Герб Мурома - владимирский лев и на голубом поле три крупитчатых калача
На землях при впадении Оки в Волгу с начала I тысячелетия н. э. обитал финно-угорский народ мурома. Вероятно мурома произошли от племен предшествовавшей городецкой культуры (VII век до н. э. - II век н. э.), носителям которой были волжские финны. По другой версии, мурома пришли в эти места из Приуралья. Согласно археологическим датировкам славянские племена появились здесь не ранее второй половины X века, когда и возник город Муром, впервые упомянутый в «Повести временных лет» под 862 годом среди городов, подвластных князю Рюрику. История Мурома неразрывно связана с процесс христианизации Руси в условиях противостояния западного (латинского) и восточного (византийского) христианства.
Христианизация Руси началась в конце X века с личного крещения киевского князя Владимира Святославича, его окружения и принятие христианства от Константинопольской церкви в качестве официальной религии средневековой Руси, которое произошло, согласно «Повести временных лет», в 988 году. После чего присланное Константинопольским Патриархом духовенство крестило киевских людей в водах Днепра и (или) Почайны. Именно поэтому по церковной традиции Киев считается «матерью городов русских». Вскоре после крещения киевлян произошла Великая схизма - церковный раскол, случившийся в 1054 году, и разделение единой христианской Церкви на Римско-католическую церковь (латинскую) на Западе, с центром в Риме, и Православную церковь (греческую) на Востоке, с центром в Константинополе.
Карта Руси 1113-1194 гг.
История Мурома неразрывно связана с историей Черниговского княжества. Чернигов, столица княжества, расположен на Дисне - притоке Днепра был важнейшим городом на юге средневековой Руси. Однако он впервые упоминается в «Повести временных лет» позже упоминания о Муроме - под 907 годом, когда, после успешного похода на Византию, киевский князь Олег обязал греков платить дань наибольшим городам Руси, при этом Чернигов был упомянут вторым после Киева (столицы княжества). Что касается даты основания Киева «матери городов русских», то по легенде это середина V века н.э., а согласно дендрохронологии наиболее ранняя дата построек древнего Киева - 887 год. Таким образом Муром фактически ровесник крупнейших городов Древнерусского государства - Великого Новгорода, Киева и Чернигова. То, что Муром оставался провинциальным городом средневековой Руси, определялось его приграничным положением, в то время как Чернигов располагался в центре южной окраины Руси. Поэтому именно черниговским князем Ярославом Святославичем в 1127 году было утверждено отдельное государственное образование, составившее основу Рязанской земли, куда вошел и Муром. Тогда же началось крещение Муромской земли. В 1198 году Муром стал центром самостоятельной епархии, которая через столетие была перенесена в Старую Рязань. Однако процесс христианизации этих земель на этом не закончился - святитель Ионы (Одноух), назначенный в 1431 году эпископом Рязанским и Муромским, занимался в том числе и миссионерством - обращением в христианство язычников-волжских финнов. В соответствии с территориальным делением современной России в настоящее время Муромская епархия входит в состав Владимирской митрополии, а Рязанская епархия является частью Рязанской митрополии.
Раскол христианской церкви сопровождался резней латинян в Византии и гонением православных в католической Европе. Один из путей миграции православных из католических земель шел по южной окраине Руси через Чернигов, расположенный на реке Десна, впадающей в Днепр в центре современного Киева.
По землям Черниговского княжества протекает приток Волги река Ока - часть важнейшего водного пути из западной Европы на восток, север и юг. Вероятно именно по Оке, Волге и Костроме мигрировали на мало обжитые земли северо-запада Руси спасавшиеся от притеснения латинянами православные славяне, в течении нескольких веков сформировавшие совместно с финно-угорскими и прибалтийскими племенами великорусский этнос. На это указывает, в частности, название основанного в 1159 году на севере Руси города
Галича (мерьского), одноименного городу в Восточной Европе, и
Солигалича.
Памятник Илье Муромцу (скульптор Клыков В.М.)
Древнейшая часть города Мурома бывшая городская крепость - Муромский кремль. Место, где располагался кремль, называлась Воеводской горой, так как в кремле располагался дом воеводы. В царствование Екатерины II, когда город стал застраиваться по генеральному плану, кремль был разобран за ненадобностью. Сейчас на этом месте располагается Окский парк. В парке установлен памятник Илье Муромцу - герою многочисленных легенд русского фольклора.
Считается, что один из главных героев древнерусского и русского былинного эпоса, богатырь, крестьянский сын Илья родился в деревне Карачарово, неподалёку от Мурома. Славу Илья Муромец обрел на службе киевскому князю Владимиру, когда возглавил оборону южных рубежей Древней Руси.
Принято отождествлять Илью Муромца с монахом святым Илией Печерским (Чеботком), мощи которого покоятся в Киево-Печерской лавре. Это нашло отражение в памятнике Илье Муромцу, доспехи которого одеты на монашеский подрясник.
Вид на Спасский монастырь с Оки, по центру - соборная церковь.
Спасо-Преображенский Епархиальный мужской монастырь - одно из древнейших сооружений Мурома. Этот монастырь упоминается летописными источниками раньше всех других монастырей на территории России и фигурирует в «Повести временных лет» под 1096 годом в связи с «муромским походом» черниговского князя Олега Святославовича и гибелью под стенами Мурома князя Изяслава Владимировича. Считается, что монастырь основал святой князь Глеб Владимирович (Муромский).
После революции 1917 года Спасо-Преображенский монастырь был закрыт, т.к. его настоятель участвовал в восстании, произошедшем в Муроме 8-9 июля 1918 года. В 1918-1919 годах Преображенский собор монастыря продолжал действовать как приходской храм, а на монастырском кладбище совершались погребения гражданских лиц. С января 1929 года обитель заняли военные и доступ на территорию монастыря гражданских лиц был прекращён. Восстановление монастыря началось в 1990-х годах.
Храм святых Космы и Дамиана, вид с Оки.
Каменные церкви в Муроме стали строиться лишь в XVI веке при Иване Грозном, который в 1552 году во время похода на Казань остановился в Муроме и поклялся, что если поход окончится успехом, то в городе будут воздвигнуты каменные храмы над мощами муромских святых.Одним из первых был построен Храм святых Космы и Дамиана, возведенный на берегу Оки, там где с 10 по 20 июля 1552 года стоял царский шатер и откуда Иван Грозный наблюдал за переправой войск. Построили храм знаменитые зодчие Барма и Постник, создатели собора Василия Блаженного в Москве.В XVII-XIX веках Муром был богатым купеческим городом с крупными ярмарками и активным товарооборотом. Муромское купечество не отделяло себя от народа - рабочие фабрик и команды купеческих судов не подвергались жестокой эксплуатации, купцы-миллионщики вкладывали большие средства в благоустройство города, их дети учились в тех же школах, что и дети горожан. Поэтому богатые купцы пользовалось в городе уважением, не подверглись жестоким репрессиям во время Октябрьской революции и до сих пор почитаются в Муроме.
Расцвет Мурома в XIX веке связывается с именем А.В.Ермакова, (1798 - 1869) который в 1847 году, будучи купцом третьей гильдии, переехал в Муром и в 1855 году записался в купцы первой гильдии. С 1851 года А.В.Ермаков начал активно заниматься общественной деятельностью - был попечителем городской больницы и активно содействовал открытию в городе 26 августа 1860 года женского училища, а с 1863 года и до своей кончины был городским головой Мурома и осуществил план строительства городского водопровода, построенного инженером Е. И. Ержемским и оснащённого оборудованием, приобретённым в Германии. На личные средства А.В.Ермакова в Муроме было построено здание театра, детский приют, телеграф и солдатские казармы.
Памятник В.К.Зворыкину перед домом, где проживала большая семья Зворыкиных. Дом, где располагается городской музей, в настоящее время находится на капитальном ремонте.
Один из самых знаменитых муромчан - изобретатель телевидения В.К. Зворыкин (1888-1982) - сын купца-миллионщика Козьмы Зворыкина, который торговал зерном, владел пароходной компанией и был председателем Муромского общественного банка. После Октябрьской революции В.К.Зворыкин эмигрировал в США, где в 1977 году был избран в Национальный зал славы изобретателей как создатель электронного микроскопа, иконоскопа, кинескопа и автор более 120 патентов на другие изобретения.
С 1933 года В.К.Зворыкин неоднократно бывал в Европе и посещал СССР. В результате реализации договора заключенного с компанией RCA (Radio Corporation of America), президентом которой был В.К.Зворыкин, Советский Союз СССР ввёл в действие в 1938 году первую передающую станцию электронного ТВ в Москве и было освоено производство телевизоров «ТК-1» с кинескопом Зворыкина.