Станица Староминская. Как казаки в мотобол играли

Dec 09, 2023 19:03



Вы когда-нибудь слышали про такой вид спорта - мотобол? Вот и я не слышал, пока rumata-anton из "Неизвестной России" не предложил посетить вместе какой-нибудь матч. Ведь уже из названия понятно, что такое действо не может не быть зрелищным. Более того, есть в России места, где этим занимаются со школы, а чемпион по мотоболу - первый парень на селе. Пардон, первый казак на станице: из 7 мотобольных команд России 4 обитают в Краснодарском крае и ещё одна на Ставрополье. Так что на матч мы отправились в Староминскую - огромную (30 тыс. человек) и очень кубанскую, не лишённую достопримечательностей станицу в 190 километрах от показанного в прошлых частях Краснодара, которую я, конечно, тоже решил осмотреть.

Ездил, впрочем, я сюда из Ростова, который находится несколько ближе (120 километров), да и просто для станиц на севере Кубанского края является как бы не более важным центром притяжения, чем Краснодар. Местность на стыке двух самых населённых регионов Русского Юга неожиданно малолюдна - за окнами электрички тянутся бескрайние поля, плавни на притоках Еи да хутора, едва заметные в монотонном пространстве.

2.


Добираться в Староминскую удобнее всего именно электричкой, и более того - много ли вы знаете в России сельских населённых пунктов, где вокзалов больше одного?! А вот здесь на южной окраине станицы примерно в 2,5 километрах друг от друга расположились станции Староминская-Ейская и Староминская-Тимашёвская. Обе они появились в начале ХХ века на частных линиях, активно строившихся в житнице страны от "Кавказского Транссиба" - магистрали Ростов-Владикавказ. В 1911 году из станицы Павловской ушёл первый поезд в портовый Ейск, а в 1914 открылось движение по Казачьей (официально - Черноморо-Кубанской) железной дороге от Кущёвки до Екатеринодара, где о ней теперь напоминает тихая станция Краснодар-2. Её самый северный участок был разрушен в войну, а новую ветку до Староминской проложили в 1965 году не от Кущёвки, а от Ростова, таким образом замкнув кратчайший путь из Средней полосы на Краснодар и черноморские курорты. И если на Ейский вокзал пару раз в день заглядывает рельсобус (да и тот периодически отменяют), то Тимашёвский вокзал стоит на самой что ни на есть магистрали. Но оба, построенные в 1960-х, внешне одинаково невзрачны, и быстро сделав кадр, я побежал на такси - до центра станицы порядка 4 километров:

3.


И это - даже не половина её ширины! Размеры кубанский станиц действительно поражают воображение: так, соседняя Каневская, куда я заезжал в 2009 году, со своими 45 тысячами жителей числится крупнейшим сельским населённым пунктом всей России. Да и сельским ли? Да, там ездят в маршрутках с сельхозинвентарём, а крик петухов по утрам накатывает могучими волнами, но потомки казаков категорически не любят, когда станицу называют селом. Станица, в особенности на Кубани - это не село и не город, а что-то третье, своё.

4.


И история кубанских станиц как явления - я бы сказал, интереснее, чем история каждой из них. Начиналась она на Днепре, в бывшем Екатеринославе и нынешнем Запорожье, где с незапамятных времён жили казаки с их шароварами, чубами, шаблями и горилкой. Иногда весь тот край называют Запорожская Сечь, и от такого названия веет вольной волюшкой да блеском сабли над степной травой. На самом деле "сечь" - это "сруб", по-нашему говоря "острог", а управлявшиеся из неё земли назывались Запорожским Кошем (кочевьем). Кош делился на 40 куреней - столь знакомых по "Тарасу Бульбе" казацких фортов, где несла службу воинственная холостая молодёжь с батьками-атаманами. Именно холостая: обзаведясь жинкой, казак уходил на хутор. Оформившись ещё при Великом Княжестве Литовском (см. Черкассы), а то и при Киевской Руси за Змиевым валом (см. Васильков), днепровская Понизовщина представляла собой своеобразный буфер между христианскими государствами и Великой Степью. Начиная как речные пираты, казаки были приручены русскими князьями и польскими магнатами, и негласный договор первых гетманов гласил: нападай и грабь, как раньше - но не сюда, а туда. Однако в 1774 году "туда" и "сюда" сравнялись: Россия вышла к берегам Чёрного моря, превратив грозное Крымское ханство в свой протекторат, и стражи границ вдруг оказались в глубине государства. Мирно жить от войны до войны, однако, казак не умел: всё чаще запорожцы промышляли разбоем, да ещё пугачёвцев у себя пригрели. На всё это накладывались амбиции Григория Потёмкина, который видел себя безраздельным Князем Таврическим, и вот в 1775 году регулярная армия разрушила Запорожская Сечь. Многие казаки тогда ушли в Турцию, ну а в России почти сразу начались попытки разогнанное войско пересобрать. Ещё в 1787 году Екатерина II в Кременчуге учредила Черноморское казачье войско, включавшее конницу и ладейную (морскую) пехоту: первыми командовал черниговец Захарий Чапига, вторыми - полтавчанин Антон Головатый. Ещё 4 года спустя очередная русско-турецкая война отбросила границу с Дона на Кубань, и вскоре 40 куреней с 25 тысячами жителей в полном составе перебрались в новые земли, где буйный отчемаха был по-прежнему в цене. О былом напоминают названия станиц: основанная в 1794 году Староминская не имеет никакого отношения к Минску, а предшественником её был Менский курень, где несли службу казаки из черниговской Мены. Впрочем, и в Беларуси своеобразный пароль змагаров - писать "Менск" вместо "Мiнск": нынешнее название Староминской утвердилось в 1821 году, когда вторая волна переселенцев с Черниговщины основали станицу Новоминскую по соседству.

5.


Прошлые кадры сняты на весьма оживлённом автовокзале. С его перронов хорошо виден целый городок мелких сталинских зданий, уходящий вглубь станичного рынка. Я сразу признал в них районную ВДНХ - да, бывало и такое в этих гигантских станицах, как например в той же Каневской.

6.


Никаких сведений о ВДНХ в Староминской мне найти не получилось, но что это может быть ещё? Тем более и Московская Выставка Достижений Народного хозяйства до 1959 году называлась Всесоюзной сельскохозяйственной выставкой, а значит и её уменьшенные копии вполне логичны в главной житнице страны.

7.


Теперь часть зданий законсервирована, часть - занята магазинами.

8.


В ателье я даже сунулся с вопросом, нельзя ли вотпрямщас подшить протёршиеся джинсы. Но администраторша ответила мне таким тоном, после которого остаётся лишь под землю провалиться со стыда: "Вы же взрослый вроде человек? У меня тут девочки работают, им что, штаны ваши грязные ВОТ ТАК к себе прикладывать? Должно же быть какое-то элементарное уважение к окружающим или нет?!". Запасные штаны я в ту поездку не взял, а потому надевал под джинсы шорты. И если в Средней Азии или на Кавказе в аналогичной ситуации швеи понимали мою ситуацию и, отмахнувшись от извинений, соглашались помочь, то Кубань - край не гостеприимный.

9.


Павильоны тянутся вдоль проулка:

10.


И заканчиваются таким же сталинским зданием хлебозавода, который, вероятно, был когда-то павильоном "Хлебопекарство":

11.


Мы вышли на центральную в станице Кольцовскую улицу с широкими тенистыми тротуарами. Нет, ну какое же это село?!

12.


Кубань вообще давно уже числится регионом "ненастоящей России" наряду с Москвой, Петербургом, Екатеринбургом, Татарстаном, Белгородом, Тюменской областью и ещё бог весть чем - ведь настоящая Россия там, где чёрные корявые избы, покосившиеся заборы, разбитые дороги, а люди пьют-пьют-пьют. Вероятно, в скором времени придётся где-то создавать национальный парк "Настоящая Россия", а пока "ненастоящая" наступает и множится. Вот так вот в сельской глубинке Кубани выглядит центральный сквер Петренко, в который упирается Кольцовская улица:

13.


14.


И никому в нём не мешает Ильич, словно напоминающий о турецком прошлом - в такой позе, по крайней мере в Восточной Анатолии, сделано большинство памятников Ататюрку.

15.


С другой стороны по скверу целит с постамента танк, причём не "тридцатьчетвёрка", а тяжёлый ИС-3 - такие успели застать последние месяцы Великой Отечественной (отошедшей на тысячи километров отсюда), но больше отметились в Корее и на Ближнем Востоке в армиях советских союзников

16.


У сквера начинаются и старые дома. Вот тут, на нынешней улице Петренко, жил атаман Емельян Ус, в этой станице занимающий то же место, что во многих городах - градоначальники-"отцы" начала ХХ века, строившие водопровод и открывавшие музеи. Ус тоже много построил в станице, организовал в ней кооператив и кредитное товарищество, успешно боролся с эпидемиями в Гражданскую войну, а после 1927 года объехал по этапам натурально весь ГУЛаг от Соловков и Урала до Казахстана и Колымы. В лагерях атаман провёл более 25 лет, в перерывах успел повоевать с фашистами и лишиться ноги, принять сан и послужить священником в Пятигорске. Что удивительно, не оставили Емельяна Ивановича в покое и при Хрущёве - умер Последний Атаман в 1957 году в тюрьме на Ставрополье, и лишь при Брежневе спустя 10 лет был полностью реабилитирован.

17.


С другой стороны от сквера, на углу Кольцовской - дом купца Туманова:

18.


А мы выходим на местную Красную улицу, которая до постройки ВДНХ явно была центральной в станице. Что следует хотя бы из названия, явно навеянного главной улицей Екатеринодара.

19.


Да и как бы не вся каменная дореволюционка станицы сосредоточена вдоль неё. Вот тут, например, сейчас спортшкола, при Советах был кинотеатр, а строилось здание в начале ХХ века и вовсе как станичная конюшня:

20.


Чуть дальше - и главный памятник эпохи Уса, совершенно городское по масштабу и красоте здание Атаманского правления (1914). Теперь его занимают школа искусств и краеведческий музей, а вон за дальним светофором висит огромная мемориальная доска Последнему Атаману.

21.


Дальше по улице - больница с колоритным сталинским корпусом:

22.


А вот укатанный сайдингом корпус поодаль - это вообще-то исторический дом купца Смыслова:

22а.


Здания с прошлых 3 кадров глядят фасадами в Парк 30 лет Победы:

23.


И если сам мемориал типовой, то исполнение его скульптур и барельефов отнюдь не сельского уровня:

24.


А парк за ним... нет, в "настоящую Россию" его не запишут.

25.


До 1937 года (то есть - почти за 40 лет до постройки мемориала) на этом месте стояла деревянная Рождественская церковь (1810), редкий на Кубани храм "первого поколения", плотники которого родились на Черниговщине и не забыли традиций украинского деревянного зодчества.

26а.


Чуть поодаль в 1897 году появилась ещё и каменная церковь Святого Пантелеймона:

26.


Снесли её в том же 1937 году, и теперь на этом месте - цеха завода "Сыродел" на улице Ленина. Продукция его (обычные сыры вроде "голландского") попадается в супермаркетах далеко за пределами Кубани:

27.


А в гостинице по соседству, на углу Пугачёва и Кирова, я ночевал. Выйдя в магазин - обнаружил весьма экспрессивный памятник Чапаеву (1967) у колхозного (это назначение, а не оценочная характеристика!) Дома культуры:

28.


Что же до Пантелеймоновской церкви, то от неё уцелел целый один камень, вделанный в стену Покровского храма:

29.


Построенного в 1991-2007 годах отнюдь не на историческом месте: оба храма находились в 1,5 километрах от нынешнего центра, только старый - на север, а новый - на запад.

30.


Кубань казацкая при Советах сменилась Кубанью колхозной, и нишу церквей заняли дома культуры. Они попадаются натурально по всей территории станицы - вот например "Кавказ" я снял с автобуса по пути в Ейск, существенно дальше собора:

31.


Другое напоминание о колхозной грани - обилие советского автопрома. Ну правда, не на хайлюксе же ехать в дальние поля и сенокосы?

32.


Кое-где в станице попадаются почти городские дома:

33.


Но в основном Староминская, как и вся Кубань - это частный сектор, бескрайнее море чьих-то домов, раскинувшееся на 8 километров. В основном дома эти опрятны и крепки:

34.


Но я, как водится, снимаю развалюхи. Это то, что местным жителям очень сложно понять, вот только развалюха среди коттеджей - чаще всего памятник иной эпохи. Это - не Россия настоящая, а Россия уходящая. И может пусть себе уходит, но фото на память - возьму:

35.


Вообще же из нашей эпохи сложно представить, насколько иначе станицы выглядели изначально. В предкубанской степи на позапрошлом рубеже веков они образовали квадратно-гнездовую сеть в 10-15 километрах друг от друга - на этом расстоянии был виден чёрный дым сигнального костра. Каждая станица поначалу состояла из единственной улицы между базов - полутораметровых заборов, через которые казак мог и стрелять, и сигать на лошади. Не менее важной была их конструкция из горизонтальных досок внахлёст, прибитых к толстым, глубоко вкопанным в землю шкворням - повалить баз до появления машин было почти невозможно. Базы прикрывали саманные или турлучные хаты примерно как на кадре выше, но только изначально три их стены строились глухими, а единственное оконце и дверь глядели в сад. Главным деревом этого сада была акация - растущая быстро и горящая жарко, она выращивалась казаками на дрова, но таким образом стала деревом-символом Русского Юга. В хатах, впрочем, жили казаки семейные, а в казармах, которые тут по старинке называли "курени", холостая молодёжь несла службу сил быстрого реагирования. А вот на Дону курень - это большой казачий дом, и если одежду (бешметы, бурки, папахи) и оружие (шашки и кинжалы) запорожцы по мере перерождения в кубанцев переняли с юга, то жилище - именно с севера, тем более что в 19 веке будущее Кубанское войско пополнило несколько донских и волжских полков. Ещё недавно облик станиц типа Староминской, Каневской или Кущёвской определяли примерно такие дома:

36.


...впрочем, всё показанное выше я обошёл уже позже, а с Тимашёвского вокзала яндекс-таксист довёз меня до арт-отеля "Былина" в симпатичном домике - то ли старинном, то ли грамотно стилизованны под старину:

37.


В отельной кафешке и ждал меня Антон. Да, вот такие кафе есть в кубанские станицах, и в меню тут не борщи (а жаль - они на Кубани интересные) да галушки, а крем-супы и боулы. Только вот ночевать я тут не остался - дороговато.

38.


Что же до мотобола, то не стоит считать его суровой казачьей забавой или вспоминать среднеазиатское козлодрание: гонять мяч, не слезая с мотоцикла, придумали ещё англичане в 1923 году. Причём, как я понимаю, началось всё это со своеобразной шутки на футбольном поле, призванной завлечь побольше народу на некий благотворительный концерт. Лучше всех юмор оценили французы, в 1930-х годах превратившие мотобол в профессиональный спорт с десятками клубов. Первые из них оформились в 1932 году в Париже, Реймсе, Витри, Авиньоне и Невере, а в 1933 году клуб "Сюма" из Труа изобрёл специальное оснащение для игровых мотоциклов. Расцветом мотобола стали 1930-50-е годы, когда играли в него на всех континентах... но даже тогда это был в первую очередь французский спорт, а потому и в полосу упадка он вступил следом за Французской колониальной империей. В Азии и Африке, несмотря на то, что в седло мотоцикла тамошний житель попадает буквально из рук акушера, мотобол быстро сошёл на нет, в Америке - и не был никогда особо популярен. Насколько я понимаю, чемпионатов мира по мотоболу не существует, зато ещё в 1964 году был учреждён Кубок Европы. По такому случаю о мотоболе прослышали и в Советском Союзе, ну а дальше партия сказала НАДО, комсомол ответил - ЕСТЬ! Первыми советскими центрами мотобола стали Элиста и Черкесск, и уже в 1967 году тамошняя команда "Домбай" взяла европейский кубок. К концу 1970-х же сделалось ясно, что мотобольная держава в мире - только одна. В 1982 году Кубок заменился на Чемпионат (то есть играли уже не клубы, а сборные), но ситуацию это изменило не сильно: в 1982-2020 годах (дальше и чемпионаты отменились) Франция выигрывала трижды, Германия - 5 раз, единожды - Беларусь, а Россия становилась чемпионом по мотоболу 24 раза, если считать 3 победы СССР и 1 - ещё не разделившейся в 1991-м СНГшной сборной.

39.


Но опять же для понимания более чем скромного масштаба, вся "мотобольная сверхдержава" - это 7 команд: "Металлург" из Видного (по факту - москвичи), "Ковровец" из Владимирской области, "Колос" из Ипатово и 4 команды из краснодарских станиц - "Агрокомплекс" (Старокирпильская), "Кировец" (Полтавская), "Комета" (Кущёвская) и "Заря" (Староминская). В Советском Союзе играли десятки команд, в том числе из больших городов, как например регулярно занимавший 2-3-и места "Вымпел" из Полтавы, но большинство из них не выдержали перехода к рынку. Элиста и Черкесск уже к концу 1970-х как-то сошли со сцены, и последние 40 лет видновский "Металлург" почти безраздельно господствует в мотоболе . В 1980-х серьёзную конкуренцию ему составлял "Ковровец", и думаю, географию тут всецело определяет экономика: в Москве, где есть всё, и в Коврове, где крупнейшее в Советском Союзе производство лёгких мотоциклов и мопедов шло на военном Заводе имени Дегтярёва, просто легче всего было разжиться качественным запчастями. В постсоветском разрухе и "Ковровец" сошёл со сцены - команда ещё есть, но как заметил Антон, на матчи они добираются рейсовым транспортом. А вот казаки... пересесть с обычного коня на стального и шашку поменять на мяч им оказалось не трудно! Настоящим центром мотобола в России можно считать, пожалуй что, ставропольское Ипатово - небольшой и довольно глухой городок с сильной командой, определяющей там хобби и досуг. Нас же ждал матч крепкого середняка ("Комета") с аутсайдером ("Заря"):

40.


У входа на стадион - касса, и билеты на матч продаются за баснословные 100 (прописью - сто) рублей: в Краснодаре в музей сходить в разы дороже! Над полем неслись ремиксы песен Цоя, а на длинных и узких скамьях собирался народ - вот они, кубанские казаки 21 века:

41.


Окончательный вид мотобол принял к 1966 году, когда спешился прежде также игравший на мотоцикле вратарь. Полукруг перед воротами, здесь отмеченный рыхлой землёй - единственное место, куда нельзя заезжать на мотоцикле. Впрочем, ещё до того, как мы услышали стрёкот моторов, меня удивил мяч примерно вдвое крупнее футбольного - 45 сантиметров в диаметре и весом около килограмма:

42.


Игровые мотоциклы тоже не просты - во-первых, у них есть строгое ограничение по размеру (вес не более 120кг без топлива), во-вторых снизу крепятся так называемые плуги, которые не дают мячу залететь под мотоцикл, а наездник может прижать мяч к ним ногой. Так и не понял, что здесь кустарный тюнинг, а что заводское, но единственные подходящие по характеристикам мотоциклы OSSA и Gas-Gas (в 2015 году эти компании объединились) серийно производятся в Испании.

43.


Вот и кущёвские приехали!

44.


В обеих командах по 6 человек, а единовременно на поле выезжают четверо:

45.


Хозяева:

46.


И их самоуверенные гости:

47.


Играют в 4 периода по 15 минут с 10-минутными перерывами. После второго - меняются сторонами поля. Ведёт мяч игрок вот так - прижав ногой к плугу, и лишь в какой-то момент мгновенно выпускает и не сбавляя скорость бьёт сапогом. Опасная в общем игра имеет множество не очевидных, но явно наработанных с чьей-то болью правил: блокировать можно только игрока с мячом, по параллельной траектории в одном с ним направлении и только с той стороны, где мяч. Отобрать у него мяч можно только ногой - ни в коем случае не колесом, а вот игрок и его мотоцикл считаются единым целым - забивать мяч можно в равной степени ногами, головой или корпусом машины.

48.


Слетают с железным коней игроки нередко, но по крайней мере в том матче обошлось без травм. Впрочем, на 100-метровом поле не разгонишься - скорости тут если и больше, чем у бегущих футболистов, то не сказать чтобы намного.

49.


Но всё же мотобол зрелищнее: над полем - множественный, как у роя насекомых, стрёкот мотоциклов, сизый дым, пыль из под колёс, полёт огромного мяча, эффектные удары по нему сходу, и как везде - свистки судей да крики зрителей.

50.


Вот парочка видео, которые я снял - в этом в начале можно увидеть удар по мячу:

image Click to view



А это лучше даёт представление обо всём процессе. У чемпионов всё в общем так же, только скорости выше и пасы дальше.

image Click to view



Под навесами, где команды собираются в перерывах - наготове инструменты, масло и бензин:

51.


У "Зари" любой успех становится сенсацией мотобола. Тот матч они неплохо начали и до последнего имели шансы на победу, но буквально в последний момент "Комета" выхватила ничью со счётом 3:3. Чемпионом России же в 2023-м году стал "Колос" из Ипатово.

52.


Но команду свою здесь любят, и местные, когда я говорил им, что приехал сделать репортаж про мотобол, радостно кивали головами и вспоминали то как сами занимались этим в школьной секции, то как эти занимался сын. Мы же как-то незаметно сместились на другую сторону поля. В завершение рассказа - зрители. Староминские:

53.


И кущёвские. Их станица - соседняя: 45 километров на восток, и её прототип - курень (а теперь село) Кущёвка близ Днепропетровска. С Днепра на Кубань кущёвские перебрались в 1794-м, а Александр III зачем-то подселил к казакам ещё и крещёных евреев. Ныне в Кущёвской - 30 тысяч жителей, станция железной дороги к столицам кавказских республик и главная на Русском Юге трасса "Дон", лишь через полсотни километров разветвляющаяся с Бакинкой. Только вот путевых заметок из Кущёвской я почему-то не видел...

54.


Но нам дальше дорога не в Кущёвскую, а в Ейск, анонсированный ещё в прошлой части.

ЮЖНЫЕ МОРЯ-2023
Обзор и оглавление.
Черноморское побережье Кавказа - будет позже.
Кубань
Краснодар. Красная улица и черкесы.
Краснодар. Красная улица и всё остальное.
Староминская и мотобол.
Приазовье
Ейск. Берега и колорит.
Ейск. Старый город.
Азов. Крепость.
Азов. Город.
Таганрог. История, устройство, колорит.
Таганрог. Набережная и Греческая улица.
Таганрог. Петровская и Фрунзе.
Таганрог. Старый вокзал, Александровская, Чехова.
Таганрог. Индустриальные окраины.

событийное, Краснодарский край, казаки, железнодорожное, дорожное, Русский Юг

Previous post Next post
Up