Продолжаем путь по индустриальному Алчевску следом за его "ползучим центром", уползавшим весь ХХ век всё дальше и дальше от копоти металлургиечского комбината.
В прошлой части - два дореволюциооных района по разные стороны комбината, теперь соответственно - два советских: сталинский Старый район и брежневский Новый район.
Основа Донбасса, его "скелет" - это цепочка гигантских промышленных агломераций, вытянутых обычно в длину вдоль угольных пластов, образуя неправильное кольцо: Славянско-Краматорская, Горловско-Енакиевская, Донецко-Шахтёрская (или Центрально-Донбасская), Южно-Луганская, Центрально-Луганская, Северодонецко-Лисичанская... кроме первой и последней все они остались в ЛДНР. Вдобавок, и большинство шахтёрских городов сами представляют собой сросшиеся кусты посёлков, этакие микроагломерации. Алчевск стоит на южном конце Центрально-Луганской агломерации, и список одних только входящих в неё городов впечатляет: Перевальск, Брянка, Стаханов (по украинским законам Кадиевка), Кировск (Голубовка), Первомайск, Горское, Артёмовск (Кипучее), Ирмино, Зоринск, Золотое, Алмазная... на севере она смыкается с Северодонецко-Лисичанской агломерацией, где находились старейшие шахты Донбасса и откуда летом-2014 в Стаханов и Алчевск отступили Дрёмов и Мозговой.
Явного центра же у всей этой системы нет, но Алчевск выделяется как минимум тем, что все остальные города в ней - шахтёрские, а он - металлургический, то есть гораздо целостнее и богаче. И если до Революции и после Перестройки директора Алчевского комбината скакали чехардой, причём в 1990-х уходя с поста вперёд ногами в криминальных войнах, то при Советах городу повезло с "красным директором", который тут, понятно, важнее всякого градоначальника - с 1935 по 1967 год комбинатом руководил
Пётр Гмыря, стараниями которого в тогдашнем Ворошиловске (с 1961 года Коммунарске) архитекторами и планировщиками вроде бы из Челябинска был построен фактически новый город подальше да повыше, к которому прилагался собственный университет, парк с детской железной дорогой, первый на Луганщине троллейбус (1954) да показнный в прошлой части тоннель к вокзалу под промзоной. Собственно, детище Гмыри - это и есть Старый район, начинающийся практически от прудов Белой речки. На улице Горького через сотню метров от кинотеатра "Металлург" из прошлой части встречает ограда сквера 50-летия ВЛКСМ, из-за зубодробительности официального названия более известный как Пионерский парк:
2.
У входа - памятник с потрясающим образом звезды в кресте сродни
двуглавому орлу в советских колосьях у администрации Луганска. Он посвящён тем самым мирным жителям, убитым фашистами при отступлении (советский памятник я показывал в прошлой части), но... викимапия его не знает, то есть мог быть поставлен уже и при ЛНР.
3.
Ещё тут есть полный комплект памятников трагедиям ХХ века - мемориал Великой Отечественной "Реквием" (1974), колокол Чернобыля (они видны на кадре выше), камень воинам-интернационалистам и загадочный белый
обелиск на могиле Виктора Серебрянского - кто это такой, в Алчевске почти никто не знает, вроде бы местный секретарь горсовета, убитый в 1945 году неизвестными. Непонятно и то, где большая часть растительности сквера:
4.
Революционеры-металлурги на фоне свеого комбината:
5.
В принципе Старый район - это типичный послевоенный соцгород, коих немало по всему бывшему СССР. В основном он застроен малоэтажками, явно "довоенный" облик части которых напоминает, что строительство соцгорода началось ещё до войны:
6.
Попадается даже откровенный конструктивизм:
7.
Верхняя часть района застроена как-то вот так - типичнейший "стиль пленных немцев":
8.
В нижней сталинки покапитальнее, но тоже явная послевоенка:
9.
Как видите, попадаются в Алчевске и весьма ухоженные места - не только улицы (с "коммунальным" благоустройством), но и дворики (с "народным"):
10.
Но над всем этим довлеет металлургия:
11.
Причём как в прямом, так и переносном смысле:
11а.
Помимо гостиницы "Сталь" есть тут ещё и ресторан "Сталь" у ворот стадиона... профессиональная солидарность, конечно, хорошо, но в гостинице с таким названием у меня первая ассоциация "жёстко и холодно спать", в ресторане - "тут сломаешь зубы", а на стадионе - "не впишитесь головой".
12.
Самая красивая в Новом районе - улица Кирова, по которой в прошлой части мы спускались от проходной комбината вдоль мемориала, поликлиники и старо-заводской больницы. Поднявшись повыше, она превращается в роскошный ансамбль, который видимо успели закончить до войны:
13.
В сталинской архитектуре я очень люблю "ворота" из двух стоящих по разные стороны улицы башен. Здесь поступили оригинальнее, сделав ворота из двух полукргулых фасадов (слева - "Мосторг", справа - жилой дом), напоминающих мне шестерни или валки прокатного стана. За правым домом чуть ниже скрывается местный "дом с привидениями" - брежневка гостиницы "Юбилейная", где висит красная вывеска штаба бригады "
Призрак", - о последней, как и о её убитом в мае-2015 "неизвестными" командире Алексее Мозговом, я писал в прошлой части. Фотографировать не стал - "Призраки" ребята очень серьёзные, даже сейчас им лучше не попадаться:
14.
Конструктивистские дома чуть выше по улице:
15.
А напротив - двойной сквер с ДК Химиков (видимо, имелся в виду коксохим АМК), фасад которого украшает дата "1941", хотя архитектурой он кажется лет так на 20 помоложе. Из-за него весь этот квартал в городе известен как Химик:
16.
От крыльца ДК Химиков начинается местный "бродвей" - проспект Ленина, бульвар через главную площадь, на другом конце которого будет ДК Металлургов. Ещё есть ДК Строителей (1958) выше по улице Горького (она в этом кадре перпендикулярна), но все эти дома культуры внешне совершенно проигрывают заброшенному кинотеатру "Металлург" из прошлой части.
17.
Архитектурные детали послевоенных сталинок:
17а.
Но куда больше впечатляют многочисленные вывески и артефакты. В Луганске их много только если не сравнивать его с Алчевском:
18.
Хотя и современные веяния мелькают в чьих-то окнах:
18а.
Через квартал от ДК Химиков проспект выводит на площадь Ленина - это вид в обратную сторону, и вот опять этот странный ЛНРовский образ, теперь Ильича, глядящего на крест. Более того, у креста у этого каждую пятницу в 12:30, если верить табличке на нём, проводится открытый молебен, и Вождь Пролетариата как бы участвует в нём! Заставить Ленина богу молиться - это явно круче, чем опрокинуть его с постамента.
19.
С разных сторон площади две здоровенных П-образных сталинки. Действительно ли тут работали челябинские архитекторы - не знаю, но по-моему что общее есть (что скажешь,
vedmed1969?). Перпендикулярный этому кадру вид - на кадре №11:
20.
Дальше сталинская застройка как-то упрощается и выдыхается, дальняя часть Старого района застроена уже пятиэтажками, внедрение и расцвет которых тоже выпало на Гмырин век. Но там на бульвар выходит необычайно мощный колонный фасад - это Донбасский государственный технический университет (1957), не филиал какого-нибудь вуза в Донецке или Луганске, а собственный вуз Алчевска. Как водится, в 2014 он разделился, частью эвакуировавшись в Лисичанск.
21.
По Алчевску мы ходили достаточно спокойно, не ощущая столь привычной (и главное - обоснованной) в ЛДНР подозрительности... но всё же в какой-то момент на этом бульваре заметили, что какая-то женщина сфотографировала нас на телефон, да ну и пусть, нам нечего скрывать. Подробнее
проспект и окрестные дворики, а так же ДК Строителей, показаны у
questrum. А если кого-то из читателей на прошлых кадрах озадачили колонки прямо на бульваре - то вот ещё и целая цистерна! Что это и связано ли с войной - я не знаю, возможно "Призраки" готовили город к осаде и потере водоснабжения, как в Луганске.
22.
В конце проспекта - кольцо, по сути дела граница Старого и Нового районов, а внутри кольца 30-метровая игла местного Обелиска Победы (1965), за которым огромное и скучное здание ДК Металлургов (1974), которое лишь хоть как-то оживляет панно. Всё же чаще самыми роскошным в Союзе дворцами культуры металлургов одаривали ещё при позднем Сталине...
23.
Не застал я на этой площади памятник Алексею Мозговому, поставленный 23 мая 2016 года, в годовщину гибели, через месяц с небольшим после моей поездки. Он стал первым из бойцов Донбасса, кто удостоился "личного" памятника, да и просто тройка Мозговой-Дрёмов-Беднов (о них о всех см. прошлую часть) в памяти народа остались героями, в отличие от живых и уехавших Безлера, Козицына и даже Стрелкова, о котором ни разу тут не слышал слова доброго. Ну а Мозговой - главный идеолог Новороссии и всех её несбывшихся надежд.
24.
За ДК Металлургов местность начинает спускаться в долину всё той же Белой речки, на которой пруды из первой части. Поначалу - весьма полого, и с конца 1960-х годов здесь разбит парк Победы. На входе - микропланетарий, само собой давно не действующий. При вывеске "зал спортивных игр" мне сразу представился "спортивный покер на раздевание"(с) или что-нибудь ещё из той же серии, но вроде бы речь про безобиденый бильярд.
25.
На самом деле даже в хмарь парк весьма уютен (
здесь это подробнее показано), а главное - позволяет спрятаться от тяжёлого дыхания металлургии:
25а.
Но кто-то прямо в нём пасёт коров:
26.
Обветшалый железный мостик над глубокой балкой с запаянным входом - провалившись, падать придётся далеко.
27.
На самом краю парка по косогору проходит насыпь бывшей
Коммунарской ДЖД. Имено Коммунарской - ведь город Коммунарском был в 1961-91 годах, а детская железная дорога работала с 1967 по 1988 год, и её наверное тоже выбил Пётр Гмыря - в Луганске своей ДЖДшечки нет. А здешняя тянулась на полтора километра, состояла из трёх станций ("Орлёнок", "Октябрёнок" и "Пионерская"), работал на ней до 1976 года паровоз (видимо, последний в качестве основного локомотива на детских железных дорогах, и тут уже не ясно, как это сочтелось в век тепловозов и электровозов с учебным процессом), который затем сменила кажется единственная на ДЖДшках
узкоколейная мотриса АМ1, больше похожая на трамвай:
28а.
Со снабжением тут явно было туго, так как в Донбассе была высочайшая в СССР плотность не только "взрослых", но и детских железных дорог - минимум 4 штуки на 2 области - в
Донецке,
Макеевке, Алчевске и.... соседнем
Перевальске,
пригороде Алчевска, где даже находится его автовокзал! Про последнюю, впрочем, известно, что она открылась в 1968 году, а дальше её следы теряются, словно она и не начала полноценно работать. Алчевская же закрылась в Перестройку, а её здания, пути и даже оставленный памятником паровоз растащили на металлолом.
28.
Виды с косогора и насыпи ДЖД на живописную долину Белой речки, выше по которой будут обширные скалистые
Орловские пруды с водопадом, куда я так и не дошёл.
29.
Мы же на насыпи ДЖД разговорились с двумя местными жителями (причём женщина, когда я начал её расспрашивать её мужа про город, потребовала представиться, и я предъявил ей аккредитацию), но в общем ничего особенного не узнали - самая интересная их история про вражеский веролёт, который якобы сел на окраине Алчевска, с разрешения ополченцев отстрелялся в поле и улетел восвояси, оказалась фольклором, кочующим из войны в войну уже не первое десятлетие (а может - не фольклор кочует, а ситуация?). Говорили они и что пару раз по Алчевску таки прилетало с воздуха, и даже рассказывали, где найти следы - у
Верхней церкви (2006), куда мы уже не поехали. Они вывели нас к "нижней" церкви в Новый район - последний и нынешний центр Алчевска, который открывает уже третья в городе пара прудов - Лиманские:
30.
На прудах - Георгиевский собор (2001), пожалуй самый интересный церковный новострой Донбасса с очень симпатичной деревянной часовенкой Святой Татьяны в ограде:
31.
На уютной территории есть даже свой прудик, отделённый от остального пруда, а на нём обнаружился чёрный лебедь. Не исключаю, если после совсем уж недавних событий, когда каждый читатель фейсбука узнал, что этим словом называют экономисты и политологи, к нему привяжется кличка Брекзит.
32.
В прямой видимости ещё один Владимирский храм при православном просветительском центре. Закос под московскую церковь 17 века, но с с соцреалистическим циферблатом на фасаде мягко говоря впечатляет.
33.
Новый район в Алчевске начали строить, как я понимаю, не раньше 1980-х годов, и как и в случае с Гмыриным Старым районом, это был по сути дела новый город, теперь действительно на пустом месте. Осталась, правда, перемычка частного сектора, наросшая снаружи Старого района (который сюда выходит пятиэтажками), и вот её-то уже в 1990-2000-х и расчистили под этот парк. Ощутимо выше первого - второй Лиманский пруд:
34.
Однако, почему в Алчевск называют "городом с ползучим центром"? Потому что центр действительно переезжает! Первоначально это был посёлок станции Юрьевка, которая сама себе служила центром; затем - посёлок металлургического завода, где находились его контора, дом директора и важнейшие точки посёлковой жизни. Затем появился Старый район, тогда бывший Новым, и точно не знаю, в каком из его зданий находилась администрация, но вся городская жизнь сместилась туда, оставив заводскому посёлку роль протравленной выбросами окраины, и даже показанная в прошлой части больница осталась в статусе "заводской", когда городскую построили в "сталинском" районе. И - наконец - с постройкой Нового района туда переместилась и администрация, глядящая на Лиманские пруды и церкви. Прямо у её подножья вырос стихийный базарчик, или скорее ярмарка по выходным:
35.
Между ним и Верхним Лиманским прудом - свой небольшой Парк Кованных фигур, подражающий даже не Луганску, а Донецку. Сюжет с металлургическим ковшом над картой Украины, поставленный явно до 2014 года, смотрится как угроза. Вдобавок видно, что Крым на этой композиции явно был оторван от Украины и позже припаян на место:
36.
Сам же Новый район многоэтажен, просторен, многолюден, и в общем центр Алчевска "полз" сюда совершенно не зря - впечатления от города по мере пути от комбината сменялись с "Боже, куда я попал!" до "А отличный город, вообще-то!".
37.
Хотя и смотреть в Новом районе особенно не на что, а
подробнее он показан опять же у
questrum 38.
Но даже здесь довлеет комбинат:
39.
...Я уже не раз сетовал на то, что глубинку ЛНР осмотрел недостаточно - на самом деле просто к тому времени у меня исчерпались нервы, и хотя в том же Алчевске гулять было не тревожнее, чем в любом мирном промышленном городе, ожидания проверки, задержания, наконец обстрела всё равно не отпускало. В ЛНР я провёл всего три с половиной дня и считаю это малодушием, и совсем не уверен, что рискну поехать сюда вновь и тем более что мне ещё раз дадут аккредитацию. А можно ж было съездить...
- в
Селезнёвку - село с красивейшей заброшенной усадьбой католических помещиков Мсциховских неподалёку от Алчевска.
- в Первомайск, порушенный войной как та же Горловка, увидеть жизнь прифронтовой ЛНР.
- в Антрацит или в Стаханов, по следам полевых командиров.
- в Свердловск, сесть там на 10-й маршрут к остановке соБЕС, где стоит дом №7, 4-й подъезд, на пятом этаже которого жил Веня Д'ркин.
- а может и куда-нибудь ещё.
Свердловск, кстати, по украинским законам теперь Должанск, и где-то я эти переименования морально поддерживаю (Должанск, Торецк вместо Дзержинска и т.д.), а где-то они меня раздражают не меньше, чем большинство жителей ЛДНР. Например Сорокино - какое же это Сорокино? Это раз и навсегда Краснодон!
О Краснодоне, последнем городе этой поездки, и о возвращении через него в Россию - в следующей части.
ДОНБАСС-2016
Обзор поездки и оглавление серии.
Дорога на Донбасс через Ростов-на-Дону.
История Донбасса.
Две стороны одной войны.
Реалии Новороссии.
Война с обеих сторон фронта.
Реалии новой Украины.
Памятники войне с обеих сторон.
Украина.
Киев, география Майдана.
Украина.
Межигорье.
Украина.
Гуляйполе, глубинка для сравнения.
Донецкая Народная Республика
Донецк. Общее о городе.
Донецк. Улица Артёма.
Донецк. Севернее центра.
Донецк. Новый Свет.
Донецк. Английская колония и окрестности.
Донецк. Рабочие окраины.
Донецк. Разрушенный аэропорт.
Макеевка. Центр.
Макеевка. Колония.
Макеевка. МакНИИ и Гвардейка.
Саур-Могила и окрестные города.
Иловайск. Узел и котёл.
Новоазовск. Кривая коса.
Новоазовск и Седово.
Дебальцево и Углегорск.
Горловка.
Ясиноватая.
Из ДНР в ЛНР по железной дороге.
Луганская Народная Республика.
Луганск. О городе и ЛНР в целом.
Луганск. Старый город.
Луганск. Камброд и Гусиновка.
Луганск. Верхний город и окраины.
Луганск. Ближайшие окрестности.
Алчевск. Два старых центра.
Алчевск. Два новых центра.
Краснодон.
Эпилог. Письма и комментарии.