Чертогон

Dec 29, 2015 10:16


В канун Нового года в Китае и вообще на дальнем Востоке было принято (а кое-где принято и теперь) вывешивать лубочную картинку со свирепым дядькой в сапогах, в старинном наряде военного чиновника, который мечом или палицей побивает мелких демонов или «пять ядовитых гадов». Это Чжун Куй 鍾馗, главный китайский бесогон. История его примечательна.
Изложил её впервые Шэнь Ко (沈括, 1031-1095), сам по себе удивительный человек: поэт и министр финансов, музыкант и полководец, дипломат и астроном, математик и гадатель, изобретатель и картограф, а заодно знаток всех естественных наук и сельского хозяйства. По его рассказу, как-то танский государь Сюань-цзун (правил в 712-756 гг.) заболел (судя по всему, малярией) и месяц лежал в жару. То ли во сне, то ли в бреду, то ли наяву он увидел маленького демона, одетого в красное и обутого на одну ногу. Бесёнок подкрался к его ложу, цапнул государеву нефритовую флейту и мешочек с благовониями его любимой наложницы Ян-гуйфэй и бросился наутёк.

Сюань-цзун и Ян-гуйфэй со свитой

Государь был не в силах шевельнуться и помешать ему - но тут явился другой демон: большой, безобразный, бородатый, глаза круглые, лицо цвета железа. Он схватил воришку, отобрал похищенное, а мелкому демону выдавил глаза и проглотил его.


Сюань-цзун поблагодарил незнакомца и попросил его назваться. Большой демон охотно представился и рассказал вот что.
Зовут его Чжун Куй, он был бедным школяром из Чжуннаня и готовился к экзамену на военную должность. Чтобы добраться до Столицы, добрые соседи собрали школяру средства, но на экзамене он провалился и покончил с собой от стыда. Но перед смертью он дал клятву всячески защищать государя в любом перерождении - чем и занимается поныне.
В более поздних версиях судьба Чжун Куя ещё плачевнее: все испытания он прошёл блестяще, но главный экзаменатор посмотрел на его уродливую рожу, решил, что таким не место среди чиновников, и отменил итоги экзаменов. Неудачливый школяр умер с горя или разбил себе голову о ближайшую колонну, а представ на загробном суде перед князем Яньло (инд. Яма, яп. Эмма), пожаловался на несправедливость. Тот составил доклад высшим божествам, и Чжун кую было пожаловано звание воеводы и даны полномочия на укрощение и истребление злых духов и демонов.


Изложив свою историю, Чжун Куй исчез, а государь очнулся совершенно здоровым. Он вызвал придворного живописца У Даоцзы, подробно описал своё ночное приключение и повелел запечатлеть Чжун Куя на картине. Художник, опытный в изображении как небожителей, так и демонов, так и сделал, и картину эту Сюань-цзун повесил в своей спальне, чтобы отгонять злых духов. А по его примеру (или приказу) так начали поступать и его подданные. Картина - штука дорогая, так что через некоторое время её заменили печатной картинкой, сменяемой каждый Новый год.
Кстати, У Даоцзы (吴道子) тоже был не простым художником. Таланттливый простолюдин-самоучка, один из «четверых основоположников китайской живописи», он, говорят, умел рисовать такие картины, что фигуры на них двигались, а одеяния шелестели. Иными словами, применял светотень и добивался трёхмерности изображения, а порою использовал и иллюзии - когда при осмотре с разных точек зрения картина выглядит по-разному. В конце концов Сюань-цзун заказал ему расписать стены дворцовой палаты, У Даоцзы изобразил пейзаж чудесной страны с горами, реками, долинами, зверями и птицами. В одной из нарисованных гор была пещера; по окончании работы живописец в неё вошёл, и больше его не видели...




Но вернёмся к Чжун Кую. Он исправно защищал от нечисти и государей, и всех, кто прибегал к его помощи. В Японии, кстати, Чжун Куй (Сё:ки) тоже пошёл в ход, в том числе в театре Но:. Мы как-то уже пересказывали действо Но: «Государь» (皇帝, «Ко:тэй»). Ян-гуйфэй (по-японски Ё:кихи) занедужила, одержимая злым духом, Сюань-цзун (Гэнсо:) в отчаянии бдит у одра её болезни. К нему приходит таинственный старик - это призрак лекаря Чжун Куя (Сё:ки). Он рассказывает свою печальную историю - только тут он готовился стать не военным чиновником, а лейб-медиком. Государь, однако, посмертно оценил заслуги, устроил ему пышные похороны и посмертно присвоил ему почётную учёную степень. Теперь Чжун Куй готов отблагодарить Сюань-цзуна и берётся изгнать злого духа из Ян-гуйфэй. В изножье постели красавицы он устанавливает зеркало, а сам исчезает. Вглядываясь в зеркало, государь и впрямь видит там жуткую рожу злого демона, хватается за меч - но демон немедленно исчезает. Дух Чжун Куя является вновь, уже в истинном своём грозном облике, он него демону не укрыться, следует боевой танец - и демон изгнан, а Ян-гуйфэй поправляется. Чжун Куй же обещает, что и впредь будет хранить государя и весь его род, а заодно помогать всем, кто ищет защиты от злых духов.

Вот каким изобразил его Исода Корю:сай.

Но и у Чжун Куя бывали незадачи. Один такой случай описан у Цзи Юня:
Молодой человек был околдован лисой; она пряталась в складках его халата и оттуда разговаривала с людьми. Повесили на стене картинку с Чжун Куем. «Ночью в комнате слышались прыжки и удары, решили, что лиса изгнана, но на следующий день она разговаривала по-прежнему.» И объяснила:
- Чжун Куй, конечно, страшный-престрашный, но, к счастью, росту в нём чуть больше фута, а меч его - в несколько вершков длиною. Он на кровать - я под кровать, он под кровать - я прыгаю на неё, так он гонялся за мною всю ночь на коротеньких ножках и ни разу не сумел по мне попасть.

Чжун Куй на картине Н.Котовой

Так что если уж вешать под Новый год картинку с этим бесогоном - то покрупнее!

..


Впрочем, в середине XVIII века изображения Чжун Куя стали дополнительно вывешивать ещё и в пятый день пятого месяца - для защиты от летней заразы. Ну и понятно, что он не отказывает в помощи тем, кто боится невезения на экзаменах.

Китай, боги, Япония

Previous post Next post
Up