Муром православный

Jan 02, 2024 14:55





Герб Мурома - владимирский лев и на голубом поле три крупитчатых калача

Летописная история Руси начинается с её христианизации. Муром, упомянутый в «Повести временных лет» под 862 годом, фактически ровесник крупнейших городов Древнерусского государства - Великого Новгорода, Киева и Чернигова, через которые христианство проникало на территории, населенные народами, исповедовавшими язычество. Господство язычества, проповедующего веру во многих богов, поощряло раздробленность Древнерусского государства, что ослабляло его в борьбе с агрессивными соседями. Христианство, проповедующее веру в одного Бога, способствовало сплочению народа вокруг одного правителя. Именно поэтому князья, военные правители русских земель, явились инициаторами крещения Руси. В силу географических особенностей в Древнерусском государстве христианство в основном проникало с юга и юго-запада. Считается, что первое крещение Руси произошло в 860 г. после похода киевских князей Аскольда и Дира на Константинополь. Второе крещение руссов, относящееся примерно к 874 году, приписывается императору Василию I Македонянину и патриарху Игнатию. В 957 году Ольга, рожденная в Пскове жена князя Игоря, правившая киевским княжеством с 945 до 960 года в качестве регента при малолетнем сыне Святославе, приняла христианство в Византии. Массовое Крещение Руси, начавшееся в 988 году, осуществил князь Владимир, внук княгини Ольги. Считается, что на Руси исчезло язычество не позднее XIII-XIV веков, но ещё и святитель Иона московский, бывший в 1431 году епископом Рязанским и Муромским, занимался в том числе и миссионерством - обращением в христианство язычников-волжских финнов.



Христианизация Руси продолжалась не одно столетие и сопровождалось не только борьбой с язычеством, но и соперничеством восточной (православной) и западной (католической) церквей. Всё это нашло отражение в истории Мурома, через который проходил путь, по которому с запада на восток и север на мало заселенные земли мурому, мерьзя и карел шли православные христиане, преследуемые латинянами в Галиции и в других западных русских землях.

В Муроме находится Спасо-Преображенский Епархиальный мужской монастырь старейший православный монастырь в России, упоминается летописными источниками раньше всех других - с 1096 года.



Ворота монастыря спуска к Оке и надвратная церковь Сергия Радонежского

Помимо Спасо-Преображенского Епархиального мужского монастыря в небольшом Муроме имеются ещё три монастыря и два архиерейских подворья и несколько десятков церквей.

Расцвет Мурома и появление в нем каменных храмов связан с успешным третьим походом царя Ивана IV Васильевича (Грозного) на Казань в 1552 году, сделавшим безопасным торговый путь по Оке и Волге. Перед походом царь Иван усердно молился в муромских храмах Петру и Февронии, видя в них своих помощников в предстоящем походе. Более того, в церковных канонах святые упоминаются как «щит и крепость», и поклялся возвести каменные храмы в случае успеха сражения.



Косьмодемьянская церковь церковь на месте, с которого Иван IV наблюдал за переправой войск через Оку.

Недалеко от церкви Косьмы и Демиана находится Николо-Набережная церковь. Рядом с церковью бьет Никольским родником, у которого, по преданию, несколько раз являлся сам Николай Чудотворец. Строительство деревянной церкви во имя св. Николая Чудотворца предание приписывает Ивану Грозному. Построенный в начале XVIII века каменный Никольский храм представляет собой пример местной интерпретации «московского барокко». Строительство храмов в Муроме шло в основном за счет пожертвований горожан, главным образом купечества.



На берегу Оки прекрасно смотрится каменная Николо-Набережная церковь.

Одно из самых почитаемых мест православного Мурома - Свято-Троицкий женский монастырь. Монастырь основан во второй четверти XVII века (1643 г.)  на месте,  где, согласно преданию, в XII веке святой благоверный князь Константин, считающийся крестителем Мурома, поставил деревянную церковь во имя святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба.  В 1642-1643 годах на месте деревянного храма был возведён Свято-Троицкий каменный собор.



Многоярусная колокольня Свято-Троицкого женского монастыря - одна из высотных доминант Мурома.

Свято-Троицкий каменный собор - первый в Муроме храм, построенный в стиле «русского узорочья». Собор украшен богатым декором - его стены украшают не только резные фигуры, но и изумительные по красоте поливные изразцы с изображением диковинных растений и птиц, драконов, конных воинов в шлемах.



Свято-Троицкий каменный собор, вид с севера.

Резные барабаны всех пяти глав храма окружены кокошниками. Высокие кокошники венчают также и стены четверика храма.



Свято-Троицкий каменный собор, вход в собор с южной стороны.

Собор несколько раз перестраивался: в 1786 году были расширены паперть и галерея, а в 1810-м пристроен Скорбященский придел.



Свято-Троицкий каменный собор, справа - прорезная многоярусная колокольня.

В 1648-1652 годах в южной части монастыря на одном фундаменте были построены надвратная шатровая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери и прорезная многоярусная колокольня.



По центру - надвратная шатровая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери, справа - алтарная сторона Свято-Троицкого собора.



Иконостас Свято-Троицкого собора.



Иконостас Свято-Троицкого собора.



Рака с мощами святых Петра и Февронии Муромских в Свято-Троицком соборе место преклонения воцерковленных православных.

Муромский князь Петр и его жена Феврония не упоминаются в летописях. Возможно они лишь персонажи народных легенд, которые подобны известным по летописям муромскому князю Давыду Юрьевичу и его супруге. Тем не менее Пётр и Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547 года в качестве местночтимых святых. В Московской патриархии на территории России, Украины, Белоруссии и  Казахстана насчитывается 90 храмов и часовен, освящённых в честь Петра и Февронии.



Интерьер Свято-Троицкого собора.



Святой источник Петра и Февронии.

В 1975 году на территорию монастыря, где предполагалось организовать музей деревянного зодчества, из деревни Красново Меленковского района был привезён деревянный храм в честь преподобного Сергия Радонежского, являющийся памятником деревянного зодчества начала XVIII века.



Деревянный храм в честь преподобного Сергия Радонежского



Двор монастыря



Монастырские корпуса - при монастыре открыт пансионат «Надежда» для несовершеннолетних и престарелых.

Вблизи Свято-Троицким женского монастыря расположен Свято-Благовещенский мужской монастырь.



Вход в Свято-Благовещенский мужской монастырь, рядом - надвратная церковь Стефана Архидиакона, возведенная в 1716 году. За оградой монастыря возвышается собор Благовещения Пресвятой Богородицы.

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы - первоначальная церковь Мурома, основанная в период крещения Муромской земли на рубеже XI-XII вв., проводимого князем Константином (Ярославом) Святославичем и его сыновьями - Михаилом и Федором. В «Повести о водворении христианства в Муроме» (XVI в.) говорится, что муромские язычники, не желая принимать христианства, убили Михаила - младшего сына Константина (Ярослава) Святославича, защищавшего княжеские палаты. Навстречу разъяренной толпе вышел Константин с иконой Богоматери в руках, а не с оружием. Образ просиял, и пораженные чудом язычники приняли христианство и раскаялись в злодеянии. В память об этом событии был поставлен деревянный храм Благовещения Богородицы, а рядом с ним похоронили убитого Михаила. Со временем, вся княжеская семья была похоронена здесь. В 1547 г. князья Константин, Михаил и Феодор были канонизированы.

Царь Иван IV Грозный остановился в Муроме в 1552 году во время похода на Казань. Он отслужил молебен муромским святым и обещал построить в городе несколько храмов в случае победы над Казанью. Во исполнение этого обета, на месте старой деревянной церкви был возведен великолепный каменный Благовещенский собор и  основан монастырь (1553 г.), который пользовался высочайшим покровительством царя, который выделил монастырю средства из государственной казны, земельные владения, прислал богатую церковную утварь.

В 1616 г. монастырь был разграблен и разорен во время польско-литовского нашествия. Отряд пана Лисовского вывез многие реликвии, пожалованные Иваном Грозным. После разорения Мурома отряды Лисовского спустились по Оке, поднялись по Волге и р.Костроме, разорили Галич и Солигалич и дошли до Белого моря.



Вход в собор Благовещения Пресвятой Богородицы, к собору пристроена шатровая колокольня.

В 1664 г. Благовещенский собор был основательно перестроен - от прежнего здания сохранился лишь высокий подклет. С запада к собору были пристроены невысокая крытая паперть и колокольня. Вход на паперть оформлен высокой беседкой крыльца, с бочкообразными и гранеными столбами. Внешняя отделка собора -  один из хрестоматийных примеров узорочья.



Святыня монастыря - рака с мощами Константина (Ярослава) Святославича и его сыновей - Михаила и Федора в храме Благовещения Пресвятой Богородицы.



Футляр-часовня в честь Серафима Саровского



Подвальное помещение Благовещенского собора - место захоронений и келей.



Келья преподобного Иулиана.



Один из четвероногих стражей монастыря.



Монастырский двор. Сзади справа - двухэтажный келейный корпус.



Часть ограды монастыря, ждущая полного ремонта и реставрации.



Ладья в небольшом пруду на заднем дворе монастыря.

В 1919 г. монастырь был закрыт. Благовещенский собор не прекращал действовать как приходской храм (кроме 1940-1942 гг.). Благовещенский мужской монастырь был возобновлен в 2007 году.

Муром, архитектура, православные святыни, история, христианство

Previous post Next post
Up