Раздел «боги небесные и земные» в «Собрании примечательных рассказов»: итоги

Oct 31, 2024 23:46



Прежде чем переходить (авось) к другим историям из сборника Татибана-но Нарисуэ, попробую подвести итог раздела о богах. Истории из этого раздела - по тегу «Собрание примечательных рассказов».
В самом начале упомянуты были 22 главных святилища Японии - они в конце эпохи Хэйан, в XII веке, получали дары от государева двора. Из них дальше в рассказах говорится о двенадцати: это, конечно, Исэ, Ивасимидзу и Камо, а также Фусими Инари, Касуга, Сумиёси, Хиёси, Ёсида, Хирота, Китано, Ниу-каваками и Кибунэ. Из них больше всего рассказов о Камо (шесть). За рамками остались древние святилища в окрестностях Нара (Исоноками, Оомива и другие) и некоторые столичные, например, Мацуноо.
Кроме этих святилищ обсуждаются Найсидокоро во дворце (где хранится зеркало Солнечной богини); провинциальные (Ицукусима в краю Аки, столь любезное сердцу Тайра-но Киёмори, а кроме него - святилища в краях Кадзуса, Сэтцу, Суо); святилища богов на горе Хиэй кроме собственно Хиёси; святилища гор Кумано; храм Конфуция в столице (как он сюда затесался, было тут).
Совместное почитание богов и будд для Нарисуэ привычно, его он не обсуждает; примерно в трети рассказов герои - монахи. Общая тема всех рассказов - как люди связаны с богами, за что боги карают и награждают, какие качества нужно иметь, чтобы быть любимцем богов.
Основных сюжетов три, они могут совмещаться: боги открывают людям какие-то знания в вещем сне или через одержимых; боги являют свой гнев; боги откликаются на молитвы и на песни или помогают людям даже и без молитв.
Какие знания боги открывают людям: что буддийский обряд отгоняет демонов (рассказ 3-й); что иноземный бог решил поселиться в Японии (4-й); что здешний бог готов защищать Закон Будды, ибо по сути-то он бодхисаттва (5-й); что за попечение о буддийском храме человек будет награжден земным успехом и после смерти войдет в сонм богов, ибо действовал ради своего покойного родича (6-й). А ещё - что напрасно государь отправил в ссылку своего посланца по божьим делам (9-й); что народилось новое божество (10-й); что не надо в храм Конфуция подносить убоину (в Китае надо, а в Японии нет, здесь Учитель следует обычаю Исэ, 12-й). Кроме того, боги знают, кем человек был в прошлой жизни (27-й) и кто в нынешней жизни займёт какую должность (29-й); кому из мирян кто из жрецов подойдет в наставники (31). И ещё боги сообщают, что им неугодны безобразия, творящиеся в стране, и грозятся уйти (21-й, в итоге всё же не ушли); что древний мудрый воин Такэноути возродился в мире людей, чтобы положить начало правлению сиккэнов Хо:дзё: в камакурской Ставке (24-й). А угодны богам те, кто радеет о чистоте и прямоте, своей - и других людей (19-й, 24-й).
Гнев богов вызывают: монашеские распри и невмешательство мирских властей (8-й); злоупотребления наместников (11-й и 15-й). В целом получается так: о своих делах боги возвещают словами, а когда вмешиваются в дела между людьми - вот тут вещаний может быть недостаточно, требуется что-то более ощутимое (например, являются тысячи змей). Зеркало Солнечной богини, по идее, не может разрушиться, когда на нём после пожаров видят изъяны - это тоже знак, что у людей дела идут неладно (2-й).
Боги помогают прежде всего получить должность (рассказы 7-й, 16-й, 20-й, 25-й, 28-й, 31-й, 32-й); вернуться из опалы (13-й); обрести обильное потомство (16-й); проливают дождь в пору засухи (17-й); поддерживают восстановление разрушенных храмов (26-й); открывают причины нынешних несчастий человека и в итоге помогают справиться с ними (27-й). Иногда боги, наоборот, мешают мирскому процветанию или даже насылают беду, чтобы человек достиг успеха на буддийском Пути (23-й) или чтобы вспомнил, с кем из богов он в родстве, и чтил бы их (30-й, 33-й). Милость богов можно привлечь и молитвами, и добрыми делами, и «родными песнями».
Если попытаться подытожить, чем боги отличаются от будд, - то получается, по-моему, что пристрастностью: они кого-то милуют иногда неизвестно за что, иногда за заслуги, иногда по-родственному, заранее не угадаешь. Боги, наверное, не так непредсказуемы, как игральные кости или воды реки Камо, но и не так постоянны, как будды. Единого замысла или воли у богов, кажется, нет, от разных людей боги хотят разного. Как и в других сочинениях, очень трудно вывести специальность богов: Сумиёси - бог моряков и поэтов, но не только; Хатиман - хранитель мира и покоя (а вовсе не бог войны), но далеко не только… Боги Камо в рассказах, которые отобрал Нарисуэ, в основном отвечают за назначения на должности, но как это понимать? Обеспечение жителей достойной службой входит в обустройство столицы, а божества Камо почитаются как ее защитники? Расставить подходящих людей на придворные должности важно для поддержания общей чистоты, чтобы на ежегодный обряд очищения чиновники приходили без дурных мыслей? Или непостоянная река Камо связывается с образом божества наподобие Фортуны, подателя удачи одним и неудачи другим?
Опять-таки во введении к этому разделу сборника говорилось, что Япония - «страна богов». Видимо, для Нарисуэ это значит: жителям следует учитывать, что на их поступки откликаются боги, могут прийти на помощь, но могут и помешать. Дальше в книге о богах речь ещё зайдёт в разделах о разных мирных и воинских искусствах, авось когда-нибудь доберёмся и до них.

поучительные истории, боги, Хэйан, Камакура, Собрание примечательных рассказов

Previous post Next post
Up