В нашей семейной саге про Ёсида много раз заходила речь о «творческой гравюре» 創作版画, со:саку ханга, - одном из двух больших направлений японской гравюры XX в. В отличие от сторонников «новой гравюры», син-ханга, которые старались сохранить традиционную технику, устройство мастерских, разделение труда, мастера «творческой гравюры» всю работу он наброска до печати выполняли сами. Несколько художников, в том числе Ёсида Тооси, работали и самостоятельно, и в мастерской.
Мы попробуем в нескольких постах рассказать о других мастерах «творческой гравюры».
Её история начинается с программного «Рыбака» Ямамото Канаэ 山本鼎 (1882-1946), выпущенного в 1904 г. Техника и манера тут, скорее, западные, но тема японская. При этом художник старается уйти от того нарядного «японизма», которого к концу XIX века стало много в гравюре укиё-э, нацеленной в том числе и на экспорт, на западный рынок.
Ямамото начинал как гравер западной школы в газетах: готовил к печати фотографии, карикатуры и прочее. В пору Японо-китайской войны 1894-1895 гг. он уже много печатался. Потом учился западной живописи, познакомился с художником-«западником» по имени Исии Хакутэй 石井柏亭 (1882-1958). «Рыбак» был напечатан в журнале «Мё:дзё:» 明星 вместе со статьёй Исии о новой, «творческой» или «авторской» гравюре, передовой по сравнению с традиционной гравюрой - коммерческой, где замысел художника подчинён вкусам покупателей.
Вот еще рыбаки из той же серии Ямамото.
Потом Исии и Ямамото с единомышленниками издавали журнал «Хэйтан» 平坦, где впервые появляется японский современный термин для «гравюры» - ханга, вместо привычного укиё-э. Были и другие журналы нового направления, в том числе «Хо:сун» 方寸, Ямамото в них не только печатал свои авторские работы, но выступал и как гравер-ремесленник - делал репродукции графики и живописи других художников.
Обложки журнала «Хо:сун».
Вместе с Сакамото Хандзиро: 坂本繁二郎 (1882-1969) Ямамото в 1911 г. выпустил серию «Наброски сценических образов», 草画舞台姿 «Со:га бутай сугата» - по случаю открытия Императорского театра в Токио. Здесь соавторы возвращаются к японской гравюре, их листы «авторскими» в строгом смысле слова не были, гравировал их Игути Минору. Зато гравюры авторские по способу подачи старинной театральной темы.
В 1912-1916 гг. Ямамото побывал в Европе и в России, где на него особенное впечатление произвёл московский Кустарный музей и новейшие разработки по части детского рисунка. Ямамото посетил, как положено японцу, Ясную поляну, а домой возвращался через всю Сибирь.
Вот несколько его работ из той большой поездки:
Китаянка
Бретонка
Московский пейзаж
Ещё Москва
Позже его за это путешествие в Россию подозревали в симпатиях к коммунистам, а сам он занимался и исследованиями по японскому и тайваньскому народному искусству, и преподаванием «свободного» рисования для детей.
Ямамото в своей школе в Нагано
И ещё несколько его работ:
Пейзаж
Пейзаж с детьми
Нам нравятся вот такие его бытовые зарисовки
И напоследок - живописный автопортрет времён путешествия по России: