Ещё одна книжка картинок Китао Масаёси - «В одно касание по воле сердца» (心機一拂, «Синки ицуфуцу», 1801 г.). «В одно касание» - в смысле, что это не проработанные многоцветные гравюры, а почти наброски, наподобие его любимых манга. А «по воле сердца» - потому, что выбор сюжетов достаточно произволен, хотя и вполне традиционен: «цветы и птицы», пейзажи, натюрморты, герои древности, благопожелательные персонажи, но ни в какую очевидную систему не приведённые. На самом деле это даже не одна книжечка, а три - три выпуска. Сегодня будет первый.
Соколы. Во времена Масаёси охота с ловчими птицами была уже редкостью, но входила в число «благородных обычаев старых времён».
«Ужас на сухом дереве» - рогатая сова, чьё «лицо» напоминает театральную маску демона:
Просто ласточка на иве:
Дракон в облаках:
Слева - просто цветок нарцисса, а вот справа - драматическая сцена, где поэтесса Оно-но Комати смывает стихи с листа бумаги. Зачем (и в каком действе театра Но:) она это делала, мы рассказывали
здесь:
«Четверо спящих» - отшельники Кандзан и Дзиттоку (Хань Шань и Ши Дэ), рядом их учитель Букан (Фэн Гань) и ручной тигр (которого толком не видно) . Мы их уже встречали, в частности,
у того же Масаёси:
Воробей на бамбуке
Бог счастья Фукурокудзю с журавлём, птицей долговечности:
Поэт
Хитомаро и растение китайский колокольчик (которое было на гербе у Акэти Мицухидэ):
Мышка и кукуруза (а написано - сорго, может быть, кукурузе тогда ещё японского названия не придумали…)
Камышевка на сливе
Ворон и цапля, самая чёрная и самая белая птицы:
Цветок вечного счастья, он же Adonis ramosa, а также бог счастья Дайкоку
Зайка и бесогон
Чжун Куй (Сё:ки):
Опийный мак и «горы-воды», то есть пейзаж:
Куриная семья:
Очень хохлатый зхмородок на лотосе:
Ван Сичжи, знаменитый каллиграф (303-361), с учеником
Завершает этот выпуск Бодхидхарма, он же Дарума.
(Продолжение будет)