Продолжим разговор о «творческой гравюре». Сегодня посмотрим, как в этой области работал Исии Хакутэй 石井柏亭 (1882-1958) - человек, введший в оборот сам термин и провозгласивший
«Рыбака» Ямамото Канаэ началом нового направления в японском искусстве.
Семья Исии была в чём-то похожа на нашу любимую семью Ёсида. Ещё в XIX в. эти мастера традиционной живописи нихонга стали осваивать западные техники, отец Хакутэя занимался литографией, сам он учился и японской, и западной живописи, писал пейзажи и портреты. Кроме того, уже в 1900-х он стал со-основателем и постоянным автором нескольких художественных журналов: с гравюрами, репродукциями, критикой и многим другим. Исии входил и в литературные группы, в том числе в Пан-но кай, объединение японских «парижан». Начало 1910-х провёл уже собственно в Париже, а когда вернулся, выпустил множество очерков о современном западном искусстве, в том числе и русском.
«Лесоторговля в Киба», наряду с «рыбаком», считается программной для «творческой гравюры».
Гравюры Исии 1910-х - это в основном попытки обновить традиционные гравюрные жанры укиё-э, начиная с самых, условно говоря, коммерческих, где требования рынка, по его оценке, нанесли особенно сильный урон. В 1912 г. Исии Хакутэй выпускает (правда, не заканчивает) серию «Двенадцать видов Токио».
Вроде бы традиционное соединение портретов красавиц с пейзажами - только пейзажи эти современные, девушки - тоже, лишь условно изображают красавиц из веселых кварталов былых времён.
Вот тут серия показана полностью. Эти гравюры «авторскими» не были, кроме Исии над ними работали резчик Игами Бонкоцу и печатник Нисимура Кумакити.
Ещё из той же серии
Чуть позже Исии пробует по-своему показать и актёров - в журнале «Син-нигао», основанном для того, чтобы опробовать новые приёмы в театральной гравюре. Кроме него в этом журнале печатался Натори Сюнсэн, чьи работы - гораздо более знаменитые - мы не раз приводили в рассказах о пьесах Кабуки. У Исии чаще актёры появляются не в классических ролях, а в современных.
Актриса Хисамацу Киёко в роли Мицуэ в спектакле по знаменитому «Золотому демону».
А здесь актёры Кабуки, Итикава Энноскэ II (царь) и О:тани Томоэмон VI (злой советник) играют в Императорском театре в пьесе по мотивам той истории, которая у нас недавно была в версии из «Стародавних повестей»: про
погибель рода шакьев.
Пьеса драматурга Мусянокодзи Санэацу, антивоенная, называлась «Даже я не знаю», «Васи-мо сиранай». Будду в ней играл Морита Канъя III, вот он на обложке журнала:
(«Даже я не знаю» - ответ Будды на вопрос его ученика Мокурэна в конце пьесы: когда же в мире не станет войн…)
Ещё из актёрских портретов: попытка сохранить основные черты старой гравюры, и в то же время по-новому дать выражение лица и общий настрой.
Накамура Дзюдзабуро в роли Исогая
Потом Исии сосредоточится в основном на живописи, «творческую гравюру» будут развивать уже другие мастера. А он останется открывателем, вдохновителем, критиком и популяризатором этого направления.
Но вот еще несколько его пейзажей, японских и корейских:
Гиндза в 1925 г.
Пейзаж с постройками над водой
Пейзаж с деревней и речкой
Сеул
Река Тэдон
Горы - совсем другие, чем у Ёсида Хироси
И лодки другие
А это один из опытов Исии в литографии