл мне ночлег - я жил в его опустевшем доме; он познакомил меня с местными - милиционером-казаком Сергеем и руководителем турклуба Пашей, и эти люди натурально взяли меня под опеку. Отпускать меня в лес одного они не стали - там, дескать, и заблудиться можно, и медведи ходят, тем более от пожара они злые и ходят как раз у реки. Вместе с Пашей и его семьёй на моторной лодке мы отправились вниз по Тазу мимо пожаров:

7.


Для Паши, его супурги и сына эта поездка была пикником, да и для меня тоже - вот уж не подумал бы, что из Москвы поеду купаться на Крайний Север, но вода в Тазу оказалась тёплой и очень чистой, так что купаясь в ней, можно было её же и пить - вкус как из колодца. Бывшая станция Долгий с седьмое десятилетие как спящими в тайге паровозами находится почти у реки, но есть ещё руины посёлка Долгий за впадающей речкой, и есть уходящая в лес колея, о которой никто толком не знает, где она заканчивается. Более того, в самом начале этой колеи есть разрыв, и вот тут-то и кроется засада: идти по ней, не теря ориентиров, можно хоть до самого конца; вероятность встречи с медведем есть - но не то чтобы очень велика, однако я понял, что сам преодолеть этот разрыв бы не смог - нету у меня просто тех навыков лесного ориентирования. Ну а Паша - как бы негласный смотритель Мёртвой дороги, знает её пожалуй что лучше всех на свете, и потому не только провёл по ней, но и показал много такого, чего кажется ещё никто не выкладывал в интернете. Долгий - место хотя и известное, но уж очень далёкое, туристы здесь бывают всего несколько раз за лето, однако впечатления безусловно стоят этого пути:

8.


А это уже другая железная дорога, которую по аналогии со старой Донецкой Каменноугольной я бы назвал Югорской Нефтегазовой ЖД. Просидев в Красноселькупе 4 дня (включая выезд в Долгий), отдохнув в тишине да безинтернетности и посмотрев давным-давно попавший мне на ноут знаменитый фильм "Счастливые люди", я снова улетел на вертолёте в Новый Уренгой, чтобы по железным дорогам начать пробираться на юг. Недалеко от Уренгоя - станция Коротчаево с архаичными тепловозами ТЭ3, оставшимися только в её депо:

9.


Первым пунктом стал Ноябрьск - непривычно холмистый для Западной Сибири город, интересный тем, что находясь в традиционно "газовом" Ямало-Ненецкого автономном округе, он добывает нефть, как большинство городов соседнего Ханты-Мансийского округа, а потому чему-то неуловимо отличается от всех своих соседей. Нефть и была основной моей целью - встретивший меня здесь Кирилл kuroi-makdare организовал мне экскурсию на действующее месторождение. Оттуда фотографии покажу в своё время, а пока что символ Ноябрьска - знаменитый Памятник Комару:

10.


Ноябрьск стоит буквально на границе двух автомноных округов, и дальше на смену ЯНАО пришёл ХМАО. Вот собственно и сами ханты:

11.


А про нефтеграды Югорского Севера я когда-нибудь сделаю отдельный собирательный пост. Вроде бы они все между собой похожи: комбинация параллелепипедов с офисом нефтегазовой компании, церковью, мечетью и множеством странных памятников, но при этом каждый обладает совершенно неповторимым лицом! Вот например очаровательный Когалым, главная из №трёх жемчужин в короне ЛУКойла" (ЛУК - это Лангепас, Урай, Когалым), этакая Прибалтика среди югорских болот:

12.


Огромный и шумный Сургут, "где даже кошке покупают машину" - крупнейший город к северу от Транссиба, в Югории ставший ещё и торговой столицей, в гигантские моллы которой ездит весь ХМАО и пол-ЯНАО:

13.


Нижневартовск, архитектурой и траффиком больше похожий на московский спальный район Нижневартово, где даже по нагромождению торговых центров и кинотеатров можно определить место станции метро "Нижневартовская":

14.


В Сургут я возвращался на пригородном поезде... помните, когда-то было такое явление, поезда, ходившие до соседнего города со множеством остановок наподобие автобуса? Так вот между Сургутом и Нижневартовском один такой поезд чудом уцелел вопреки всем реформам РЖД. Вид у него весьма экзотический - один вагон под маневровым тепловозом и компановка салона, которой я прежде не видел:

15.


Завершением поездки в Сургут стало знакомство с "Тромом", о котором я узнал с полгода назад от создателей усинского " Xpen'а". Колёсные вездеходы, о существовании которых я впервые узнал прошлым летом, для меня стали открытием - во-первых, чрезвычайно интересно наблюдать за становлением целой машиностроительной отрасли, где пока идёт бурный поиск формы; во-вторых, впечатляет то, что большинство их производств зарождались практически в кустарных условиях, постепенно выйдя на промышленный уровень. "Тром" существует уже больше десяти лет, всего построено без малого сто этих машин, пожалуй самых проходимых из всего, что ездит на резиновых колёсах. На фото - уже старый и проверенный "Тром-8", за рулём его создатель Алексей Гринкевич, а ездили мы в окружающие Сургут болота обкатываться и фотографировать "Тром-4" - новую машину, похожую на усиленный джип.

16.


Вернувшись из болот я сел в поезд да поехал в Екатеринбург. Близ Сургута - мосты через Обь, фермовый железнодорожный и вантовый автомобильный. По Оби мы путешествовали в прошлом году, а в этот раз общение с великой рекой ограничилось парой прогулок по сургутским и вартовским набережным да переездом её по мосту:

17.


В Екатеринбурге я не был 6 лет (не считая пары коротких "транзитных" посещений, большую часть которых я провёл в здешнем метро), но город за это время здорово изменился, причём я бы сказал, что к лучшему: жизнь тут стала цивилизованнее, люди - спокойнее и добрее, дома - больше и выше, облик - характернее. Вот например за Городским прудом Екатеринбург-Сити с уходящей в туман башней "Исеть" - самым северным в мире зданием выше 200 метров:

18.


Встречали здесь Дмитрий makeev-dv (в его журнале можно найти едва ли не лучшие краеведческие посты про Урал) и Дмитрий Жмудь без своего ЖЖ. О Екатеринбурге с 2010 у меня написано уже немало, хотя и куда примитивнее, чем я написал бы сейчас. Не знаю, буду ли я переделывать старые посты, но точно сделаю несколько новых. Во-первых - о многочисленном и зрелом здешнем конструктивизме, на мой взгляд главной достопримечательности уральской столицы:

19.


Во-вторых, о промышленных окраинах - ведь помимо Уралмаша есть ещё Эльмаш и Химмаш:

20.


Но в первую очередь - о следах двух ярчайших екатеринбургских персоналий, альфы и омеги страшного русского ХХ века. Николай II, последний правитель до советской власти, ей уничтоженный:

21.


И Борис Ельцин, первый правитель после советской власти, её уничтоживший:

22.


Вообще же на Урал меня в этот раз привела Верхняя Пышма - город-спутник Екатеринбурга, фактически хорошо знакомый по Югории типаж "корпоративного города", только хозяева его - не нефтяники или газовики, а Уральская горно-металлургическая компания, и её специализация - медь. Но УГМК не далёкий собственник, тихая татарская Пышма - её вотчина, которую компания регулярно облагодетельствует какими-нибудь подарками. Например, "Боевая слава Урала" - созданный буквально несколько назад, но уже чуть ли не лучший в России технический музей. Так вот, в Долгом раньше было 4 паровоза, но и в 2013 и 2015 годах два из них переместилось сюда, и для меня это стало поводом заехать на Урал. Два оставшихся в Долгом - на фото №8, третий паровоз стоит в пышминском музее на всеобщем обозрении, четвёртый вроде бы пока что реставрируется:

23.


Ещё одна группка спецтехники, в том числе редкий шнековый вездеход, ездящий не на гусеницах, а на двух "архимедовых винтах". На снегу или болотине такие обладают самой высокой проходимостью из всех существующих машин, но землю калечат ещё хуже гусеничных:

24.


На Урале я в итоге провёл почти неделю, два дня посвятив "долгам" - местам, которые упустил в прошлые приезды 2010 года. При этом я отказался от поездки в Нижний Тагил, сочтя, что лучше съезжу туда как-нибудь отдельно. Но в сторону Тагила отличный вояж на машине мне подарил
Олег Никитин . Вот например Кунара - сколько слышал я про этот дом, что построил в середине ХХ века местный кузнец, а всё же не ожидал, что это НАСТОЛЬКО красиво:

25.


Уже знакомые Быньги, где я побывал наконец в знаменитой церкви с иконами старообрядческой "невьянской школы" на нетронутом большевиками иконостасе:

26.


Соседние Таволги - местный центр керамики... честно говоря абсолютно меня не впечатлившей после "творческих узбеков" (это не ирония - узбеки народ действительно потрясающе рукастый, и гончары тамошние в Гиждуване или Хиве творят чудеса).

27.


В демидовской "столице" Невьянске с его уникальной Наклонной башней заглянули на старинный некрополь, который я упустил в 2010 году:

28.


Ближе к Екатеринбургу - старинный горнозаводской Верх-Нейвинск, по сути дела открытый район огромного атомного ЗАТО Новоуральск - те многоэтажки от внешнего мира отделяет забор с колючей проволокой и КПП.

29.


И наконец Таватуй на одноимённом озере - некогда оплот староверия, а ныне местная рублёвка с обилием дач, коим позавидует и Подмосковье. Самую необычную из них - " Дом-ракушку" - мы так и не нашли. Фото ниже - из Таватуя, а под конец заехали ещё на Ганину Яму - монастырь близ Екатеринбурга на месте первого захоронения остановков расстрелянной Царской семьи (оттуда фото №21 с бюстом Николая II).

30.


Уже своим ходом, то есть на автобусе, съездил в Сысерть - очень целостный, эталонный горнозаводской городок, родину Павла Бажова с рядом необычных достопримечательностей: например, тут есть старейшее в России школьное здание (ныне библиотека) 1730-х годов, почти не перестроенная плотина 18 века или внушительный заброшенный завод последних лет старо-уральского расцвета.

31.


Но главной целью на Урале стал район Алапаевска - там я тоже был в 2010 году, в том числе в интереснейших окрестностях ( Нижняя Синячиха, Коптелово) этого старого промышленного города, но отложил "на потом" тогда самую известную его достопримечательность - крупнейшую и лучшую в России Алапаевскую узкоколейку. На ней реально мозг отказывается верить, что это УЖД - вот например новый (2014 год!) тепловоз с парой вагонов, за которыми плетётся третий, старый, вагон:

32.


Дело в том, что новые вагоны - плацартные, на вдвое более узкой колее они выглядят так:

33.


Поезд ходит из Алапаевска 4 раза в неделю, полночи туда, полночи назад, в 1:00 по местному времени (фактически пораньше) прибываю в конечный пункт - большую деревню Санкино, куда никак иначе по сей день не доехать. Расписание оставляет выбор - то ли ограничиться чисто поездкой, то ли сидеть в той глуши сутки, и я выбрал второй вариант, так что моим пристанищем на ночь и день стал маленький вокзал, где после ухода поезда я спал один в зале ожидания. Ну а главной моей целью в Санкино с его огромной узкоколейной станцией были "бешеные табуретки", или пионерки - самодельные мотодрезины с мотором от мотоцикла и колёсами от гусеничных тракторов. На такой я съездил в самое дальнее село АУЖД (157 километров от Алапаевска) Калач, по дороге разъехавшись с тепловозом и другой пионеркой (а как вы понимаете, путь один, и в таких случаях их с него просто снимают вручную). Образ "бешенной табуретки" эти чудо-машинки действительно оправдывают, и ездить на них, скажем прямо - страшновато:

34.


Но в общем-то всё это было тяжело - две ночи не помыться нормально, ни выспаться, да вся деревня к середине дня уже знала про меня и мои планы, и под вечер все встречные спрашивали "Ну как, съездил в Калач?". Вообще же Санкино выглядит довольно оживлённым и ухоженным, что однако мирно уживается с не тоскливым, как в среднерусских деревнях, а залихватским пьянством.

В Екатеринбурге тем временем тоже не скучали - я успел пересесть с узкоколейки на автобус, а с автобуса на самолёт аккурат в День Десантника:

35.


Напоследок - старый терминал аэропорта Кольцово. Этот терминал ныне, кажется, VIP'овый, а рядом гигантские новые терминалы - Кольцово в принципе крупнейший аэропорт России за пределами Москвы и Питера. Ну а я здесь беспрепятственно провёз не только бутылочку сырой нефти в багаже, но и кухонный нож в ручной клади (тупо забыл его выложить).

36.


И в общем всем хороша получилась поездка, кроме одного - затратности. По среднесуточному расходу она была с большим отрывом самой дорогой в моей практике - более 3500 рублей на день! Тут я очень благодарен тем из вас, кто нажимал вот эту кнопку - авиабилеты или заброска в Долгий (а это 17 тысяч рублей - по 6 тысяч за вертолёт в каждую сторону и 5000 за моторную лодку) по сути дела проспонсирована вами.



Ну а в Москве я всего-то на три недели - дальше в который уже раз улетаю на полтора месяца в Среднюю Азию, теперь - в Таджикистан и Ферганскую долину.

Постов с Севера и Урала я привёз на самом деле не так уж и много, и наверное большую их часть успею выложить до отъезда. Вот примерный план рассказа:
- Новый Уренгой и полёт на вертолёте
- Красноселькуп и река Таз
- Долгий и Мёртвая дорога (2-3 поста)
- Железные дороги Югорского Севера
- Ноябрьск
- Нефтяное месторождение близ Ноябрьска
- Когалым
- Нижневартовск
- Сургут (2-3 поста)
- О вездеходах "Тром"
- Екатеринбург (несколько постов)
- Верхняя Пышма (1-2 поста)
- Глубинка Старого Урала. Кунара, Таволги, Быньги, Невьянск.
- Верх-Нейвинск и Таватуй.
- Сысерть
- АУЖД (2-3 поста).
- И возможно - несколько обзорных постов о Большой Югории, например о её народах или о типичном облике нефтегазового города. Чрезвычайно интересный, на самом деле, регион, не избалованный вниманием туристов, но ключевой в нынешней России.

СЕВЕР-УРАЛ-2016
Обзор поездки и оглавление серии.
Селькупия
Вертолётом над тундрой.
Красноселькуп.
Мёртвая дорога. Река Таз и брошенные паровозы.
Мёртвая дорога. Посёлок Долгий и поход по линии
Нефтегазовый край.
Железные дороги Югории.
Как добывают нефть.
Ноябрьск. Город нефтяников в краю газовиков.
Когалым. Столица ЛУКойла.
Нижневартовск.
Сургут. Городской пейзаж.
Сургут. Старина и транспорт.
Сургут. Вездеходы "Тром".
Горнозаводской Урал.
Верхняя Пышма. Медный город.
Окрестности Невьянска. Кунара, Быньги, Таволги.
Верх-Нейвинск и Таватуй.
Сысерть.
АУЖД. Алапаевск и поезд.
АУЖД. Санкино и бешеные табуретки.
Екатеринбург
Виды с "Высоцкого".
Улицы Малышева и Вайнера. Свердловский конструктивизм
След Николая II.
Город Ельцина.
Втузгородок и Шарташ.
Химмаш и Уктус
Эльмаш.

Сибирь, природа, транспорт, дорожное, Урал

Previous post Next post
Up