Моделей военных автомобилей у меня в коллекции нет, поэтому сегодняшний День Победы отмечу рассказом о двух красных машинках. Обе - пожарные, обе журнальные. Первая (слева) - российский пожарно-спасательный автомобиль ВИС-234611 на базе LADA 4х4 (1998 год), вторая (справа) - автомобиль пожарной службы Бразилии Dodge Dart Corpo de Bombeiros (1974 год).
В конце апреля 2019 года в продажу поступил очередной, 253-й выпуск серии "Автолегенды СССР и соцстран" издательства DeAgostini. Крайне редко полупаю модели-"журналки", но, иногда, случается. В этот раз совпало так, что приехала посылка из германского магазина, где, в числе других моделей, был бразильский пожарный Dodge Dart второго поколения. Это же издательство, но в Южной Америке, выпускает серию "Veiculos De Servico do Brasil", в которой нашлись интересные мне модели. Журналов, правда, немцы не вложили, так что информации у меня очень мало. Начну с отечественного автомобиля АПМ-0,1-05/30 (он же ВИС-234611).
Тольяттинский завод "ВИС-Авто" появился в 90-е годы, когда потребность в пикапах стала очевидной, но главный конвейер ВАЗ не был готов к производству таких автомобилей. Небольшой компании удалось наладить устойчивый выпуск пикапов на базе легковых моделей LADA, и удержаться на рынке до настоящего времени. Базовая модель пикапа ВИС-2346 появилась с 1998 году.
Аварийно-спасательный автомобиль на базе ВИС-23461 создан совместно с НПО "Простор" (г. Балашиха) и предназначен для тех задач, когда крупная техника пожарных и спасателей не подходит - например, ДТП, ликвидация возгораний внутри складских и производственных сооружений, устранение небольших очагов пожаров в лесопарках. Оборудование пажарно-спасательного автомобиля включает в себя установку для тушения пламени струёй тонкораспылённой воды (УПТВ), которая позволяет существенно снижать расход воды - например, для тушения очага площадью 20 кв. м достаточно 100 л (вместо 1000-2000 литров, необходимых для тушения с помощью стандартного насоса ПН-40). Автомобиль может быть оснашён несколькими вариантами бака для воды объёмом до 180 литров, а в комплект оборудования входят пожарный рукав длиной 100 м, противопожарное полотно, штыковая лопата, лом, крюк, топор, трос, мощный фонарь, гидравлический инструмент: кусачки, разжим, телескопический домкрат. Предусмотрены также диэлектрические ножницы и диэлектрические сапоги для тушения и обесточивания установок под напряжением. Экипаж машины в своем распоряжении имеет дыхательные аппараты для работы в задымленных помещениях. Автомобили оборудованы громкоговорящей светосигнальной установкой (СГУ), стационарной радиостанцией УКВ-диапазона и носимыми радиостанциями
Масштабная модель 253-го выпуска журнальной серии "Автолегенды СССР и соцстран" несёт символику Добровольной пожарной команды (ДПК) Самарской области. К качеству изготовления особых претензий нет - разве что, как и у "Нивы" (LADA 4x4) кузов "проседает" на задней оси, хотя должен, наоборот, быть чуть выше. Дополнительный фонарь на крыше у модели, которая мне досталась, приклеен криво, но у журнальных моделей подобные мелочи случаются часто.
Как и ожидаешь от недорогой модели, мелкие детали изготовлены максимально просто: мелкая оптика, дверные ручки, петли грузового отсека - всё это отлито заодно с кузовом, и, местами, окрашено соответствующим цветом. Тем не менее, дворники, наружные зеркала и детали подвески сделаны достаточно детально.
Донышко очень неплохо проработано для модели-журналки:
Теперь рассмотрим вторую модель.
О пожарной версии Dodge Dart, выпускавшемся в Бразилии с 1968 по 1983 год, известно немного. Модель изображает конкретный автомобиль, который появляется на выставках и автомобильных шоу.
Dart появился в модельном ряду Dodge в 1960 году, отражая структурные изменения внутри Chrysler Corporation, и завоёвывал популярность потребителей, в том числе, за счёт сокращения продаж бренда Plymouth. В 1961 году случился один из грандиозных провалов менеджмента, едва не погубивший компанию (но это уже другая история). Уже в 1963 году появился так называемый "компактный Dart", выпускавшийся, в общей сложности, до 1983 года (в США, Канаде и Мексике - до 1976 года). Машина делила платформу с такими моделями, как Valiant, Barracuda и другими. Второе поколение появилось в 1967 году и его дизайнером был Элвуд Энгел (Elwood Engel).
Хочется отметить некоторые дизайнерские решения. Именно на этом автомобиле, впервые для компакта Chrysler Corporation, появились гнутые боковые стёкла. Также необычным было заднее стекло вогнутой формы. Как позже выяснилось, идея оказалась непрактичной (в углублении накапливался снег, стекло бликовало, толстые задние стойки крыши мешали обзору).
В отличие от отечественной журнальной серии с моделями в блистерах, бразильская серия может похвастаться наличием прозрачного бокса и вкладышем-фоном.
Качество изготовления вполне достойное (неплохо за эту цену, скажем так).
Донышко у этой модели выполнено гораздо проще:
Есть у меня фигурка темнокожего пожарного, которую здесь будем считать представляющей Бразилию. С долей юмора, конечно.
Надеюсь, это не "18+"?
Вкладыш в бокс содержит небольшую информацию об автомобиле. Досадно, что в России DeAgostini так не делает.
А я на этом, пожалуй, закончу. Надеюсь, получилось интересно.
Всех с праздником Победы!