Двухэтажные церкви Армении, v. 2

Dec 08, 2013 13:19

Я года три назад как-то написал пост про них, теперь немного дополнил информацией и новыми фотографиями. Это уже обновленный пост.
В армянской архитектуре средневековья встречается интересная композиционная группа своеобразных памятников - двухэтажных церквей усыпальниц. Известно пять уникальных сооружений, датируемых XIII-XIV вв.








Первым в хронологическом порядке, который и является предшественником этих сооружений является книгохранилище с колокольней монастырского комплекса Нор-Гетик (Гошаванк) в деревне Гош.


Здание возникло не одноэтапно. В 1241 году при настоятеле Мартиросе было построено небольшое здание с нишами для хранения книг служащее монастырской библиотекой. Перекрытие первого яруса осуществлено на перекрещивающихся арках, которые в принципе воспроизводят в камне форму деревянного перекрытия народного жилого дома - хазарашен (аналогично перекрытию трапезной монастыря Агарцин). Через 50 лет, в 1291 году, мастера Дасапет и Карапет (по другим данным - Григор и Закиос) возвели на первом ярусе церковь-колокольню С. Хрештакапетац (Св. Архангела). На второй этаж можно было попасть по консольным каменным ступеням, расположенным с обеих сторон западного входа. Второй этаж заканчивался колокольней с ротондой, которая ныне не сохранилась, сейчас вместо ротонды временный пластмасовый купол.

Вторым в этом списке идет церковь Сурб Аствацацин (Св. Богородицы, встречаются также названия С. Аракелоц, С. Хач, С. Ншан) в Егварде, построенная известным архитектором Шахиком (который помимо всего прочего является еще и автором мусульманской гробницы в Хачене (Хачин-Дорбатлы)).


Надпись на тимпане церкви свидетельствует о завершении строительства в 1321 году. Началось строительство церкви в 1301 году по указанию местного князя Азизбека (сына Авага) и его жены Вахах (дочери Хар Аслана) и было приурочено (или совпало) к 1000-летию принятия христианства в Армении. Первый этаж представляет из себя четырехугольное сооружение с западным входом. На первом этаже находится усыпальница. Здесь покоятся сыновья Азизбека. Второй, церковный, этаж имеет в плане форму креста, крылья которого покрыты двускатной кровлей, и заканчивается 12 колонной ротондой колокольни. Вход на второй этаж тоже с запада. На второй этаж поднимались с помощью деревянных лестниц приставляемых к стене к трем консольным каменным ступенькам у входа на второй этаж.


На стенах церкви присутствуют множественные барельефы с узорами, библейскими сюжетами, и изображениями животных и птиц.



Следующим в хронологическом порядке идет церковь С. Аствацацин (Св. Богородицы) монастырского комплекса Нораванк.


Церковь построена в 1331-1339 гг. при князе Буртеле Орбеляне, поэтому называется иногда Буртелашен. Архитектором является гениальный мастер по камню и художник Момик. Композиционно церковь почти полностью повторяет схему С. Аствацацина в Егварде. Первый этаж является полуподвальным, и имеет снаружи прямоугольную форму, а изнутри - креста. Второй этаж имеет форму креста и заканчивается 12 колонной ротондой. Ротонда колокольни была разрушена во время землетрясения в 1840 году, ныне восстановлена. Фасады церкви также богато украшены резьбой. Входы в церковь с запада. В цекровь на втором этаже поднимаются по консольной каменной лестнице, насчитывающей 13 ступенек. Отдельного упоминания стоят тимпаны церкви. Если на тимпане церкви С. Аствацацин в Егварде присутствует только круговой щитообразный узор и короткая строительная надпись, то в Нораванке орнаментальное оформление тимпанов несколько изолировано от основного решения церкви. На тимпане первого этажа в полукружии покрытой сталактитовым рельефом арки, изображена Богоматерь с младенцем, по сторонам ее - архангелы Михаил и Гавриил.


Тимпан над входом на второй этаж изображает Христа с апостолами Петром и Павлом.
В этих скульптурах обнаруживается самостоятельность каждого объема фигур внутри горельефа. Горельефы не являются работой Момика, а сделаны скорей всего после его смерти его учениками.

Церковь-колокольня С. Аствацацин (Св. Богородицы) в Карби несколько отличается от типичных церквей-усыпальниц.


Построена в 1338 году неизвестным архитектором. Первый и второй этажи представляют из себя квадратное в плане сооружение. Первый ярус имеет большой арочный проем, который заполняет все пространство первого этажа. Второй этаж имеет вход с западной стороны, и заканчивается ротондой с 8 колоннами. На колокольню второго этажа поднимаются по приставной деревянной лестнице.

Последним в списке идет церковь Каптаванк в деревне Капутан датированная 1349 годом.


Архитектор неизвестен. Сооружение повторяет схему церквей С. Аствацацин в Егварде и Нораванке. Первый этаж прямоугольный в плане, а второй - крестообразный. Входы с западной стороны. На второй этаж поднимались по деревянным лестницам прикладываемых к стене к консольным каменным 5-ю ступенькам. На фасадах орнаменты и скульптуры почти отсутствуют.


Над входом второго яруса высечена большими цифрами дата строительства.
UPD 2013.12.16: Чуть не забыл, в Ваанаванке возле Капана, есть двухэтажная церковь с мавзолеем С. Аствацацин, где похоронен католикос Авганка Степанос. Датируется 1086 годом.


Конструктивно эта церковь не схожа с вышеописаными, но не исключено, что именно она является их прототипом.

Литература по теме:
Арутюнян В. М., Сафарян С. А. Памятники армянского зодчества, 1951
Токарский Н. М. Архитектура Армении 4-14 вв., 1961
Степанян Н. С. Искусство Армении: Черты историко-художественного развития, 1989.
Якобсон, А. Л. (1983) Сельджукские отклики на темы армянский средневековой архитектуры.


историческое наследие, двухэтажная церковь, архитектура армении, эпиграфика, искусство армении, памятники истории

Previous post Next post
Up