Некоторое время назад мы рассказывали о художнике Кабураги Киёкате и его многочисленных учениках (
1,
2). Дошла очередь до последнего из них - и самого знаменитого не только в школе Киёкаты, но, пожалуй, и вообще в японской гравюре ХХ века (наравне с Охарой Косоном). Звали его Кавасэ Хасуй (川瀬 巴水, 1883-1957), и жизнь у него была непростая.
Хасуй - это, как положено, псевдоним, настоящее его имя - Кавасэ Бундзиро:. Отец его торговал в Токио шёлковой галантереей, а дядя по матери, Канагаки Робун, он же Нагаки Бундзо:, был заметным человеком в околокабукинских кругах и, кроме того, наладил выпуск едва ли не первого в мэйдзийской Японии журнала комиксов-манга. И хотя дядя умер, когда племяннику было всего одиннадцать, Хасуй также всю жизнь оставался заядлым театралом - хотя кабукинских гравюр у него очень мало.
Театр Кабукидза.
Мальчик был малорослым, близоруким, очень слабого здоровья; на большую часть года его отправляли к родне на горячие источники в Сиобару - потом этот край появляется на многих его гравюрах.
Сиобара осенью. 1930-е годы
Учиться рисовать Бундзиро: хотел с детства, и время от времени устраивался на обучение к кому-нибудь из токийских художников - но, как правило, очень ненадолго: надо было помогать в лавке, он, как-никак, считался наследником. Потом отец отчаялся (да и дела шли всё хуже), выдал за старшего приказчика дочь и передал управление лавкой ему. А двадцатипятилетний Кавасэ Бундзиро: радостно бросился к Кабураге Киёкате. Тот, однако же, в ученики его сперва не взял, а на два года пристроил в мастерскую Окады Сабуросукэ, модного мастера, писавшего маслом в европейской манере ё:га, очень неплохого портретиста. И только через пару лет, в 1910, Бундзиро: сумел-таки попасть в число учеников самого Киёкаты и стал прозываться «Хасуй». Гравюрой и на жизнь заработать было, в общем, проще, чем масляной живописью, за которую платили дорого, зато спрос был очень ограниченный. Хасуй не отказывался ни от какой работы: открытки, плакаты, журнальные иллюстрации, эскизы узоров для текстиля… Это было не очень интересно, и Хасуй уже был близок к отчаянию и хотел всё бросить. Но тут он увидел «Восемь видов О:ми» - серию пейзажей своего однокашника Ито: Синсуя, и понял - это его жанр! Девять десятых работ Хасуя (а он создал их очень много даже по японским меркам) - это именно пейзажи на отдельных листах. (Сам Ито: Синсуй был прекрасным пейзажистом, но гораздо больше прославился «картинками с красавицами».)
Усердие Кавасэ Хасуя нравилось Киёкате, который о своих учениках заботился, и он пристроил очередного ученика к величайшему издателю гравюр тех лет - Ватанабэ Сё:дзабуро:, которого мы уже не раз упоминали. Тому работы Хасуя понравились, он стал заказывать ему целые серии - поначалу в основном виды Токио и ближайших окрестностей.
Из этих серий, 1919-1921 годы. А следующая гравюра сохранилась и в цветном виде, и в чёрно-белом, с одной доски - редкий случай!
Ещё одна тогдашняя серия была посвящена родной Сиобаре, а потом воспоследовал и богатый заказ от настоящего магната: тогдашний глава компании «Мицубиси», барон Коята Ивасаки, поручил Хасую изобразить свою загородную усадьбу и сад, чтобы раздавать оттиски гостям на память:
Дела начали налаживаться, но в Великом землетрясении 1923 года погибли почти все собственноручные эскизы Хасуя (вместе с его домом) и изрядная часть досок и тиража готовых гравюр (вместе со складами Ватанабэ; некоторые из уцелевших досок всплыли уже после смерти художника, и с них были сделаны отпечатки почти через полвека). Ватанабэ, однако, уже оценил Хасуя, а сам он всё же не был разорён и довольно быстро оправился; он одолжил бездомному художнику денег и отправил его в путешествие по всей Японии - из которого Хасуй должен был привести изображения всех природных и культурных достопримечательностей, с которыми столкнётся. Это было первое (но далеко не последнее) большое путешествие художника. Дело в том, что Хасуй принципиально работал только с натуры - этому многие удивлялись, ещё недавно такая манера была признаком бездарности, и не все привыкли, что времена изменились.
Остров Садо
Мацусима
Арика и Араси
Идзумо - в двух вариантах расцветки
Ватанабэ благотворителем всё же не был и финансировать все эти путешествия не брался, другие издатели, с которыми время от времени сотрудничал Хасуй, - тем более; он неустанно путешествовал за свой счёт и тратил на дорожные расходы (и на врачей - здоровье не улучшалось) большую часть своего заработка. Зато год за годом печатались сотни его пейзажных гравюр (в вырезывании досок и печати он нередко участвовал сам). Помимо них, он немного писал маслом, расписывал ширмы, писал картины-свитки - но знаменит стал именно гравюрами.
Храм Сиба, 1925
Болото Усики и побережье Иё, 1930-е
Снежные пейзажи Хасуй особенно любил
Золотой павильон в разных тонах
Уже с 1930 года он начал выставляться уже и за границей; на него обратили внимание западные коллекционеры (первым был американец Роберт Мюллер, кстати, скончавшийся не так давно в почти столетнем возрасте - он ещё в 1931 году за 5 долларов приобрёл гравюру Хасуя и с тех пор очень его полюбил и широко рекламировал). Пригодилось и то, что младший брат Хасуя перебрался в Англию ещё в пору Первой Мировой, да так там и осел, женился на англичанке, завёл семью и широкие знакомства. Какое-то время на западе Хасуй был известнее, чем дома, и был объявлен «новым Хиросигэ».
Сам он, однако, Японии почти не покидал - разве что в 1940 году побывал в колониальной тогда Корее. Кстати, тамошние его работы были признаны не слишком патриотичными: обычные невесёлые пейзажи, без счастливых корейцев и новостроек, выросших под благим имперским влиянием…
Корея
Во время войны бомбёжкой и пожаром снова был уничтожен токийский дом Хасуя, и он перебрался в Сиобару. Зато после войны то, что умаляло его успех прежде - полное отсутствие ура-патриотической тематики, портретов вождей и генералов с адмиралами, картин во славу императорской армии и флота, исторических гравюр про самурайскую доблесть - обернулось ему на пользу: в отличие от многих современников, он не попал в опалу ни у американцев, ни у японского правительства. Впрочем, времена были трудные, и ему опять пришлось не ограничиваться пейзажными листами, а рисовать наброски к юбилейным открыткам и так далее (вплоть до картинок с Санта Клаусом!)
1950-е годы
И, конечно, его пейзажи оказались прекрасной рекламой для привлечения туристов. Тем не менее заграничная его слава теперь распространилась и на родную Японию - Хасуя признали великим мастером, а за год до смерти, в 1956 году, он был объявлен Живым Национальным Сокровищем Японии.
Виды Фудзи, 1930-е - 1950-е. Сразу видно, которая гравюра - военных времён…
В следующих выпусках мы покажем как пейзажи, которыми Хасуй прославился, так и менее обычные для него работы в других жанрах, не столь известные.