ЮРВ в Нагатинской пойме - начальная точка круизов по Оке
Круизы из Москвы по Оке с выходом в Волгу и далее - везде начинаются с Южного речного вокзала, заново отстроенного в 2023 году. Предполагаемая программа круиза была: Москва-Константинов- Рязань-Касимов-Муром-Москва. Началу круиза посвящен пост
Нагатинская пойма. В другом тексте описана часть круиза
по Москве-реке от Нагатино до Оки. Окская часть круиза проходит от старинного русского города Коломна в устье Москвы-реки (посещение Коломны не входило в программу круиза) до Мурома. После посещения Мурома туристический теплоход без остановок идёт назад - до ЮРВ в Нагатинской пойме Москвы-реки. В этом и в каждом из последующих постов описываются один день, проведенный на Оке.
Ока самая большая по протяженности река в европейской части России - на 187 км длиннее Волги! Другая особенность Оки - это её извилистость. Например от Рязани до Мурома расстояние по шоссе 260 км, а по Оке - около 500! Для перевозки грузов это плохо. К тому же навигация на Оке продолжается лишь около полугода - с середины апреля по середину ноября. Поэтому судоходство по Оке малорентабельно. После буржуазной контрреволюции в России судоходство на Оке пришло в полный упадок - если до 1990-х годов Ока была судоходной до г.Чекалина (1200 км от устья), то с 2005 года транспортное и пассажирское судоходство на Оке вообще отсутствовало. Это было связано с тем, что ГУП «Канал имени Москвы», занимающееся обслуживанием судоходных путей Московского бассейна, объявило о невозможности поддержания гарантированных глубин на всём 1200-километровом судоходном участке реки Оки. Однако у капитализма есть и положительное качество - он стимулирует предпринимательство! Возродить судоходство на Оке способствовал туристический бизнес, ибо речной круиз - замечательный отдых от суеты городов и потока машин. А в московской агломерации проживает громадное число обеспеченных людей, которые не прочь отдохнуть от этих невзгод не в далёких и опасных горах, а в комфортабельных условиях невдалеке от мегаполисов! Обслуживание судоходных участков восстановили, провели необходимые дноуглубительные работы, реконструировали Белоомутский и Кузьминский гидроузлы на Оке.
С 2015 года регулярное судоходство на реке Оке в течение всей навигации началось от города Калуги, а транзитное - от города Коломны (850 км от устья Оки). Круизы по Оке обеспечивают, в основном, модернизированные теплоходы проекта 305 (Дунай), строившиеся в Венгрии по заказу СССР в 1959 - 1967 годах. В то же время на этой линии появились современные отечественные колёсные теплоходы проекта ПКС 180 («Золотое кольцо») и суда на подводных крыльях проекта 23180 («Валдай 45Р»).
Первый день
Первому дню круиза посвящен пост
по Москве-реке от Нагатино до Оки.
Второй день круиза
Реконструкция Белоомутского и Кузьминского гидроузлов, расположенных на участке Оки между Коломной и Рязанью, сделало возможным безопасное и регулярное движение туристических лайнеров от Москвы до Рязани и далее до устья Оки.
Белоомутский гидроузел, который теплоход миновал ранним утром, расположен на реке Ока в районе поселка Белоомут Московской области. Уровень воды на этом гидроузле поднят на 2,5-3 метра. Главное предназначение Белоомутского гидроузла - поддержание и регулирование уровня воды в реке Ока, на участке вверх по течению до устья реки Москва. При этом гидроузел также существенно предотвращает затопления во время паводка низменных территорий Рязани, находящейся по прямой в 60 км ниже по течению Оки.
Согласно программе круиза второй день круиза должен был посвящен посещению села Константиново (родина С.Есенина) и Рязани, однако остановка в селе Константиново была отменена.
Церковь Казанской иконы Божией Матери в селе Константиново издалека видна с фарватера Оки.
Выше Кузьминского гидроузла Ока довольно широкая.
Левый берег Оки во многих местах изрезан оврагами. Вверху видны избы в селе Константиново.
Село Константиново теплоход прошел без остановки.
Пристань в селе Константиново
Ока в районе Кузьминского гидроузла.
Кузьминский гидроузел расположен в районе села Кузьминское Рязанской области на 50 км ниже Белоомутского гидроузла.
Кузьминский гидроузел, административное здание на правом берегу Оки
Кузьминский гидроузел обеспечивает поддержание и регулирование уровня воды в реке Ока на участке вверх по течению до Белоомутского гидроузла, и ограниченно в нижнем течении. Уровень воды на Кузьминском гидроузле поднят до 4-4,5 метров.
Кузьминский гидроузел. Размер шлюзовой камеры 17х290 м
Иоанно-Богословский мужской монастырь в селе Пощупово.
Пойма Оки очень широкая, раньше она ежегодно затоплялась. После сооружения и реконструкции на реке гидроузлов как правило во время паводков пойма не затопляется.
Вероятно в Оке водится рыба, хотя стерлядка пропала уже давно.
Ока чрезвычайно извилиста, особенно около Рязани.
Пристань на левом берегу Оки, видна колокольня Иоанно-Богословского мужского монастыря.
Ниже Кузьминского гидроузла Ока не очень широкая.
Правый берег Оки, который гораздо ниже левого, как правило зарос ивняком.
Птичьи норы на крутом откосе крутого левого берега Оки
Главное событие второго дня круиза - первый выход на берег в круизе и посещение Рязани.
Ока около Рязани чрезвычайно извилиста - от села Константинова до восточных окраин можно насчитать до 8-ми излучин (лук), чередующихся с относительно широкими плёсами (разливами).
В районе Рязани Ока делает несколько крутых извилин. Вид на Рязань с фарватера Оки.
На пути к Рязани
Пристань "Рязань" не столь помпезна, как ЮРВ в Москве.
Впечатления от посещения Рязани здесь -
Рязань туристическая.
Рязань круизный теплоход покинул поздно вечером.
Вид на ночную Рязань с борта теплохода.
Видео вечерней Рязани с фарватера Оки:
В других постах серии описаны следующие дни круиза: