Из мастеров «творческой гравюры» наш любимый - Хирацука Унъити 平塚運一 (1895-1997), начнём сегодня разговор про него.
Родом он из Мацуэ, как сам он писал и говорил о своём родном городе - «это где жил и работал Лафкадио Хёрн». Иностранный, западный взгляд на Японию и японский - на другие страны будут для Хирацуки не менее значимы, чем для Ёсида Хироси.
Дом Лафкадио Хёрна.
С традиционным искусством, по словам Хирацуки, он впервые познакомился на примере своего деда, строившего дома и буддийские храмы, и отца-столяра, а ещё - на примере знакомого резчика печатей. Еще ребенком Хирацука попробовал резать печати сам - и этот опыт монохромной миниатюры потом будет для него очень важен всю его долгую жизнь. Из других влияний юности мастер называл журналы новых литературных и художественных направлений начала XX века, "Сиракаба" и другие. А потом в Мацуэ приехал
Исии Хакутэй, редактор и автор нескольких таких журналов, Хирацука познакомился с ним - и как часто бывало с Исии, он вдохновил молодого художника, стал, по признанию Хирацуки, главным его учителем на всю жизнь. Ещё Хирацука учился в Токио западной живописи у Окада Сабуроскэ (а среди учеников Окады был, например,
Кавасэ Хасуй, в будущем - один из самых известных мастеров не «творческой», а «новой» гравюры). А гравюрной технике, по совету Исии, Хирацука учился у резчика Игами Бонкоцу - того самого, кто резал доски для самого Исии, когда тот работал традиционным способом, с разделением труда. И Хирацука освоил ремесло резчика и печатника - настолько, что Исии принял его копии старых гравюр как достойные. Высокая оценка - учитывая, как резко Исии отзывался о халтуре, господствующей в традиционной «японской гравюре», переставшей быть искусством. Закончив учёбу, Хирацука стал печататься в журналах.
Вот такой работой он отозвался на Большое землетрясение в Канто 1923 г.
В кругу мастеров «творческой гравюры» к 1920-м гг. стало складываться своё разделение ответственности. Хирацука был главным по технике, тогда как Онти Ко:сиро: (о нём мы, авось, ещё расскажем) - главным по идейной части. Важной для этого круга мастеров стала серия «Сто видов нового Токио» 1928-1932 г. Её делали восемь авторов - все приверженцы «творческой гравюры», все разные и каждый по своему интересный, Целиком ее можно посмотреть
тут.
Мост Нихон-баси.
Дворец Акасака.
Мост Сукия-баси
Синобадзу в снегу.
В 1927 г. Хирацука выпустил первую книгу по мастерству гравюры (потом их будет ещё несколько), а в середине 1930-х стал преподавать в Токийской школе изящных искусств. Вёл он курс и в школе у
Ямамото Канаэ. В военные годы успел побывать в Китае, преподавал и там, а после войны основал свой институт искусств в Мацуэ.
Вот ещё его пейзажи, японские и не только:
Храм Хо:рю:дзи в Нара.
Гора Асама.
Дождь на реке Тама.
Колокольня под дождём.
Корея: та самая древняя обсерватория, столь любимая в дорамах.
Корея, пагода царства Пэкче.
И ещё храмы.
И христианские тоже.
И как же без лодок!
Вот такие у Хирацуки цветы.
И портреты тоже есть.
После войны Хирацука в цвете почти не работал. А в 1962 г. уехал в США и там прожил до 1990-х, делал гравюры по американским знаменитым видам, очень лаконичные и тоже прекрасные.
Но о них, как и о других его монохромных работах, - в следующий раз.
Хирацука Унъити за работой. А вот тут -
его сайт с галереями гравюр и фотографий.