Южный речной вокзал в Москве-столице России
Круиз по Москве-реке и Оке начинается с Южного речного вокзала - исходного пункта Московско-Окского водного пути. Первое здание Московского речного вокзала было построено в Южной (Кожуховской) гавани на правом берегу Москвы-реки. С 1972 году Южный речной вокзал располагался на дебаркадере стоявшем у Нагатинской набережной, недалеко от первого знания речного вокзала. В Нагатинской пойме суда, следующие на Оку проходят первый шлюз - шлюз №10.
Гидросооружения в Нагатинской пойме - важнейшая часть реализации решения о строительстве канала, принятого Советским правительством в 1931 году. Хотя Карамышевское и Нагатинское (Перервинское) гидроузлы со шлюзами №№ 9-11 расположены не на самом канале, они обеспечивают судоходство по всей Москве-реке от Северного до Южного речного вокзала (ЮРВ). Строительство канала «Москва-Волга» было разбито на 14-ть участков, причем 14-ый (Перервинский) участок имел свою контору. При строительстве были построены так же жилые дома для строителей и руководства канала Москва-Волга, наиболее известные из которых «Дом на Набережной» и «Дом Наркомвода». Естественно, в этих комфортабельных домах поселялись не только руководители каналом. Подобный дом был построен и в районе Нагатинской поймы рядом с Кожуховским затоном, в котором помимо руководства строительством Нагатинского гидроузла жили работники Южного речного порта.
"Дом речников" (пр. 2-й Южнопортовый, 5, к. 1) в начале 50-х годов.
Дом речников долгое время был единственным комфортабельным домом в районе Нагатинской поймы - в нём имелись лифты, в каждой квартире - ванные и даже мусоропроводы в просторных кухнях. За более чем через семьдесят лет этот район Москвы настолько изменился, что дом речников пропал среди множества домов, построенных за эти годы.
Преображение района Нагатинской поймы началось со строительства нового здания Южного речного вокзала (ЮРВ) на левом берегу Нагатинского спрямления. В 1985 году строительство было завершено. Длина причальной стенки нового речного вокзала составила 501 погонный метр. Современный вид вокзал получил в процессе реконструкции начатой в 2021 году. Фактически здание было возведено заново с изменением материалов, пропорций и декора: от прежней постройки остался лишь намёк - шпиль на главном корпусе. Открытие нового здания состоялось весной 2023 года. От станции метро «Технопарк» до ЮРВ - 910 м пешком через Южный ландшафтный парк или 8 мин на автобусе №831 (ожидание автобуса до 15 мин).
Часть комплекса Южного речного вокзала. У причальной стенки - дебаркадер павильона электросудов.
На реках Москва и Ока курсируют лайнеры с осадкой не более 1,5 м - это в основном теплоходы проекта 305, которые строились в Венгрии по заказу СССР в 1959 - 1967 годах. Из современных теплоходов на этой линии используется комфортабельный круизный колёсный трёхпалубный теплоход «Золотое кольцо» - головное судно проекта ПКС-180.
У причальной стенки ЮРВ - теплоход проекта 305 "Бородино", построенный в 1961 году как теплоход "Березина"
Круиз начинается от Южного речного вокзала. Лайнер огибает Нагатинский полуостров и входит в Шлюз №10 - первый шлюз, который проходят круизные лайнеры на пути в Оку.
Нагатинский затон - полуостров на Москве-реке в Южном округе Москвы.
От Нагатинского моста вверх по течению Москвы-реки теплоходы идут до Северного речного вокзала и далее в Волку через систему из 9-ти шлюзов Канала имени Москвы.
Нагатинский мост через Москву-реку, по которому проходит проспект Андропова, идущий от 5-ой Кожуховской улицы через Нагатино до Каширского шоссе.
Движение разнообразных прогулочных судов по Москве-реке весьма интенсивное, а вот грузовые суда встречаются очень редко, хотя в этом районе реки находится речной порт, сделавший Москву крупным портом пяти морей.
Южный речной порт
Круизный лайнер у стенки Южного речного порта.
Москва-река в районе Нагатинской поймы кишит разнообразными одно- , двух- и трехпалубными речными прогулочными судами.
Элегантный современный трехпалубный теплоход.
Созданный в 1940-х годах теплоход Москвич проекта 544 - самый массовый и успешный проект советских пассажирских судов для местных линий.
В 2023 году в Москве запустили первые речные электрические суда. Слева - причал-дебаркадер электросудов у Южного речного вокзала.
Речной прогулочный катамаран
Первый двухпалубный пассажирский речной теплоход типа «Москва», строительство которых началось в 1969 году, и современный юркий речной трамвайчик.
Дома на Нагатинской набережной
Остров мечты - парк развлечений рядом с Южным речным вокзалом
Из Нагатинской поймы суда вниз по течению Москвы-реки проходят через Перервинский гидроузел - гидротехническое сооружение в составе Канала имени Москвы. Гидроузел, построенный в 1932-1938 годах, увеличил подпор воды в Москве-реке, что позволило открыть по городскому участку реки сквозной путь для судов. Помимо шлюза №10 в этот гидроузел входят водосливная железобетонная плотина с 7 пролётами, перекрытыми стальными затворами, Перервинская ГЭС и шлюз 11 для пропуска маломерных судов (в настоящее время работает в качестве дока).
Перервинская плотина
Речные суда у причала "Меловой" на Нагатинской набережной
Нагатинская набережная, вдали Церковь иконы божьей матери Скоропослушница.
Нагатинский затон
Круизные теплоходы проходят через шлюз №10 Перервинского гидроузла.
Теплоход входит в шлюз №10, справа - жилой дом в Нагатино.
Теплоход зашел в шлюзовую камеру.
Нижний створ шлюза №10 закрыт, прямо село Коломенское - музей-заповедник русского деревянного зодчества.
Нижний бьеф шлюза №10
Путь от ЮРВ до выхода из шлюза №10 теплоход прошел менее, чем за час. Впереди ещё три шлюза на Москве-реке и один на Оке.
Круиз продолжается:
По Москве-реке от Нагатино до Оки