Лодомерия. Часть 3: Жвирка

Dec 07, 2011 01:35



Посёлок Жвирка (3,8 тыс. жителей) - это предместье Сокаля, отделённое от него рекой Западный Буг, а в 1939-51 годах - ещё и государственной границей, по этой реке проходившей. Здесь находится бернардинский монастырь с великолепной архитектурой, интересной историей и печальной современностью и крупная железнодорожная станция, очень характерная для экс-австрийских железных дорог Западной Украины.

Сокаль стоит на правом берегу Буга, а большинство дорог, по крайней мере из Червонограда (а значит и Львова) и Нововолынска (а значит - со стороны Беларуси) проходят по левому - поэтому Жвирка служит главными "воротами" города. Прошлую часть мы закончили въездной стелой, от которой улица спускается прямиком к мосту через Западный Буг:



Буг здесь кажется просто огромным - ведь большинство западноукраинских речек легко перейти вброд (что, правда, не мешает им периодически устраивать катастрофические наводнения). На самом деле он размером приблизительно с Клязьму - но крупнее здесь только Днестр. Однако Буг - одна из Больших Исторических Границ, ведь не случайно коренные поляки выходцев из Украины и Беларуси презрительно зовут "забуголями". По Бугу проходила значительная часть "линии Керзона", отделявшей собственной Польшу от Кресов Всходних (то есть Восточных пределов), по которой в 1939 году её и разделили Гитлер и Сталин. Но и линию эту провели не просто так, и необычный, совершенно не характерный для Западной Украины силуэт колокольни на том берегу - наглядное тому подтверждение:



Это бернардинский монастырь, выросший вокруг чудотворного списка с Ченстоховской иконы, легенда о возникновении которого очень красива: говорят, году этак в 1400 в Ченстохову из Сокаля ходил никто Яков Венжик, ослепший придворный художник короля Ягайло, влачивший на Буге жалкое существование. Бывший литвин-язычник, он отправился к Богу не с пустыми руками, а с обещанием: если Чеснтоховская икона вернёт ему зрение, он создаст её список почти что на исторической родине (ведь некогда Ченстоховская икона была Белзской иконой). Икона не обманула, радостный Венжик вернулся домой, и с ужасом обнаружил, что всё забыл. Да и правда - фотоаппаратов тогда не было даже плёночных, полагаться приходилось только на свою память... В общем, Венжик опять пошёл в Ченстохову, вернулся и опять понял, что не помнит многих деталей. Наконец, он пошёл в третий раз, а вернувшись, обнаружил, что икона в его отсутствии нарисовалась сама. Ясное дело, после такого к иконе потянулись паломники, и на рубеже 16-17 веков был построен роскошный монастырский ансамбль, в лучшие времена выглядевший примерно так:



(с "Замки и храмы Украины", о том что разрешение надо было спрашивать, я в курсе, готов убрать по первому требованию, но прошу проявить снисходительность!)

Костёл Девы Марии Утешительницы (1604-19) и звонница (1749)  - в совокупности вполне достойно бернардинского монастыря во Львове. Утраты начались ещё в 19 веке: в 1853 году в монастыре случился пожар, уничтоживший внешние стены с башенкой и саму икону. Но худшее случилось после обмена территориями в 1951 году... Так и представляю себе, как сокальский председатель шесть лет глядел на храм и корпуса за Бугом, и думал себе: "Эх, такое здание пропадает! Здесь же можно дом престарелых устроить, например...", а заполучив Жвирку, перешёл от слов к делу. Впрочем, домом престарелых монастырь пробыл недолго: в 1958 году здесь была устроена тюрьма, причём тюрьма особого режима, одна из 6 на Украине, куда отправляют на пожизненное. И тюрьма там до сих пор...



Я так и не нашёл подступы к обители, чтобы сфотографировать храм с фасада, поэтому опять даю чужую фотографию:



Автор andy_babubudu

Ну а теперь идём на тот берег:



В 1946-51 годах гостей из Советского Союза встречал этот домик. Я предположил, что в это время возможно здесь находилась таможня или погранзастава, но местным жителям это здание известно как бывшая насосная станция.



В основном Жвирка выглядит так - не отличить от десятков городков и посёлков Львовщины:



Пройдя её насквозь, я вышел к железной дороге, со строительством которой в 1885 году и связано появление Жвирки:



Здесь довольно крупная товарная станция, разросшаяся опять же в 1946-51 годах (да-да, я действительно везде пытаюсь увидеть следы этого периода), а сейчас довоьно пустая и тихая, как и большинство станций Западенщины.





Довольно крупный вокзал австро-венгерских времён и пустынная площадь. Как и большинство австрийских вокзалов, он отличается радикальной непрактичностью - 9/10 здания занимают всякие ведомства, а зал ожидания - одна небольшая комнатка со входом на платформе:



Со стороы Жвирки было бы гораздо логичнее начать поход по Сокалю, так как червоноградские маршрутки въезжают в посёлок как раз у горловины станции, автовокзал же находится на противоположном конце собственно Сокаля. Однако я почему-то проехал мимо, отругал себя за торможение, но подумал - "неспроста это!". Так и оказалось: пройдя Сокаль и Жвирку от автовокзала к станции, я с удивлением обнаружил, что пришёл за полчаса до отправления дизеля во Львов (куда мне и было надо) - а случается такое здесь всего дважды в сутки! Дизель по украинским меркам здесь довольно дорогой - всего-то вдвое дешевле автобуса.
В ожидание поезда, я немного погулял и по самой станции, пустой и опрятной:



Впечатляют погрузочные сооружения за путями, и опять же может хоть часть этих зданий послевоенная польская? Если где и стоит искать здания, построенные в нищей на тот момент стране, обращённой в руины войной - то только здесь, так как приграничная станция неизбежно должна была подняться.





Да и просто старая польская промзона весьма живописна:



А около четырёх часов к станции подходя два поезда. С севера - дизель из Ковеля:



С юга - дизель из Львова:



Встретившись, оба они стоят примерно по полчаса, обмениваясь пассажирами, а затем снова расходятся в разные стороны:



Во Львов я ехал уже в потёмках, в дизеле было холодно, тихо и сонно, но котролёр ходил - с "зайцами" на Укрозализнице проблем ещё больше, чем на РЖД, хотя цены ниже без преувеличения в несколько раз. Но в общем, из-за темноты я почти ничего не потерял: сколь великолепна в Западенщине архитектура австрийских вокзалов-дворцов ( Львов, Черновцы, Ивано-Франковск), столь же уныла архитектура обычных вокзалов (например, в Борщёве), которым никто даже не пытался придать эстетичный вид. Но эти вокзальчики интересны хотя бы тем, что они вообще есть: большинство вокзальных зданий были разрушены войной или снесены позже (видимо, в силу уже упомянутой нерациональности), и большинство вокзалов в Западной Украине - типовые сталинки. А вот вокзалов польской постройки здесь почему-то почти нет, в отличие от Белоруссии, где поляки в 1920-30-е годы успели построить немало вокзальных зданий в стиле необарокко (Слоним). И в целом, не сочтите за великодержавный шовинизм, по сравнению с железными дорогами Российской империи австро-венгерские смотрятся не более чем игрушкой.

В следующих двух частях расскажу про Белз - древний княжеский город, почти опустевший в послевоенные годы.

ВОЛЫНЬ-2011
Время Волыни. Обзор поездки.
Украинское Полесье (Житомирская область)
Коростень. Где Ольга отомстила древлянам.
Овруч. В глубине украинского Полесья.
Житомир. Губернский город.
Житомир. Подол и каньон.
Бердичев. Город из еврейских анекдотов.
Пролог. Волынь. История, архитектура и колорит.
Ровенщина, или Острожская ординация
Ровно.
Острог. Замок и окрестности.
Острог. Межирич и Академия.
Дубно. Замок.
Дубно. Старый город.
Южная Волынь (Тернопольская область).
Кременец.
Почаевская Лавра.
Волынская область.
Берестечко.
Луцкий замок.
Луцк. Старый город.
Луцк. Новый город.
Владимир-Волынский.
Зимно. Монастырь и городище.
Лодомерия.
Червоноград. Шахтёрский край в Галичине.
Сокаль и Жвирка.
Белз. Средместье и Заболотье.
Белз. Замочекк и Люблинское предместье.
Немного Галиции.
Перемышляны.
Свирж.
Унев.
По львовским мостовым.

Сокаль, железнодорожное, дорожное, Львовская область, "Другая сторона", транспорт, Западная Украина, Лодомерия

Previous post Next post
Up